Заёмный капитал и его влияние на финансовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: в настоящее время многие предприятия финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и за счет заемных средств. Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т. д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала.

Содержание работы

Введение
1 Сущность заемного капитала предприятия и принципы его формирования
Экономическая сущность и классификация заемного капитала предприятия
Принципы формирования заемного капитала предприятия
Управление заемным капиталом организации
Оптимизация структуры заемного капитала
Анализ интенсивности и эффективности
Анализ финансового состояния предприятия в части пользования заемным капиталом. (На примере ООО «Серовский завод ЖБИ»)
Оценка эффективности использования заемных средств
Рекомендации по оптимизации финансового состояния организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 Управление капиталом предприятия в современных условиях
Приложение 2 Бухгалтерский баланс на 2003 г.
Приложение 3 Бухгалтерский баланс на 31.12.2004 г.
Приложение 4 Бухгалтерский баланс на 31.12.2005 г.
Приложение 5 Бухгалтерский баланс на 31.12.2006 г.
Приложение 6 Бухгалтерский баланс на 31.12.2007 г.
Приложение 7 Отчет о прибылях и убытках за 2006 г.
Приложение 8 Отчет о прибылях и убытках за 9 мес. 2009 г.

Файлы: 1 файл

Заёмный капитал и его влияние на финансовое состояние предприятия.doc

— 744.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

« Финансовый менеджмент »

Вариант № 5

Тема: «Заёмный капитал  и его влияние на финансовое состояние  предприятия»

 

 

 

 

 

 

                                                  Выполнила студентка:

                                                   Проверил преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ростов-на-Дону.

2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

1     Сущность заемного капитала предприятия и принципы его формирования

    1. Экономическая сущность и классификация заемного капитала предприятия
    2. Принципы формирования заемного капитала предприятия
    3. Управление заемным капиталом организации
      1. Оптимизация структуры заемного капитала
      2. Анализ интенсивности и эффективности
  1. Анализ финансового состояния предприятия в части пользования заемным капиталом. (На примере ООО «Серовский завод ЖБИ»)
    1. Оценка эффективности использования заемных средств
  2. Рекомендации по оптимизации финансового состояния организации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1   Управление капиталом предприятия в современных условиях

Приложение 2   Бухгалтерский баланс на 2003 г.

Приложение 3   Бухгалтерский  баланс на 31.12.2004 г.

Приложение 4   Бухгалтерский  баланс на 31.12.2005 г.

Приложение 5   Бухгалтерский  баланс на 31.12.2006 г.

Приложение 6   Бухгалтерский  баланс на 31.12.2007 г.

Приложение 7   Отчет  о прибылях и убытках за 2006 г.

Приложение 8   Отчет  о прибылях и убытках за 9 мес. 2009 г.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует от предприятий эффективных форм хозяйствования и управления деятельностью, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

Актуальность: в настоящее время многие предприятия финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и за счет заемных средств. Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т. д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала.

При низкой рентабельности потребительским обществам приходится большую часть прибыли отдавать государству в виде налога па прибыль и налога на недвижимость.

Остающаяся в их распоряжении прибыль недостаточна для самостоятельного развития потребительских нужд.

В этих условиях потребительские  общества вынуждены привлекать значительные суммы внутрисистемных кредитов на финансирование капитальных вложений и пополнение оборотных средств.

Цель курсовой работы – исследование сущности заемного капитала предприятия и путей его совершенствования.

Объект – ООО «Серовский завод ЖБИ»

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе привлечения заемного капитала.

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

 

1.1 Экономическая  сущность и классификация заемного  капитала предприятия

 

Возможность получения  прибыли весьма притягательна. Не будь надежды на извлечение или возрастание ее, вряд ли создавали бы предприятия или финансировали бы инновационные проекты. Для создания же или обновления производства по выпуску продукции, оказанию услуг нужен капитал. Если собственного недостает, прибегают к банковским кредитам или на недостающую сумму выпускают облигации, если у предприятия есть такая возможность.

Выручка от реализации продукции  характеризует в денежном выражении  масштаб хозяйственной деятельности и в этом смысле является финансовой категорией. Однако размер выручки не характеризует результатов хозяйствования. Чтобы эти результаты определить, необходимо из полученной суммы выручки вычесть платежи поставщикам, издержки производства и обращения и другие расходы, связанные с повседневной текущей хозяйственной деятельностью. Лишь оставшаяся сумма образует финансовые ресурсы предприятия.

В процессе развития предприятия  по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность  в привлечении новых заемных  средств. Таким образом, современное предприятие не может функционировать только за счет собственных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом: Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Существует много типов долгосрочных долговых обязательств: погашаемые в рассрочку или единовременно; размещаемые по открытой подписке или закрытой; обеспеченные или не обеспеченные залогом; свободно обращающиеся на рынке и легко превращаемые в деньги или нерыночные ценные бумаги с правом или без права досрочного погашения.

Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся  все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования  до одного года. К ним относятся долговые обязательства в виде краткосрочных кредитов банка и кредиторской задолженности.

Рисунок 1 - Формы финансирования обязательств предприятия.

 

 

Краткосрочные кредиты  – это кредиты, выданные под покупку  товаров. Кредиторская задолженность – это задолженность перед поставщиками за поставленные товары, работы и услуги, включая задолженность перед персоналом по оплате труда. Краткосрочное кредитование отличается быстротой предоставления, относительной гибкостью и дешевизной, а также рискованностью по сравнению с долгосрочным финансированием.

Краткосрочный кредит может  быть получен значительно быстрее, чем долгосрочный. Дело в том, что  при предоставлении долгосрочного  кредита кредиторы стараются  провести детальное изучение финансового состояния заемщика и оговорить в договоре о предоставлении кредита все нюансы, которые могут произойти в течение 10 или 20 лет пользования этим источником. Поэтому, если средства требуются срочно, прибегают к краткосрочному кредиту.

Гибкость заключается в том, что потребность в средствах сезонная или циклическая, то краткосрочный кредит выгоднее по следующим причинам:

1. Расходы, связанные  с получением долгосрочных кредитов  и займов, значительно выше, чем  краткосрочных, при увеличении  их объема.

2. За невыполнение условий соглашения по долгосрочным долговым обязательствам, включая их досрочное погашение, которое в принципе может быть условием контракта, предусматриваются большие штрафы, чем по краткосрочным.

Риск же использования  краткосрочного кредита обусловлен тем, что процентная ставка в отличии от долгосрочного кредита регулярно меняется.

Прежде всего заемные  средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы  роста собственных источников отстают  от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т. д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство белорусских предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. Преимуществом финансирования за счет долговых источников является нежелание владельцев увеличивать число акционеров, пайщиков, а также относительно более низкая себестоимость кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала, которая выражается в эффекте финансового рычага.

Таким образом, заемный  капитал — это совокупность заемных  средств, приносящих предприятию прибыль. Заемные средства могут быть оформлены  в виде договоров кредита и  займа, а также в виде товарного и коммерческого кредита.

 

1.2 Принципы  формирования заемного капитала  предприятия

 

Определение величины заемного капитала и его структуры является необходимым этапом при решении  ряда задач анализа хозяйственной  деятельности, наиболее распространенными из которых в настоящий момент являются следующие:

  1. оценка финансовой устойчивости на основе расчетов коэффициентов финансовой независимости и платежеспособности предприятия;
  2. прогнозирование вероятного банкротства и оптимизации структуры капитала;
  3. расчет цены заемного капитала и средневзвешенной стоимости капитала предприятия;
  4. определение приемлемого уровня финансового риска.

Каждая из этих задач  может быть поставлена различными заинтересованными  сторонами, начиная от собственников  компании и заканчивая государственными органами, поэтому учитывает тот вид заемного финансирования, который касается их интересов. Наиболее общая трактовка понятия заемного капитала встречается при оценке финансового состояния предприятия и характеристике общего уровня финансовой независимости.

Здесь ключевыми принято  считать показатели доли собственного капитала в общей его величине и соотношение всех заемных источников и собственных. Этот подход вызван заинтересованностью  инвесторов в быстрой и простой  оценке возможности предприятия рассчитаться по всем своим обязательствам. Увеличение доли заемных средств влечет за собой повышенный риск вложений в данное предприятие и требует дальнейшего, более подробного изучения причин, вызвавших этот процесс.

Особенно велика доля заемных средств в потребительских обществах. Это обусловлено низким уровнем их рентабельности. Она гораздо ниже среднего уровня прибыли системы потребительской кооперации в целом. Потребительские общества занимаются в основном торговлей, рентабельность которой ниже, чем других отраслей деятельности.

При низкой рентабельности потребительским обществам приходится большую часть прибыли отдавать государству в виде налога па прибыль  и налога на недвижимость. Остающаяся в их распоряжении прибыль недостаточна для самостоятельного развития потребительских обществ, в том числе для финансирования капитальных вложений, выдачи дивидендов пайщикам и т. п.

В этих условиях потребительские  общества вынуждены привлекать значительные суммы внутрисистемных кредитом на финансирование капитальных вложений и пополнение оборотных средств.

Привлеченные средства — кредиторская задолженность.

Организационное строение потребительской кооперации, наличие  разных звеньев, организующих и осуществляющих хозяйственную деятельность предприятий  и организаций, обусловили следующую особенность формирования и использования финансовых ресурсов потребительской кооперации. Если в целом потребительская кооперация как система развивается на основе самофинансирования, то отдельные ее виды деятельности и мероприятия финансируются вышестоящими организациями практически в безвозмездном порядке. В этом случае экономические отношения между ними не являются хозрасчетными, и принцип эквивалентности в данном случае не соблюдается. Это имело и имеет место при подготовке кадров и образовании и использовании централизованных фондов развития материально-технической базы.

В общей сумме средств, находящихся в пользовании потребительской  кооперации, основную часть составляют заемные и привлеченные средства — кредиты банков и кредиторская задолженность поставщикам и другим организациям, предприятиям, учреждениям и лицам.

Таким образом, заемный  капитал – это совокупность долговых обязательств (долгосрочные и краткосрочные), которые приносят предприятию прибыль. Основное значение заемного капитала – это участие в обороте, принося при этом прибыль (краткосрочные заемные средства), или участие в образование основных фондов (долгосрочные заемные средства). Причем краткосрочные займы более мобильны, но использование их сопровождается риском, а долгосрочные обязательства наоборот.

 

1.3 Управление  заемным капиталом. Стоимость  капитала и методы ее оценки

Кредиторская задолженность  — находится в распоряжении предприятия. Это прежде всего задолженность  по зарплате, отчисления во внебюджетные фонды. Образование задолженности по зарплате вызвано тем, что между сроком ее начисления и днем выплаты имеется определенное количество дней за работу, которое хозяйствующий субъект еще должен заплатить рабочим. Эти средства не принадлежат предприятию, но постоянно находятся у предприятия, которое распоряжается ими по своему усмотрению до момента погашения данной задолженности. 
Фонд потребления — источник средств предприятия, зарезервированных для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальным поощрениям коллектива. Заемные средства: 
Ссуды — это передача вещи одной стороной в безвозмездное пользование другой, которая обязуется возвратить ту же вещь в том же состоянии, в котором она получила с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. 
Заем — передача одной стороной в собственность другой денег или другой вещи, а тот обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. 
Кредит — предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить процент по нему. 
Виды кредитов:

Информация о работе Заёмный капитал и его влияние на финансовое состояние предприятия