Активизация муниципальной политики ЖКХ в Верхневилюйском улусе Республики Саха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 06:34, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта - разработка теоретических положений в направлении выявления проблем управления ЖКХ в муниципальном образовании и выработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления в Верхневилюйском районе Республики Саха (Якутия). В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. дать определение ЖКХ муниципального образования и определить его назначение;
2. проанализировать современную политику в области развития и реформирования ЖКХ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..3
1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ……6
1.1 Понятие, назначение ЖКХ муниципального образования ………………………6
1.2 Современная политика в области развития и реформирования ЖКХ …………...9
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖКХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВЕРХНЕВЕЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» …………………………………………..14
2.1 Нормативно-правовая основа функционирования ЖКХ в Верхневилюйском улусе ………………………………………………………………………………………....14
2.2 Анализ состояния и развития отрасли ЖКХ в муниципальном районе и ее проблемы ………………………………………………………………………………..…16
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ……………………………….….….………………...22
3.1 Проект реформирования муниципального управления ЖКХ в Верхневилюйском улусе (районе)………………………………………………………………….………….22
3.2 Эффективность и значимость проекта ………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….….….……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………34

Файлы: 1 файл

валя проект.docx

— 99.17 Кб (Скачать файл)

В 2007г. был принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»  № 185-ФЗ, который  в целях создания благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для выполнения приоритетных задач  социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением  Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р  была принята и одобрена концепция  целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства  на 2010-2020гг.».

В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из направлений развития жилищно-коммунального  хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшний день 81,3 % жилья находится  в частной собственности, что  способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом. Форму управления этим фондом уже выбрали собственники более  чем 1 миллиона многоквартирных домов. Созданы и заработали необходимая  рыночная инфраструктура и институты  функционирования жилищно-коммунального  хозяйства, в частности Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства  и открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию».3

Вторым направлением является развитие системы управления имущественным  комплексом коммунальной сферы с  использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного  в управление, аренду, концессию  и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2011 года в целом по Российской Федерации составила 12,8 процента.

Третьим направлением является завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в  денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства. Эти меры направлены на внедрение  механизмов рыночной экономики в  этой отрасли и повышение ответственности  перед населением предприятий, оказывающих  жилищно-коммунальные услуги.

Четвертым направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемами фактически использованного  ресурса обеспечивается путем организации  общедомового и индивидуального  приборного учета. По итогам 2011 года было отпущено потребителям в соответствии с приборами учета 96,2 процента электрической  энергии, 82,7 процента газа, 48,7 процента холодной и горячей воды.

Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся  в изношенном состоянии. Нормативный  срок отслужили на 1 января 2011 г. около 60 % основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации, в РФ по состоянию на 1 января 2011 г. физический износ основных фондов котельных  составил 55 %, центральных тепловых пунктов - 50,1%, тепловых сетей - 62,8 %, тепловых насосных станций - 52,3%, требуют немедленной  перекладки около 16 % теплопроводов  и 30 % сетей водоснабжения и канализации.4

В результате этого износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25 – 30 %, а иногда и до 50 % выше, чем в  европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 %, по электроэнергии – 15 %, по теплу - до 40 % .5

Разработка программы комплексного развития позволяет существенно  повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию  коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов  строительства и координации  развития различных систем инфраструктуры.

Перечисленные цели, направления, мероприятия, обозначенные в Концепции, уже предлагались в ранее принятых государственных  документах, однако не были реализованы  в полном объеме.

Проведенный анализ этапов реализации реформы ЖКХ показал, что пока рыночные преобразования в ЖКХ большей  частью проходят на бумаге. Однако современная  реформа жилищно-коммунального хозяйства  в РФ ориентирована на рыночную экономику. Явным на сегодняшний момент является и то, что не все предприятия  эффективно действуют в рыночных условиях. Их развитие тормозит как  само несовершенство реформ, проводимых в РФ, так и нежелание населения  принять данную реформу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖКХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВЕРХНЕВЕЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» 

 

    1. Нормативно-правовая основа функционирования ЖКХ в Верхневилюйском улусе

 

Жилищно-коммунальное хозяйство  муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» функционирует в  соответствии с  нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я), а также существующие на уровне района программы.

Федеральные нормативно-правовые акты в области жилищных отношений, используемые на территории Республики Саха (Якутия), в частности в муниципальном районе «Верхневилюйский улус (район)»:

- Конституция РФ;

- Жилищный Кодекс РФ;

- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральный закон от 21 июля 2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

-  Постановление Правительства  РФ от 23 мая 2006  г. №307 «О порядке  предоставления коммунальных услуг  гражданам»;

- Постановление Правительства  РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Правила  пользования системами коммунального  водоснабжения и канализации  в РФ»; 

 Данные нормативно-правовые акты обозначают основные положения ведения жилищно-коммунального хозяйства, управления им, а также оказания ЖКХ услуг гражданам.

Среди нормативно-правовых актов в области жилищных отношений, разработанных Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики и принятые Правительством Республики Саха (Якутия) основными на территории Верхневилюйского улуса является Закон РС(Я) от 11.10.2006 г. № 380-З «О порядке ведения органами местного самоуправления РС(Я) учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» и Постановление Правительства РС(Я) от 12.02.2004 г. № 62 «Об утверждении порядка передачи в управление и собственность товариществам собственников жилья объектов жилищного фонда, нежилых помещений, земельных участков и взаимодействия с муниципальными органами в вопросах содержания и ремонта жилищного фонда в РС(Я) для образования кондоминиумов».

На  основании Жилищного  кодекса Российской  Федерации, а также других  нормативных правовых актов Российской Федерации  и Республики Саха  (Якутия) в домах, находящихся  в муниципальной собственности,  в  случае  создания товарищества собственников  жилья производится  передача прав общей собственности Товариществу, после принятия соответствующего решения общим собранием собственников жилья.

В соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 20.02.2006  N 52  взаимодействие ТСЖ с органами муниципального управления было исключено.

Распоряжение Правительства  РС(Я) от 08.11.2006 г. «Об единых нормативах водопотребления населением, используемых для расчета нормативных расходов предприятий ЖКХ по оказанию коммунальных услуг населению»   используется  для определения объемов финансовой  помощи  муниципальному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Что касается актов органов  местного самоуправления, то в области  ЖКХ в Верхневилюйском улусе  данных актов не создано, что затрудняет реализацию управления в этой области в связи с особенностями развития данной территории и тяжелыми природными условиями.

Поэтому резюмируя, необходимо отметить сложившуюся кризисную ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства в МР «Верхневилюйский улус (район)». А отсутствие местной правовой базы, стратегий и программ развития в области ЖКХ еще более усложняют процесс муниципального управления.

 

    1. Анализ состояния и развития отрасли ЖКХ в муниципальном районе  и ее проблемы

 

Муниципальный район Верхневилюйский  улус (район) Республики Саха (Якутия) - муниципальное образование, состоящее  из 21 сельских поселений, объединенных общей территорией, в границах которой  местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

Жилищный фонд Верхневилюйского улуса насчитывает 386,9 тыс. кв. м. жилой  площади. Из них 46,1 тыс. кв. м.  муниципальный  жилфонд, находящийся в управлении МУП «Дирекция жилфонда» администрации  МО «Село Верхневилюйск». Филиал ГУП  ЖКХ РС(Я) оказывает коммунальные услуги жилфонду в  32,6 тыс. кв. м. жилой  площади или 70,6% от общей площади. Муниципальные предприятия наряду с оказанием жилищных услуг выполняют  работы по благоустройству населенных пунктов, обслуживанию объектов социально-культурной сферы, капитальному ремонту и строительству. 6

Из  общей жилой площади  улуса площадь блочного и смешанного жилищного фонда составляет 6,4 тыс. кв. м., остальное жилье – деревянное, т.е. преобладает деревянная  застройка. 26,1% жилья возведены в 1946-1970 гг., 43% - в 1971-1995 гг., 23,6% после 1995 г.

 

Жилфонд,  всего тыс. кв м

из него в домах, построенных

до 1920 года

1921-1945 гг.

1946-1970 гг.

1971-1995 гг.

после 1995 г.

386,9

1,6

26,6

100,8

166,5

91,4





Таблица 2.1 – Распределение площади жилых помещений по годам возведения в 2011г.7

 

 

 

 

Жилой фонд Верхневилюйского улуса  имеет одну из самых низких степеней благоустройства в республике, так:

  • охвачено центральным отоплением – 30,2 %;
  • оборудовано канализацией – 5,5 %;
  • оборудовано водопроводом – 5,1 %;
  • ванной и душем – 1 %;
  • газом – 9,4%
  • горячим водоснабжением – 1 %;
  • напольными электроплитами – 0 %. 8

В рамках программы реформирования ЖКХ в улусе была создана 1 управляющая  компания  МУП «Дирекция жилфонда с. Верхневилюйск», с 2008 года в с.Верхневилюйск организовано 2 товарищества собственников жилья.

В качестве энергоносителей  для выработки тепловой энергии  в улусе используются природный  газ, газоконденсат, уголь, сырая нефть, дизельное топливо, дрова. Всего  в год поставщиками тепла поставляется 70,633 тыс. гкал тепловой энергии.  Количество действующих котельных в населенных пунктах улуса 101 единиц. Из них 10 используют в качестве топлива природный газ, 4 - газоконденсат, 2 - нефтяное топливо, 10 - уголь, 1 - дизельное топливо, остальные - дрова. Среди потребителей бюджетной сферы обеспечены приборами учета расхода тепловой энергии только объекты Республиканской гимназии имени М.А. Алексеева.

Важным показателем состояния  ЖКХ в районе является производство электроэнергии. Износ электрических  сетей составляет более 30 %, поэтому  электрические сети и их состояние  являются одним из приоритетных элементов  инженерной инфраструктуры улуса. И  хотя в районе ведутся работы по энергосбережению, однако они имеют  локальный характер и производятся не системно без определенной программы.

Несмотря на все негативные моменты, в районе существует и положительные  мероприятия, такие как предоставление малоимущему населению субсидий на оплату коммунальных услуг. (Рисунок 2.1)

Информация о работе Активизация муниципальной политики ЖКХ в Верхневилюйском улусе Республики Саха