Активизация муниципальной политики ЖКХ в Верхневилюйском улусе Республики Саха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 06:34, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта - разработка теоретических положений в направлении выявления проблем управления ЖКХ в муниципальном образовании и выработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления в Верхневилюйском районе Республики Саха (Якутия). В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. дать определение ЖКХ муниципального образования и определить его назначение;
2. проанализировать современную политику в области развития и реформирования ЖКХ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..3
1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ……6
1.1 Понятие, назначение ЖКХ муниципального образования ………………………6
1.2 Современная политика в области развития и реформирования ЖКХ …………...9
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖКХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВЕРХНЕВЕЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» …………………………………………..14
2.1 Нормативно-правовая основа функционирования ЖКХ в Верхневилюйском улусе ………………………………………………………………………………………....14
2.2 Анализ состояния и развития отрасли ЖКХ в муниципальном районе и ее проблемы ………………………………………………………………………………..…16
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ……………………………….….….………………...22
3.1 Проект реформирования муниципального управления ЖКХ в Верхневилюйском улусе (районе)………………………………………………………………….………….22
3.2 Эффективность и значимость проекта ………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….….….……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………34

Файлы: 1 файл

валя проект.docx

— 99.17 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.1 -  Предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг9

 

При этом динамика общей  суммы начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг представлен  на рисунке 2.2

Рисунок 2.2 – Изменение  общей суммы начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг  в Верхневилюйском районе.10

 

Однако данные субсидии не могут охватить все население, поэтому  данное мероприятие не может решить все проблемы с оплатой ЖКХ  услуг для малоимущего населения. Так как предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги составил в 2011 году 120%.  А предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение в 2011 году составил 115%. Вследствие всего этого окупаемость жилищно-коммунальных услуг платежами населения в районе составила в 2011 году только 26,06%.

Кроме того в Верхневилюйском  районе отсутствуют частные управляющие  компании, которые конкурируя друг с другом, стремились бы улучшить условия жизни для населения (Таблица 2.2). Это также негативно влияет на развитие отрасли ЖКХ.

 

 

Таблица 2.2 – Выбор способа  управления жилыми помещениями в  Верхневилюйском улусе (районе) Республики Саха (Якутия).11

Показатели

Ед. изм.

годы

2009

2010

2011-2012

Число многоквартирных домов (далее-МКД)

Ед.

161

162

162

Число МКД, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами

Ед.

58

65

70

Число МКД, в которых собственники помещений выбрали и реализуют  способ управления МКД

Ед.

6

11

16

В том числе: непосредственное управление собственниками помещений  в МКД

Ед.

52

54

58

Управление ТСЖ

Ед.

6

11

12

Управление управляющей  организацией

Ед.

     

В том числе

       

муниципальной формы собственности

Ед.

58

65

70

государственной формы собственности

Ед.

     

частной формы собственности

Ед.

     

 

Таким образом в результате проведенного анализа можно выделить следующее проблемы ЖКХ в Верхневилюйском улусе (районе):

- моральный и физический износ объектов ЖКХ, их аварийное состояние: наличие значительных объемов ветхого и аварийного жилого фонда;

- недостаточная материально-техническая база ЖКХ в наслегах и низкий уровень механизации труда;

- низкий уровень внедрения энергосберегающих и других прогрессивных технологий, качества предоставляемых услуг;

- отсутствие развитых сетей водоснабжения и канализации, высокая степень изношенности существующих сетей;

- изношенность систем теплоснабжения, вывозной канализации и как результат значительные потери энергоресурсов и воды, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций;

- не развитость предпринимательства  в отрасли ЖКХ.

Все вышеперечисленные проблемы усугубляются тяжелыми природными условиями территории, колебанием температур с годовой амплитудой более 1000С. Большой урон частному жилому фонду наносится  оттайкой грунтов и нарушением рельефа.

Поэтому в целях решения  обозначенных проблем считается целесообразным развивать предпринимательство в области ЖКХ в Верхневилюйском районе, привлекать предпринимателей со всей республики, для увеличения конкуренции в отрасли и повышения качества оказываемых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

3.1 Проект реформирования муниципального управления ЖКХ в Верхневилюйском улусе (районе)

 

Основной причиной медленного развития рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства в Верхневилюйском улусе является сильное влияние административных, а не экономических рычагов воздействия на предприятия, занимающихся предоставлением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь - со стороны местных администраций. Это, в частности, находит отражение в отсутствии развитых договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде. По-прежнему, у руководителей местных органов власти существует иллюзия, что административным путем можно получить лучшие результаты за меньшие деньги, чем при создании необходимых экономических, рыночных механизмов хозяйствования.

Таким образом, отсутствие эффективных договорных отношений приводит к значительной финансовой неопределенности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, большой финансовой задолженности части потребителей (в первую очередь - бюджетных) перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Поэтому необходимо привлекать бизнес в данную сферу, а так как в самом муниципальном образовании предпринимательство развито не достаточно, привлекать предпринимателей со всей Республики.

Кроме того современный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства  показывает положительную динамику по переходу от муниципальной к частной  форме собственности обслуживающих  жилищный фонд организаций. Вхождение  частного бизнеса в жилищно-коммунальный сектор экономики является на сегодня  приоритетом для публичного собственника имущества ЖКХ.

В этих условиях задача местных  органов власти заключается в  разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования, в том числе:

1. Создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности.

2. Организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов.

3. Контроль за процессом реализации инвестиционных проектов.

4. Содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.).

5. Создание информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии ЖКХ и его предприятий.12

Для реализации всех вышеперечисленных задач предлагается создать новую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Новая схема управления будет строиться на формировании управляющих организаций, работающих в нескольких населенных пунктах муниципального района. При такой системе объемы работ, выполняемые управляющими организациями, достаточны для минимизации удельных расходов предприятия, при этом каждый населенный пункт имеет возможность обратиться  с просьбой пригласить другую организацию для работы на его территории.

При этом управление жилищным хозяйством малых и сельских муниципальных образований  возможно организовать по следующей схеме (рис. 3.1).

Предлагаемая модель управления сферой ЖКУ муниципального района предусматривает разработку с участием муниципальных образований и внесение в органы исполнительной  и законодательной власти Республики предложений по проектам регламентирующих и нормативно-методических актов в сфере бюджетной и налоговой политики, финансирование и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, включая передачу его объектов в муниципальную собственность (рис. 3.2).

 

Рисунок 3.1 - Схема механизма функционирования ЖКХ сельских территории муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»

 

Рисунок 3.2 - Модель системы управления сферой жилищно-коммунальных услуг сельских поселений муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»

 

В предлагаемой схеме управления сферой ЖКХ в сельских поселениях муниципального района предусмотрено  введение двух новых подразделений:

  1. Служба Заказчика, функциональное предназначение которой связано с проведением тендеров на выполнение муниципального заказа жилищно-коммунальных услуг, привлечения бизнеса в решение первоочередных задач реформирования ЖКХ района, таких как обеспечение горячего водоснабжения, оборудование канализации и водопровода.

Эта же служба будет осуществлять контроль за сроками и качеством  проведения работ частными предприятиями  в сфере ЖКУ, позволяющих применять  систему дифференцированного материального  поощрения.

2. Формирование хозрасчетных  участков, являющихся структурными  подразделениями МУП «Дирекция жилищного фонда Верхневилюйского муниципального района» в значительной степени будет способствовать увеличению мобильности оказания услуг в  населенных пунктах, поскольку головное предприятие сферы ЖКХ расположено на территории района.

Новым для сельских поселений  района представляется формирование на их территориях единых расчетных  центров (ЕРЦ), которые аккумулировали бы платежи населения за услуги ЖКХ. При этом введение такого ЕРЦ повысит собираемость и своевременность платежей за коммунальные услуги.

Примерные финансовые затраты  на создание новой системы управления ЖКХ в районе описаны в таблице 3.1

 

Таблица 3.1 – Примерные  финансовые затраты на внедрение  новой системы управления ЖКХ 

Мероприятие

Затраты, руб.

Создание хозрасчетной организации Служба заказчика

295 000

в том числе:

 

Аренда помещения  для хозрасчетной организации

20 000

Заработная плата  персоналу (5 человек)

25000*5 = 125 000

Обеспечение оргтехникой

30 000*5= 150 000

Создание хозрасчетных участков (по 9 муниципальным образованиям района)

1 170 000

в том числе:

 

Аренда помещений

180 000

Заработная плата  персоналу (4 человека в каждом МО)

20 000 *36 = 720 000

Обеспечение оборудованием

30 000*9 = 270 000

Итого

1 465 000


 

При этом данная сумма не является критичной, так как в настоящее время ежемесячно на содержание жилищно-коммунального фонда из средств местного бюджета тратится около 7 млн. рублей.13

Поэтому предполагается, что финансирование создания службы заказчика будет осуществляться из средств местного бюджета муниципального района за счет финансовых ресурсов, сэкономленных от передачи функции по управлению жилищно-коммунальным фондом предпринимателям.  Однако, необходимо учитывать также, что местный бюджет Верхневилюйского муниципального района практически на 60% дотационный, поэтому по сути дела финансирование создания новой системы управления ЖХК перекладывается на бюджет Республики Саха (Якутия).

Что касается создания хозрасчетных участков, то в местной администрации  каждого муниципального образования  Верхневилюйского муниципального района будет введена должность муниципального служащего, который непосредственно будет курировать работу своего хозрасчетного участка, обеспечивая взаимодействие с МУП «Дирекция жилищного фонда Верхневилюйского муниципального района» обслуживающего персонала.

Рассматривая взаимодействие органов управления и бизнес структур, привлеченных для реформирования  ЖКХ района, то его целесообразно осуществлять на основе договоров концессий. Согласно которым, частный оператор получает во владение государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества.

Кроме этого важным содержательным моментом договора концессии является принятие концессионером определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы. Таким образом, в рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя все три группы рисков: коммерческие и инвестиционные риски, а также риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности. При этом важным фактором, определяющим целесообразность заключения концессионных соглашений, является необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных средств.

Сроки осуществления перехода к новой модели управления носят  относительный характер и зависят  от готовности тех или иных предприятий  жилищно-коммунального комплекса  муниципального района к работе в  новых условиях хозяйствования. Однако сам переход будет осуществляться в 2 этапа.

На первом этапе (2013 - 2015 годы) будут осуществляться следующие мероприятия:

- создание Службы заказчика,  хозрасчетных участков и  ЕРЦ;

Информация о работе Активизация муниципальной политики ЖКХ в Верхневилюйском улусе Республики Саха