Административная школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Теория и практика управления производством в ХХ в. формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением
научно-технического прогресса. Все сформировавшиеся школы в управлении внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Актуальность заключается еще в том, что многие современные крупные коммерческие компании следуют в своем управлении постулатам административной теории управления.
Цель курсовой работы — проследить развитие теоретических изысканий административной школы управления.
Задачи курсовой работы:
- Охарактеризовать сущность школы административного управления;
- Выявить теоретические аспекты бюрократической теории организации;
- Проанализировать административную теорию А. Файоля;
- Раскрыть значение административной школы в современном менеджменте

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность школы административного управления 5
1.1. Место школы административного управления в развитии идей теории управления 5
1.2. Административная теория А. Файоля 12
1.3. Бюрократическая теория организации 14
Глава 2. Значение административной школы в современном менеджменте 22
2.1. Использование идей административной школы в западных компаниях 22
2.2. Особенности административного менеджмента в России 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

административная школа управления.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

1. Все  задания, необходимые для достижения  целей, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Каждое  задание должно выполняться в  соответствии с «постоянной системой абстрактных правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий. Разумность такой практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределенность при выполнении задания, связанную с индивидуальными различиями.

3. Каждый  сотрудник или офис организации  должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления. Таким образом, создается цепь команд.

4. Каждое  официальное лицо в организации  должно вести дела своего офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики — гарантировать невмешательство отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных наличной дружбе или знакомстве.

5. Наем  на работу в бюрократическую  организацию должен основываться на технической квалификации работника и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Соответственно продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию должен рассматриваться как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень его преданности фирме.

Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. Между тем только некоторым организациям свойственны все характеристики идеального типа. Отдельные достаточно высокие характеристики свойственны для многих организаций. Например, все организации до определенного уровня применяют разделение труда, имеют отношения «руководитель-подчиненный», используют определенные виды процедур.

Макс Вебер, положивший начало систематическому изучению бюрократии, установил, что она является одновременно и наиболее эффективной системой, и угрозой для основных элементов свободы. Обратив внимание на упорядоченность и потенциальную эффективность бюрократических систем, Вебер отмечал, что бюрократическая форма организации с точки зрения точности, постоянства, строгости и надежности ее работы превосходит все другие формы административной организации.

В течение XX века большие бюрократические организации создали системы, способные эффективно управлять потоками инвестиций, разделением труда и крупномасштабным индустриальным производством. С использованием их организационного потенциала связано развитие промышленности, связи и коммуникаций, взаимодействий всех видов, ориентации на потребителя. Были созданы организации, достаточные для того, чтобы обеспечивать лидерство в самых разных областях.

В условиях современных революционных изменений в технике и технологии производства, расширения объема, разнообразия и неустойчивости потребительского рынка, роста неопределенности при увеличении масштабов инвестиций возможности использования бюрократических систем существенно сокращаются, возникают все новые трудности в обеспечении эффективного управления.

Среди ученых существует согласие по поводу шести характеристик бюрократии, описанных первоначально Вебером:

1) иерархическая командная цепочка;

2) специализация должностных обязанностей;

3) единая политика в области  прав и обязанностей;

4) стандартизированные операции на каждом участке работы;

5) карьера, основанная на профессиональной компетенции;

6) безличностные взаимоотношения.

К данным характеристикам можно добавить то, что координация деятельности осуществляется на высших уровнях организации.

Таким образом, тем не менее со временем роль и действенность бюрократической организации снижались.

 

 

Глава 2. Значение административной школы в современном менеджменте

 

2.1. Использование  идей административной школы  в западных компаниях

 

Все ведущие западные и азиатские компании в своей практике управления опираются на систему административного управления - Administrative Management System (AMS). Это такие известные компании, как TOYOTA, FORD, MERCEDES-BENZ, BMW, HONDA, SONY, SAMSUNG, COCA-COLA, McDonald’s, VOLKSWAGEN, XEROX и другие.

Почему они сделали выбор в пользу данной системы? Потому что система административного управления обеспечивает самый эффективный способ управления организациями. Она обладает уникальным свойством – многократно упрощает процесс управления и одновременно повышает его эффективность.  
     Как следствие, она позволяет существенно снизить себестоимость производства товаров (услуг), повысив долговременную конкурентоспособность компаний без существенных вложений в модернизацию производства.

Возникает закономерный вопрос: Если система административного управления (AMS) настолько эффективна и актуальна в мире, то почему она до сих пор широко не пропагандируется в России? Ведь не секрет, что российские руководители почти целиком ориентированы на прогрессивный западный и азиатский менеджмент. И вся информация с Запада о менеджменте: переводные книги, статьи, курсы МВА и др., казалось бы, приносят самые современные знания об управлении.

С начала 20 века в США административный менеджмент постепенно набирал обороты. Компании, внедрившие систему, существенно повышали свою производительность и конкурентоспособность. Они начинали быстро развиваться и уверенно завоевывать рынки. Остальные компании, проигрывая им в жесткой конкурентной борьбе, были обречены на банкротство.  
     Эффективность системы административного управления стала всем очевидна. Наконец, в середине 20 века США пережили настоящий бум, связанный с постановкой эффективного администрирования. Все американские компании и организации были охвачены задачей, связанной с повышением собственной эффективности путем внедрения системы административного управления. Научная постановка вопросов организации и управления не обошла стороной и систему американского образования. Курсы по вопросам организации и управления были постепенно введены в программы высших учебных заведений США. Решая проблемы управления, США не только вышли из депрессии, их экономика начала невиданными доселе темпами набирать обороты.

В конце 40-х годов 20 века (сразу после Второй мировой войны) Великобритания поспешила последовать за США - за лидером мировой экономики. В 1947 году был создан "Британский институт управления". Англичане, стремясь повысить конкурентоспособность своих компаний, а значит, и всей своей экономики, начали активно пропагандировать административный менеджмент и внедрять во всех организациях систему административного управления. Вскоре по этому же пути пошли и другие страны Западной Европы. Процесс шел так быстро, что уже в 1959 г. в Женеве была создана «Международная ассоциация центров по преподаванию методов управления», в которую помимо Англии вошли такие страны, как Франция, ФРГ, Бельгия, Италия, Швейцария и др.

В результате внедрения системы административного управления существенно повысилась эффективность компаний и организаций в масштабе целых государств, благодаря чему страны Запада за относительно короткий срок повысили мощность своих экономик до фантастических высот.  
      Новые индустриальные страны Азии - Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань пошли по этому же пути. Результат - азиатское экономическое чудо.

В 70-х годах японская компания Toyota усовершенствовала административный подход к управлению. В компании Toyota была разработана система административного управления производством - Toyota Production System (TPS), которая позволила наладить бережливое производство (lean production). Система управления производством TPS базируется на принципе точно вовремя (just in time) и системе Канбан - методе управления производством и запасами с использованием простых физических сигналов (карточек, световых сигналов и т. п.). Идея бережливого производства (lean production) - выявить и исключить из процесса производства все лишние материальные ресурсы, действия и операции, которые прямо не участвуют в создании новой потребительской стоимости, а значит, только вредят компаниям, увеличивая себестоимость продукции.

Наконец, задача административного менеджмента была полностью достигнута - система административного управления, всецело направленная на бережливое производство, позволила производить высококачественные товары и услуги с максимально возможной производительностью и минимально возможной себестоимостью.

Так шаг за шагом в течение 20 века административный менеджмент в мире выработал стройную теорию и практику управления, начиная от методов организации труда и заканчивая методами моделирования всей системы административного управления компаниями, что способствовало существенному росту производительности труда и эффективности компаний во всем мире, богатство наций многократно возросло.

Можно констатировать - административный менеджмент, система административного управления настолько повлияли на развитие мировой экономики, что без преувеличения они изменили мир. Завершилась эра низкой эффективности управления. Началась эра высокоэффективных компаний. Западные и азиатские страны достигли своего экономического могущества не только благодаря рыночной экономике, но и благодаря административному менеджменту.

Система административного управления за 100 лет настолько вошла в практику управления на Западе и в Азии, что, к примеру, современные западные специалисты по управлению и руководители даже не представляют, что где-то управление может строиться иначе - может быть бессистемным. Для них отсутствие четкой и отлаженной административной системы в любой компании – это нонсенс. «Пока не создана ясная и логичная система управления, организации нет», - именно так, а не иначе подчеркивается важность административной системы.

Итак, почему же в России не пропагандируется администрирование?

Раз администрирование для Запада – аксиома, то говорить о необходимости постановки системы административного управления у них сегодня, по крайней мере, неприлично. Это вызовет недоумение у всех. Человек, который сегодня будет доказывать эту истину, будет выглядеть в глазах других просто невеждой – человеком с другой планеты. По этой простой причине пропаганда административной системы в настоящее время на Западе совершенно отсутствует.

С другой стороны на Западе сегодня в моде, а значит, у всех на слуху Lean production (бережливое производство), МВА, ERP - системы, IS0 9000,..., ISO 16949, процессный подход и много чего еще.

Таким образом, Администрирование за столетие настолько прочно вошло в западную практику управления, что для них наличие четкой и отлаженной системы административного управления в любой компании – это аксиома.

 

2.2. Особенности  административного менеджмента в России

 

С начала 90-х годов формируется организационная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам.

Значительный экономический эффект и развитие промышленного и научно-технического потенциала страны ожидались от приватизации собственности. Утверждалось, что благодаря широкомасштабной приватизации будет осуществлена реорганизация систем управления на всех иерархических уровнях, изменение регулирующих функций верхних ступеней управления, получит развитие система материального стимулирования и внутрифирменного управления. Однако преодолеть спад производства и получить экономический эффект в условиях приватизации удалось лишь в редких случаях.

Ушла в безвозвратное прошлое советская система хозяйствования, основанная на ленинских принципах управления, на "единственно верном" учении марксизма-ленинизма, ушел из жизни и "моральный кодекс строителей коммунизма", и на их месте образовался интеллектуальный вакуум, постепенно заполняющийся чуждыми нашей культуре идеями хищного личного обогащения любой ценой и пренебрежительного отношения к понятиям чести, достоинства, любви и братства. В переломные моменты истории, когда происходит пересмотр устаревших взглядов, всегда возникает множество новых идей, моделей и концепций, большинство которых расплывчато, неопределенно, не обосновано наукой и практикой.

Сейчас решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества и специалисты различных отраслей науки внимательно изучают опыт управления в разных цивилизованных, передовых государствах. Ясно, что становление русского менеджмента не будет копированием американского, европейского или японского. Несомненно, что будет использован опыт многих стран и создана своя, характерная для условий России система управления.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Информация о работе Административная школа управления