Адаптация системы управления к факторам внешней среды ( на примере ЗАО "РИО")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ факторов внешней среды и степени их влияния на деятельность предприятия в сфере индустрии развлечений, а далее, на основе полученных результатов дать рекомендации по улучшению адаптации системы управления ЗАО «РИО» к факторам внешней среды. Задачи:
изучение проблем адаптации систем управления к факторам внешней среды в российской и мировой практике;
исследование предприятия ЗАО «РИО», проведение анализа по методике T.E.M.P.L.E.S., проведение анализа предприятия с использованием модели пяти конкурентных сил Майкла Портера, анализ результатов социологического исследования по выявлению мнения электората.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. 4
1. 1. Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды. 4
1. 2. Исследование системы управления ЗАО «РИО» 12
ГЛАВА 2. 15
2. 1. Предприятие ЗАО «РИО». 15
2. 2. Внешняя среда ЗАО «РИО» 18
2.2.1. Общий анализ ситуации на рынке 22
2.2.2. Анализ социологического исследования, выявляющего мнение электората 23
2.2.3. Конкуренция на рынке 24
2.2.4 Построение матрицы 5 конкурентных преимуществ М.Портера. 25
Рекоммендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

ИСУ курсач.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.

Вступление  мирового сообщества в постиндустриальную эпоху характеризуется сменой ценностных ориентиров во всех сферах жизнедеятельности человека. В организационной среде переход от индустриализма к постиндустриализму  означает замену таких факторов как государственное регулирование экономики, стандартизация, массовый маркетинг иными категориями: глобальной конкуренцией, деконцентрацией капитала, ростом требований к качеству товаров и услуг, увеличением возможностей потребительского выбора и т.д..

В современном  мире внешние факторы оказывают  на предприятие большее воздействие, чем факторы внутренней среды. Конкурентоспособность предприятия зависит от его возможностей адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Рассмотреть проблемы адаптации системы управления к  факторам внешней среды мы попытались на примере закрытого акционерного общества «РИО», расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Степана Разина, 31б. Данное предприятия является бильярдной, и  его проблемой является падение конкурентоспособности. ЗАО «РИО» находится на рынке 8 лет, и мы предполагаем, что причина проблемы связана не с внутренними факторами, а с изменением факторов внешней среды, поскольку бильярдный бизнес на сегодняшний день является прибыльным, что побуждает многих предпринимателей заниматься именно данным видом деятельности. Этот факт создает высокую конкуренцию в городе.

Целью данной работы является исследование и анализ факторов внешней среды и степени их влияния на деятельность предприятия в сфере индустрии развлечений, а далее, на основе полученных результатов дать рекомендации по улучшению адаптации системы управления ЗАО «РИО» к факторам внешней среды. 

Задачи:

  1. изучение проблем адаптации систем управления к факторам внешней среды в российской и мировой практике;
  2. исследование предприятия ЗАО «РИО», проведение анализа по методике T.E.M.P.L.E.S., проведение анализа предприятия с использованием модели пяти конкурентных сил Майкла Портера, анализ результатов социологического исследования по выявлению мнения электората.

Информационную  базу работы составили документы  ЗАО «РИО», труды известных экономистов (М.Портер, современные исследователи).

ГЛАВА 1.

1. 1. Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды.

Анализ внешней  среды организации является важнейшим  условием поддержания ее конкурентоспособности  и адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям. В современном мире – мире глобализации, в постиндустриальном обществе происходят многие изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Глобализация экономики,  начавшаяся в последней трети XX в.,  привела не только к обострению конкуренции,  но и появлению такого понятия,  как  «новая конкуренция». Главными факторами перемен в современном мире стали технические, экономические и конкурентные. Опыт развития Южной Кореи,  Японии,  Финляндии,  Канады,  Новой Зеландии,  Австралии и ряда других государств показывает,  что одним из основных факторов конкурентоспособности государства на мировом рынке являются уровень,  качество и структура образования населения.

В экономической  литературе под внешними факторами принято понимать социально-экономические  и  организационные  отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического  и  административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических  партий,  движений,  формирующих социально-экономическую обстановку в стране [1].

Анализ внешних  факторов помогает в выработке стратегических решений, которые бы обеспечивали эффективные алгоритмы взаимодействия организации с внешней средой.

Внешняя среда  разделяется на два уровня, причем разные исследователи по- разному называют уровни деления. Например, в статье А.М.Гершун – члена экспертного совета при Национальном совете финансовой отчетности, разработчика курса по стратегическому управлению экономического факультета МГУ им.Ломоносова, мы встречаем деление внешней среды на микроокружение и макроокружение. Причем, если на макроокружение трудно оказывать значительное влияние и контролировать его процессы, то «динамика макроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии» [2].

Более популярной дефиницией в  дифференциации внешней среды является определение  уровней: среда прямого и среда косвенного воздействия. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

 
 

Рисунок 1 Среда прямого воздействия [2]


Факторы среды  косвенного воздействия или общее  внешнее окружение не оказывают существенного влияния на организацию в отличие от факторов среды прямого воздействия. Однако, руководство обязано учитывать их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем  среда прямого воздействия. Поэтому  при ее исследовании принято опираться на прогнозы. Изучаю среду косвенного воздействия, выделяют следующие факторы: технологические, экономические, социокультурные и политические, а также взаимоотношения с местными сообществами.

 
 

Рисунок 2 Среда косвенного воздействия [2]


Р.А.Фатхутдинов  представил вниманию научной публики  следующую классификацию факторов конкурентоспособности предприятия [3]:

Таблица 1 Классификация факторов конкурентоспособности

Внутренние  факторы 

Внешние факторы 

1. Структурные 

2. Ресурсные 

3. Технические 

4. Управленческие 

5. Рыночные 

6. Эффективность 

функционирования 

организации

1. Правовое регулирование  сферы торговли 

2. Уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны

3. Государственная  поддержка развития предпринимательства 

4. Правовое регулирование  функционирования страны и региона 

5. Открытость  общества и рынков 

6.  Научный   уровень  управления  экономикой  страны, отрасли, региона

7. Национальная  система стандартизации и сертификации 

8. Государственная  поддержка развития человека 

9. Государственная  поддержка науки и инновационной  деятельности

10. Качество  информационного обеспечения управления  на всех уровнях иерархии

11. Налоговые,  процентные ставки в стране  и регионах 

12. Система подготовки  и переподготовки персонала 

13. Климатические  условия и географическое положение  страны 

или региона 

14. Уровень конкуренции  в данной сфере деятельности


При анализе  внешней среды предприятия можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на его развитие. Дл этого принято использовать методику T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economic, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Эта методика позволяет распределить все внешние факторы на несколько групп с целью их дальнейшей классификации. Далее каждый из данных факторов подвергается анализу с целью выяснения того, с какими трудностями столкнулось предприятие [2].

Рынок, к которому относится ЗАО «РИО», относится  к индустрии развлечений.

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, то есть совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.

Представление индустрии развлечений как сложной  социально-экономической системы позволяет формулировать ее закономерности, оценивать типичные характеристики. При изучении структуры выявляются взаимные соотношения частей системы и связи с внешней средой. Выделять части системы можно по различным признакам, что приводит к рассмотрению множества структур: во времени, в пространстве, смешанных. Для правильной оценки последствий развития системы важна ее целесообразность.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала [8].

Обособленность индустрии развлечений от других звеньев экономической системы не избавляет ее от влияния внешних факторов. В городе Тольятти, в котором находится ЗАО «РИО» внешние факторы оказывают сильное воздействие на предприятия индустрии развлечений, поскольку это моногород, большая часть населения которого занята на градообразующем предприятии «АВТОВАЗ». Так, в связи с проблемами на производстве «АВТОВАЗ» единовременно без работы могут остаться многие потенциальные клиенты предприятий в сфере индустрии развлечений. В представленной ниже таблице 2 указана  классификация внешних факторов, к которым вынуждены адаптироваться предприятия в сфере индустрии развлечений г.Тольятти (преимущественно рассмотрен Автозаводской район).

Таблица 2 Внешние факторы в индустрии развлечений

Группа  факторов

Факторы, влияющие на предприятия индустрии  развлечений 

(в  т.ч., бильярдных)

Экономические

Высокие темпы  роста данной отрасли;

Высокая насыщенность рынка;

Система налогообложения;

Проблемы трудоустройства  в городе (градообразующее предприятие «АВТОВАЗ» периодически вынуждено сокращать число работников), средняя з/п в городе 13167 руб.. В связи с сокращениями, сокращениями з/п многие вынуждены отказываться от развлечений

Демографические

Тенденция к  росту рождаемости, доля мужчин около 46%, но уменьшение численности молодежи на данный момент времени в связи с демографической ямой 1990-х гг.

Политико- правовые

Вопросы запрета  продажи алкогольной продукции

Научно- технические

Совершенствование системы маркетинга.

Природные

Не оказывают  существенного влияния

Культурные

Влияние предпочтений и потребностей определенных категорий  населения


Приведенная классификация  позволяет сделать некоторые  выводы:

  1. Специфика г.Тольятти позволяет говорить о зависимости количества клиентуры предприятий индустрии развлечений ЗАО «РИО» от деятельности градообразующего предприятия «АВТОВАЗ». Стоит сказать, что сокращениям чаще подвержены сотрудники-исполнители, нежели руководители и специалисты. В этой связи для стабильной работы и уверенности в том, что через несколько лет мы не потеряем клиентов из-за нестабильности работы «АВТОВАЗа», необходимо работать на привлечение клиентов из категории руководителей. Руководство бильярдных клубов России и зарубежья для этих целей проводит бильярдные турниры среди любителей и профессионалов (ими чаще оказываются люди с более высоким социальным статусом и V.I.P. клиенты). Например, ежеквартально проводимые турниры могут стимулировать интерес среди привилегированных любителей бильярда. Такие нестандартные меры адаптации к проблемам трудовой занятости населения города популярны в самых престижных бильярдных клубах России.
  2. Специфика демографического развития России показывает на старение населения России и притока иммигрантов. Иностранные рабочие в большинстве своем, как правило, не заинтересованы в посещении бильярдных клубов, следовательно, необходимо адаптироваться к ситуации преобладания старшего населения, чем молодежи. Это также может говорить о возможности привлечения V.I.P.- клиентов, которые не относятся к молодежной среде и ориентация на которых поможет избежать потери клиентов в связи с демографической ямой 1990-х.
  3. Совершенствование системы маркетинга диктует необходимость использования различных каналов рекламы предприятия индустрии развлечений.
  4. Особенности культуры населения не могут не влиять на деятельность предприятия. Для адаптации к данной группе факторов существует практика создания интерьера внутри заведения, соответствующая культурным запросам клиентов. Однако наше мнение относительно данного вопроса заключается в том, что нельзя создавать интерьер в соответствии с самыми низкими потребностями человека, поскольку предприятия индустрии развлечений посещает в том числе и молодежь, чье восприятие внешней среды влияет на становление личности каждого конкретного молодого человека. Поэтому необходимо учитывать самые лучшие культурные предпочтения граждан города и отдельных клиентов (например, в бильярдном клубе г.Тольятти «ТУЛУЗА» можно увидеть копии картин С.Дали и современных художников-абстракционистов).

Если говорить о конкурентоспособности предприятия, то необходим анализ преимуществ и недостатков своего предприятия на рынке индустрии развлечений.

Информация о работе Адаптация системы управления к факторам внешней среды ( на примере ЗАО "РИО")