Административные методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Ö Административный метод;
Ö Экономический метод;
Ö Социально-психологический метод.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4
Административные методы управления…………………………………..5
Классификация административных методов управления персоналом.6
Организационные воздействия……………………………………………..7
Распорядительные воздействия……………………………………………..8
Дисциплинарная ответственность и взыскания………………………….9
Материальная ответственность и взыскания…………………………..10
Административная ответственность и взыскания…………………….11
Административно-правовые методы…………………………………....12
Методы прямого и косвенного воздействия…………………………...16
Административное принуждение и его виды…………………….……18
Административно-предупредительные меры…………………………20
Административно-пресекательные меры……………………………...21
Меры административной ответственности……………………………23
Административно-правовое принуждение…………………………….25
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

- органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;

- выражение управляющего  воздействия субъектов исполнительной  власти на соответствующие объекты;

- непосредственное выражение  в связях между субъектами  и объектами государственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти;

- использование субъектами  исполнительной власти в качестве  средств реализации закреплённой  за ними компетенции;

- метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект;

- с учётом многообразия  приёмов и способов реализации  управленческой компетенции метод управления есть определённая возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;

- в методах управления в соответствующем объёме находит своё выражение государственный интерес, управляющая воля государства;

- непосредственное выражение  в методе управления принадлежащих и его исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера;

- для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения;

- выбор конкретных методов управления и воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего от особенностей управления.

Итак, по своим показателям  метод управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них- и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. выступают в роли "носителей" административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными органами для решения стоящих перед ними повседневных задач.

Главный критерий, необходимый  для разграничения названных  вариантов в методологическом смысле следующий:

метод правового  регулирования - функция административного права;

метод управления - функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).

Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для принятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства: социологические, математические, графические, выполняемую до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.

Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.

Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнести к так называемым организационным мероприятиям, находящим свое выражение, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияния на объект управления.

Таким образом следует  различать:

а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и выявляются собственно методами управления;

б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри аппаратное значение;

в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.

Первые из них административно-правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.

Иная точка зрения на понятие  применения методов государственного управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты:

- это способы воздействия  одного человека на другого,  одного коллектива на другой, одного человека на коллектив  или коллектива на человека. Во  всех случаях метод управления выступает как особые связи людей;

- это способы обеспечения  преобладания, подчинения воли;

- это способы организации,  упорядочения происходящих в  системе процессов, приемы осуществления  общих функций, возникающих в  процессе совместной деятельности;

- это средства достижения  цели.

Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом.

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние  основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы  применения методов. С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждение и принуждение.

С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.

Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Методы прямого и косвенного воздействия.

В научной литературе, в  директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это  разновидности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономические процессы. В обороне, образовании экономические методы применяются мало, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого воздействия  характерны следующие признаки.

а) прямое воздействие на волю;

б) директивность, приказной  характер;

в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют  подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает  существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно  полнее регулировать деятельность подчиненных;

д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

ж) широкое использование  внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет  быстро добиться результатов. Часто  без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия присущи  следующие особенности:

а) руководящее воздействие  осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности  исполнителей;

б) управленческие акты управомачивают на определенные действия;

в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

г) юридическими нормами  и обычаями закреплен автоматически  действующий механизм стимулирования;

д) наличие развитого механизма  правосудия, решения споров, обеспечивающего  защиту законных интересов граждан  и их коллективов, цивилизованные процедуры  разрешения противоречий.

 

Административное  принуждение, его виды.

В числе административно-правовых методов были упомянуты и средства индивидуального характера, используя  которые исполнительные органы обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие  на регулирование общественных отношений. В своей совокупности меры принудительного  обеспечения должного поведения  управляемых составляют институт административного  принуждения. Естественно, что в  первую очередь имеются в виду административно-правовые нормы, регулирующие применение такого рода средств.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение  используется главным образом как  крайнее средство обеспечения и  охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность.

Для административного принуждения  характерно следующее:

а) как правило, внесудебное  применение предусмотренных законом  или подзаконными актами правовых мер  властью уполномоченных на то исполнительных органов;

б) применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными  органами, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению  административной власти;

в) меры административного  принуждения применяются в целях  обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формируют  обязательные правила поведения  в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ.

г) как правило, меры административного  принуждения применяются исполнительными  органами, уполномоченными на осуществление  правоохранительных функций в сфере  государственного управления.

Особое место отводится  мерам дисциплинарного принуждения, реализуемым в рамках государственно-служебных  отношений. Оно заключается в  том, чтобы обеспечить надлежащее и  своевременное выполнение каждым нижестоящим  органом управления, его структурным подразделением или отдельным служащим распоряжений вышестоящих органов, подразделений и должностных лиц. Речь идет об обеспечении требований необходимой дисциплины там, где они не соблюдаются добровольно. В качестве мер дисциплинарного принуждения применяются, с одной стороны, психическое, волевое принуждение, направленное на то, чтобы потребовать, заставить выполнить соответствующее распоряжение, а с другой - дисциплинарная ответственность. Однако непосредственными мерами административного принуждения они не являются, так как не каждый руководитель наделен полномочиями административной власти.

Меры административного  принуждения разнообразны. По целевому назначению они могут быть подразделены на три группы:

- административно-предупредительные  меры;

- административно-пресекательные  меры;

- меры административной  ответственности.

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (КоАП) выделяет также меры процессуального  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются  тремя названными видами мер административного  принуждения.

Административно-предупредительные  меры

Административно-предупредительные  меры принудительного характера, применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного  рода осуществляются в принудительном порядке, т. е. в процессе односторонней  реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов.

Информация о работе Административные методы управления