Актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента на примере мебельной фабрики «МебеЛев».
Задачи контрольной работы является рассмотрение:
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности.
2. Оценка организационной инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев». инновационный деятельность экономика

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности…………………...3
1.1 Сущность и основные понятия инновационного менеджмента………...3
1.2 Роль и функции инновационной деятельности в современной экономике……………………………………………………………………….7
2. Оценка организационной инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев»…………………………………………………………..12
2.1 Общая характеристика инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев»…………………………………………………………..12
2.2 Мероприятия направленные на совершенствование инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев» ……………………………..15
Выводы и предложения………………………………………………………19
Список используемой литературы …………………………………………..22

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_rabota.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

 

 

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

Набережночелнинский филиал

 

 

Факультет менеджмента                                    

 

 

                                                                      Кафедра менеджмента

 

Тема: «Актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента»

(контрольная работа по  дисциплине «Инновационный менеджмент»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент _2_ курса, гр. 521 ДУ        ____________________Авзалова Г.И.

Научный руководитель:  ассистент кафедры менеджмента  _________   Морозова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны – 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

1. Теоретические аспекты  инновационной деятельности…………………...3

1.1 Сущность и основные  понятия инновационного менеджмента………...3

1.2 Роль и функции инновационной  деятельности в современной экономике……………………………………………………………………….7

2. Оценка организационной  инновационной деятельности мебельной  фабрики «МебеЛев»…………………………………………………………..12

2.1 Общая характеристика  инновационной деятельности мебельной  фабрики «МебеЛев»…………………………………………………………..12

2.2 Мероприятия направленные  на совершенствование инновационной  деятельности мебельной фабрики  «МебеЛев» ……………………………..15

Выводы и предложения………………………………………………………19

Список используемой литературы …………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса. Инновационный менеджмент одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно - технической и производственной деятельности фирмы в таких областях как: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Цель контрольной работы - актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента на примере мебельной фабрики «МебеЛев».

Задачи контрольной работы является рассмотрение:

1. Теоретические аспекты  инновационной деятельности.

2. Оценка организационной  инновационной деятельности мебельной  фабрики «МебеЛев». инновационный деятельность экономика

Объектом контрольной работы является мебельная фабрика «МебеЛев», предметом является оценка организационной инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев».

В основу работы легли следующие книги таких авторов как: Аньшин В.М. Инновационный менеджмент, Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.

 

 

  1. Теоретические аспекты инновационной деятельности

1.1 Сущность и  основные понятия инновационного  менеджмента

Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному [1, С. 4].

Нужно иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in - в и novus - новый), по содержанию термины «инновация» и «нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:

1. Инновация - это процесс (в технике, технологии, организации, производстве) внедрения в практику  каких - либо новых элементов, получающих  общественное признание в виде  рыночного (коммерческого) успеха.

2. Нововведение (инновация) - это результат творческого процесса  в виде нового продукта (техники, технологии, метода).

Именно этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций (руководство ЮНЕСКО, и руководство Фраскатти).

Согласно этому стандарту, инновация - это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций и в российской практике, а именно: инновация - это внедренные на рынке новые, или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или усовершенствованные производственные процессы.

3. Рыночный подход.

Нововведение - это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.

Понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

4. Финансовый подход.

С точки зрения данного подхода инновация - это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.

Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:

1. По видам работ - научные, технические (конструкторские и  технологические), опытно-экспериментальные  и производственные инновации.

2. По конкретным результатам  процесса нововведений (инноваций) - патенты, изобретения, новые или  модифицированные изделия, прогрессивные  технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления  и организации производства.

3. По степени новизны - принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения).

4. По предметному (вещественному) содержанию - продуктовые, технологические, социально - экономические, экологические, информационные, организационные и  управленческие инновации.

5. По виду эффекта научно - технические, экономические, социальные, экологические, информационные и  политические инновации.

6. По охвату основных  сфер деятельности производственно-технологические, организационно - управленческие, социально -политические и финансово - экономические инновации [2, С. 10].

Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

Первый компонент инновационного процесса - новации, т.е. новые идеи, знания - это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно - конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях [3, С. 17].

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность - это использование результатов законченных научных исследований, опытно - конструкторских разработок либо иных научно - технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно - конструкторские работы [4, С. 45].

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу - хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности [5, С. 52].

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

Инновационная деятельность - это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно - технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные исследования  и разработки;

2) научно - техническое образование  и подготовку кадров;

3) научно - технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно - технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в  свою очередь делятся:

a) ранее большинство;

б) отстающие [6, С. 74].

Новаторы являются генераторами научно - технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица - граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане (6, С. 42).

Таким образом, мы рассмотрели понятие инновации и различные подходы к определению сущности инноваций, кроме того ознакомились с многообразием классификационных критериев для данного понятия, выяснили, в чем заключается содержание инновационного процесса и инновационной деятельности, изучили взаимосвязь всех этих категорий друг с другом и с другими процессами, происходящими в организации.

 

1.2 Роль и функции  инновационной деятельности в  современной экономике

С выходом России на международный рынок, который сопровождается усилением конкуренции не только внутренних, но и внешних производителей, значение инновационного менеджмента многократно возрастает. Необходимо использовать систему инновационного менеджмента на российских предприятиях с учётом опыта развитых зарубежных стран и отечественного оборонного комплекса. Именно усиление конкуренции является одним из главных условий возникновения и становления инновационного менеджмента [6, С. 51].

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать, по крайней мере, в трёх аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров - руководителей различного уровня [5, С. 42].

Как и для общей науки менеджмента, для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить 4 относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

Информация о работе Актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента