Адаптация системы управления к факторам внешней среды ( на примере ЗАО "РИО")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ факторов внешней среды и степени их влияния на деятельность предприятия в сфере индустрии развлечений, а далее, на основе полученных результатов дать рекомендации по улучшению адаптации системы управления ЗАО «РИО» к факторам внешней среды. Задачи:
изучение проблем адаптации систем управления к факторам внешней среды в российской и мировой практике;
исследование предприятия ЗАО «РИО», проведение анализа по методике T.E.M.P.L.E.S., проведение анализа предприятия с использованием модели пяти конкурентных сил Майкла Портера, анализ результатов социологического исследования по выявлению мнения электората.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. 4
1. 1. Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды. 4
1. 2. Исследование системы управления ЗАО «РИО» 12
ГЛАВА 2. 15
2. 1. Предприятие ЗАО «РИО». 15
2. 2. Внешняя среда ЗАО «РИО» 18
2.2.1. Общий анализ ситуации на рынке 22
2.2.2. Анализ социологического исследования, выявляющего мнение электората 23
2.2.3. Конкуренция на рынке 24
2.2.4 Построение матрицы 5 конкурентных преимуществ М.Портера. 25
Рекоммендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

ИСУ курсач.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  методик исследования конкурентоспособности  предприятия и его возможностей адаптации к факторам внешней среды. Рассмотрим некоторые из них:

Одна из самых популярных методик  была разработана профессором Гарвардской  школы бизнеса, Майклом Портером в труде «Конкуренция» [7]. Для идентификации и анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может встретиться фирма в отрасли, используется модель Портера, включающая следующие пять сил:

1) риск входа потенциальных конкурентов: создает опасность прибыльности компании (если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы) и зависит от высоты барьеров входа в отрасль;

2) соперничество существующих в отрасли компаний: проявляющееся под влиянием структуры отраслевой конкуренции, условий спроса, высоты барьеров выхода в отрасли;

3) возможность покупателей "торговаться": представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе;

4) давление со стороны поставщиков: заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль;

5) угроза появления заменяющих продуктов: существование полностью заменяющих продуктов - серьезная конкурентная угроза, ограничивающая цены компании и ее прибыльность.

Рисунок 3 Пять преимуществ М.Портера

  1. Многоугольник конкурентоспособности

Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов  является построение “многоугольников конкурентоспособности”, представляющих собой графическое отображение  оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, изображенным в виде векторов-осей.

На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны  конкурентной борьбы по всем изученным  направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.

Пример многоугольника конкурентоспособности:

Рисунок 4 Многоугольник конкурентоспособности

 

  1. SWOT-анализ.

SWOT-анализ —  метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов  и явлений, влияющих на проект  или предприятие. Все факторы  делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые  стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

SWOT не дает  ясных и четко сформулированных  рекомендаций, конкретных ответов, но он помогает наглядно представить основные факторы. Формулирование на основе этой информации рекомендаций - работа аналитика.

1. 2. Исследование системы управления ЗАО «РИО»

За время  существования ЗАО «РИО» в  течение 8 лет, в 2011г. впервые возникла острая проблема потери части клиентуры, падение рейтингов среди других подобных заведений.

Эксперты в области экономики видят решение проблемы в рамках анализа конкурентных преимуществ предприятия. Это предполагает выяснение его сильных и слабых сторон,  а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение клиентов к предприятию и,  как результат,  на изменение его доли на конкретном рынке [4].

По мнению Кравченко  В.С., новые производственные и управленческие технологии,  интернационализация конкуренции, глобализация мировой экономики, быстро меняющиеся условия экономической    среды, широкое применение системного подхода в управлении ставят перед управлением фирмой  новые задачи.  В процессе своего развития она сталкивается с так называемыми проблемами роста, которые  при неправильном подходе к их решению могут существенно снизить конкурентоспособность фирмы. 

Симптомами  проблем этого уровня могут быть: 

− усложнение информационных,  материальных и иных потоков на предприятии; 

− ухудшение финансового состояния; 

− снижение общей  организованности  (повышение уровня энтропии предприятия как системы); 

− сбои в основных бизнес-процессах предприятия и  др. [5].

Существуют  и иные эксперты, предлагающие создание на предприятии базы оптимальных управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений.  По мнению исследователей, такая библиотека должна стать своего рода  «генетической памятью» компании [6].

Приспособление  системы управления к факторам внешней среды невозможно без изучения самих этих факторов. Так, отслеживая изменения внешних условий фирмы, руководители должны уметь адаптироваться к данным факторам. Постоянный мониторинг мнений целевой аудитории и потенциальных клиентов в отношении их требований к бильярдным заведениям могут помочь предпринимателям выбирать вектор дальнейшего развития фирмы.

Одной из самых  больших ошибок может быть остановка  развития фирмы после успешно  проведенных на рынке нескольких лет. Именно такая проблема, по всей видимости, произошла у предприятия «РИО».

Схема бизнес- процесса ЗАО «РИО» представлена ниже, на стр. 14.

Подытоживаю главу 1, стоит структурировать полученные результаты. На предприятие индустрии  развлечений оказывают сильное  влияние экономические, социально-демографические, технологические факторы, а также специфика культурного развития клиентуры. Особенности адаптации системы управления предприятия индустрии развлечений в г.Тольятти заключается в том, что необходимо учитывать нестабильность занятости населения на градообразующем предприятии, что, безусловно, влияет на количество клиентов. Кроме того, в городе, как и по России, наблюдается снижение доли молодежи в связи с «демографической ямой» 1990-х. С целью адаптации к данным условиям для предприятия возможен такой шаг как ориентация на V.I.P. – клиентов, которые не буду подвержены сокращению на заводе и в то же время которые относятся к более старшему поколению. Оформление внутреннего интерьера заведения должно соответствовать эстетическим запросам клиентуры и быть максимально положительным для восприятия в культурной аудитории. Кроме того, необходимо использовать новые, более современные рекламные ходы с учетом развития системы маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

абракадабра

ГЛАВА 2.

2. 1. Предприятие ЗАО «РИО».

ЗАО «РИО» - предприятие, оказывающее услуги игры в бильярд. Помимо бильярда, в нем есть бар, но основное направление деятельности – бильярд. В зале стоит 7 бильярдных столов: 3 стола для «американского» бильярда (pool) и 4 для «русского» бильярда.

Целевыми аудиториями  предприятия являются частные лица. Предприятие положительно отличает от конкурентов привлекательное географическое положение в городе.

 

 

Основная цель бизнеса ЗАО «РИО» - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе, получение общественного признания  на рынке.

Миссия предприятия (главный рыночный смысл деятельности) была разработана на основе интересов сотрудников, потребителей и собственников. Она звучит так: «Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек мог прийти в удобное для него время и получить удовольствие от игры в бильярд».

В своей деятельности предприятие преследует цели, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 Цели и задачи ЗАО "РИО"

Сфера деятельности

Постоянные  ориентиры

Краткосрочные цели на 2011 г.

Менеджмент

Повышение качества управления

Внедрить современные  информационные технологии и тем  самым повысить эффективность управления (развитие коммуникации между сотрудниками, в том числе, через Интернет);

Внедрить механизм стратегического управления

Финансы

Эффективное управление денежными и материальными ресурсами для получения прибыли

Увеличить рентабельность с 0,33 до 0,48 посредством снижения затрат на оборудование (поиск новых поставщиков) и небольшому увеличению цен в баре;

Повысить платежеспособность и финансовую устойчивость для реалий г.Тольятти;

Обеспечить  привлекательность для инвесторов, привлечь капитал в размере 3 млн.руб.;

Качество

Повышение конкурентоспособности  услуг  в сфере качества

Повысить удовлетворенность  потребителей, подтвержденную соц.опросом и более частым посещением клуба отдельными клиентами;

Персонал

Повышение эффективности  работы сотрудников

Улучшить эффективность  структуры персонала, засчет привлечения возрастной категории рабочих от 23 до 35 лет (парней и девушек поровну), девушек привлечь к процессу контроля за игрой и администрированию, а парней в бар и на подсобные работы;

Усовершенствовать систему оплаты труда и мотивации  персонала, используя как экономические так и социологические методы стимулирования персонала;

Маркетинг

Сохранение  позиций на целевых рынках

Увеличить наполненность  зала до 92%;

Увеличить прибыль  засчет увеличения клиентской базы;

Улучшить имидж  компании на рынке благодаря рекламе, работе с V.I.P. - клиентами.


Таким образом, для достижения поставленных целей и задач системе управления ЗАО «РИО» необходимо максимально реализовать свои функции. Так, функциями системы управления являются:

  1. Планирование
  2. Маркетинг
  3. Предпринимательство
  4. Финансы
  5. Организация
  6. Информация

 

В условиях рыночной экономики, сильной конкуренции, в связи с особенностями рынка развлекательных услуг, ЗАО «РИО» необходимо постоянно совершенствовать свою систему управления, проявляя гибкость к изменяющимся условиям внешней среды.

2. 2. Внешняя среда ЗАО «РИО»

Рассмотреть внешнюю среду организации мы решили на примере методики T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economic, Market, Politics, Laws, Ecology, Society) []2.

Рассмотрим воздействие  каждой из данных групп факторов:

  1. Технологические факторы:

Влияние на бильярдный бизнес технологических факторов не столь велико, тем не менее необходимым является их рассмотрение. К технологическим факторам, по мнению экспертов, необходимо отнести следующие:

  • новые информационные технологии;
  • новые стандарты оборудования;
  • новые виды изделий.

Развитие информационных технологий позволяет использовать свой потенциал в направлении маркетинга, куда отнесется реклама и оперативные опросы мнения электората о нашем заведении. Например, совершенствующиеся способы рекламы заведения в сети Интернет, подготовка рекламных баннеров, постоянный мониторинг мнения электората относительно их предпочтений в индустрии развлечений и в сфере бильярда, в частности. Данные меры позволят как привлечь новых клиентов, так и удержать уже существующих.

  1. Экономические факторы

Экономические факторы являются одним из важнейших механизмов воздействия на поведение организации, в том числе, и в области бильярдных. Это широкая группа факторов, включающая в себя: темпы роста отраслей;

  • динамика развития рынка и его насыщенность;
  • уровень инфляции и безработицы;
  • процентные ставки за кредит;
  • инвестиционная и налоговая политика;
  • политика в области заработной платы и цен;
  • налоговая база;
  • экономическая ситуация в регионе;
  • уровень доходов населения;
  • темпы роста экономики страны и отрасли;
  • внешнеторговые барьеры;
  • таможенная политика.

Один из наиболее острых вопросов для нашей фирмы  является изменение потребительского спроса в связи с появлением высокой  доли новых конкурентов (если говорить лишь об экономических факторах в данном случае). Среди групп населения, заинтересованных в нашем бизнесе, можно выделить преимущественно мужскую часть населения, в возрасте от 16 до 50 лет. Средняя заработная плата в г.Тольятти составляет 13,2 тыс. рублей. Это один из самых высоких доходов по России. Но, несмотря на это, жизнь в городе дорогая (например, проезд по городу на общественном транспорте стоит 16руб, что дороже, чем в Самаре, но такси дешевое (по району порядка 60руб.)). Следует отметить, что в связи с экономическим кризисом нескольких последних лет на градообразующем предприятии «АВТОВАЗ» произошли сокращения персонала, в связи с чем высока доля безработицы. Этот факт также повлиял на посещаемость населением развлекательных заведений. Например, с 2006 года по 2010 год доля людей, посещающих развлекательные заведения, уменьшилось на 14,5%. Виновник тому, в числе прочих, и экономические факторы, перечисленные выше.

Конкурентами  на рынке являются организации, находящиеся  в г.Тольятти в Автозаводском районе (с предприятиями в других районах города конкуренция также имеется, но не столь острая, как с территориально близкими к нему).

Главные конкуренты ЗАО «РИО» - несколько предприятий, территориально близко к нему расположенных:

Таблица 4 Конкуренты ЗАО "РИО"

Название  / Адрес

Характеристика

Дополнительные  услуги

У ГАМБРИНУСА (0.28 км)

ул. Туполева 12а

17 столов: 5 залов: 

Общий зал - 13 столов  
Российский большой - 3 стола 
Российский малый - 3 стола 
Pool (американка) - 6 столов 
Снукер - 1 стол  
3 VIP зала:

Российский  большой по 1 столу  
VIP зал Снукер 1 стол

Кафе, бар  - (3 зала)

Дартс

БАР ЛАНГУСТ (0.47 км)

Ул. Свердлова, 15б 

8 столов: 2 зала:

Общий зал – 7 столов

Российский  большой  - 6 столов

Pool (американка) - 1 стол 

VIP зал:

Российский  большой - 1 стол

Кафе, бар

Игровые автоматы

 

БАР-КЛУБ КАНЗАС (0.51 км)

Пр-кт Степана  Разина 15а

4 стола:  1 зал: 

Российский  большой - 2 стола 
Pool (американка) - 2 стола 
 

Безалкогольные  и алкогольные напитки; кухня

 

Тир, игральные  автоматы, компьютерные автоматы, телевизор, Ночной клуб

КАССИОПЕЯ

ул. Фрунзе 129

13 столов: 4 зала:  
Общий зал - 7 столов  
Российский большой - 3 стола      Российский малый - 1 стол  
Pool (американка) - 2 стола

Снукер - 1 стол  
Зал для некурящих - 4 стола

Российский  большой 4 стола 
VIP зал Российский большой 1 стол  

VIP зал Снукер 1 стол

Кафе, бар

Сауна, бассейн  

Комната отдыха   Музыкальный автомат 
Кабельное телевидение; 
Гральні автоматы

Информация о работе Адаптация системы управления к факторам внешней среды ( на примере ЗАО "РИО")