Взаимосвязь издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении взаимосвязи издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– отразить экономическую сущность взаимосвязи издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации
- рассмотреть основы маржинального анализа и условия его проведения;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия «ОАО Детский мир»;
- рассчитать точку безубыточности предприятия и найти запас финансовой прочности предприятия «ОАО Детский мир»;
- провести анализ финансовых результатов ОАО «Детский мир».

Файлы: 1 файл

25 страничек.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


Введение.

 

Прибыль – одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых  предприятиями различных отраслей экономики. Она занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов управления экономикой.

Прибыль как важнейшая  рыночная категория выполняет ряд функций. Во-первых, она является критерием и показателем эффективности деятельности организаций. Сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации – основной фактор её экономического и социального развития. Прибыль – основной источник прироста собственного капитала. Прибыль является источником доходов собственников организации и социальных благ для членов её трудового коллектива. В-третьих, прибыль коммерческих  организаций – это один из основных источников формирования  доходов бюджетов всех уровней.

Прибыль от торговой деятельности взаимосвязана с показателями объёма товарооборота, доходов и издержек обращения. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек обращения, объёма реализации и прибыли», позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров. С помощью этой системы можно определить: объём реализации товаров, обеспечивающих безубыточную торговую деятельность, т.е. «точку безубыточности» («порог рентабельности») торговой организации, плановую сумму прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объёма товарооборота, доходов и издержек обращения, необходимый объём товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров, предел безопасности («запас финансовой прочности») торговой организации, т. е. размер возможного снижения объёма товарооборота при неблагоприятной конъектуре потребительского рынка, который позволяет торговой организации осуществлять прибыльную деятельность.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении взаимосвязи издержек обращения, объёма товарооборота  и прибыли торговой организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

– отразить экономическую  сущность взаимосвязи издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации

- рассмотреть основы маржинального анализа и условия его проведения;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия «ОАО Детский мир»;

- рассчитать точку  безубыточности предприятия и  найти запас финансовой прочности  предприятия «ОАО Детский мир»;

- провести анализ финансовых  результатов ОАО «Детский мир».

Объектом исследования данной курсовой работы является «Открытое акционерное общество Детский мир» Предметом исследования является методика маржинального анализа.

Цели и задачи работы определили её структуру. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, где сформулированы основные выводы данной работы, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы взаимодействия объёма реализации, издержек

обращения и прибыли.

 

1.1 Ключевые элементы операционного анализа на предприятии

 

 

Многие предприниматели  полагают, что максимизация суммы прибыли (получение максимальной прибыли, остающейся в их распоряжении) является приоритетной задачей и главной целью торгового менеджмента. Такое мнение представляется весьма спорным. Максимизация прибыли не обеспечивает автоматически возрастания рыночной стоимости торговой организации. Если полученную большую сумму прибыли собственники расходуют полностью на цели личного потребления, то торговая организация лишается основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития, а неразвивающаяся организация теряет в перспективе конкурентные позиции, что приводит к снижению ее рыночной стоимости. Кроме того, максимальная сумма прибыли торговой организации может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение ее рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке. [14,с 261].

Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли должна быть, безусловно, важной, но не приоритетной задачей управления торговой организацией. В процессе торгового менеджмента все основные задачи (обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей, экономичности торгового процесса, максимизации суммы прибыли и эффективного ее использования, минимизации уровня хозяйственных рисков, постоянного возрастания рыночной стоимости торговой организации) должны быть оптимизированы между собой.

Балансовая прибыль торговой организации складывается из: 
прибыли от реализации товаров (прибыли от торговой деятельности); 
прибыли от внереализационных операций

В балансовой прибыли торговой организации основным элементом ее формирования является прибыль, полученная от торговой деятельности. Она представляет собой превышение суммы реализованных торговых надбавок над суммой издержек обращения.          Прибыль от торговой деятельности взаимосвязана с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения. Система этой взаимосвязи, получившая название "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли", позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров. [12, с 189].          С помощью этой системы можно определить: 
объем реализации товаров, обеспечивающий безубыточную торговую деятельность, т. е. "точку безубыточности" ("порог рентабельности") торговой организации; 
плановую сумму прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов и издержек обращения; 
необходимый объем товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров; "предел безопасности" ("запас финансовой прочности") торговой организации, т. е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет торговой организации осуществлять прибыльную деятельность. Точка безубыточности — это такой объем реализации товаров, при котором торговая организация не получает ни прибыли, ни убытка.

Для достижения точки безубыточности торговая организация должна обеспечить объем реализации товаров, при котором сумма доходов от реализации товаров (реализованных торговых надбавок) сравняется с суммой издержек обращения как постоянных, так и переменных.

Точку безубыточности можно  определить по формуле 

                       

 

Где Рт.б - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности;

Зпост – постоянные затраты;

УВД - уровень доходов  от реализации товаров к товарообороту    УЗперем - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %. Одним из важных показателей является маржинальная прибыль (МП), которая «представляет собой разность суммы доходов от реализации товаров и суммы переменных издержек обращения. Маржинальная прибыль служит мерой оценки способности торговой организации покрывать постоянные издержки обращения (Зпост) и формировать необходимую балансовую прибыль (ПБ). [9, c 91].  Смысл маржинальной прибыли состоит в следующем. Формирование переменных затрат осуществляется непосредственно по каждому виду продукции. Формирование же накладных (постоянных) расходов осуществляется в рамках всего предприятия. То есть, разница между ценой продукта и переменными затратами на его производство может быть представлена как потенциальный «взнос» каждого вида продукта в общий конечный результат деятельности предприятия.   Или, маржинальная прибыль – это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта.Зная точку безубыточности предприятия можно определить запас финансовой прочности предприятия. Запас финансовой прочности при оценке финансовой устойчивости компании позволяет оценить уровень рентабельности при ухудшении рыночной конъюнктуры. [4, c 211].           Балансовая прибыль формируется при превышении маржинальной прибыли над постоянными издержками обращения (МП > Ипост); точка безубыточности достигается при их равенстве (МП = Ипост); деятельность будет убыточной, если маржинальная прибыль меньше постоянных издержек обращения (МП < Ипост). 
Достижение точки безубыточности и формирование балансовой прибыли зависят от соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Это соотношение называется операционным рычагом. Чем выше доля постоянных издержек обращения в общей их сумме, тем позже достигается точка без - убыточности, т. е. торговой организации необходимо для достижения этой точки реализовать гораздо больший объем товаров, чем при сравнительно меньшей доле постоянных издержек обращения. Вместе с тем при дальнейшем наращивании объема реализации товаров (после преодоления точки безубыточности) темп прироста прибыли от реализации товаров будет превышать темп прироста товарооборота. Это связано с тем, что за счет постоянных издержек обращения общий их уровень в процентах к товарообороту будет снижаться, увеличивая тем самым при прочих равных условиях сумму прибыли.           Эффект операционного рычага (Э о.р ) рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к балансовой прибыли. Для расчета эффекта или силы воздействия рычага используется целый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные и постоянные с помощью промежуточного результата. Если трактовать эффект воздействия операционного рычага как изменение валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос насколько изменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции Зная точку безубыточности предприятия можно определить запас финансовой прочности предприятия. Запас финансовой прочности при оценке финансовой устойчивости компании позволяет оценить уровень рентабельности при ухудшении рыночной конъюнктуры..[14, c 354].         Запас финансовой прочности это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Чем выше запас финансовой прочности, тем больше возможностей для сохранения обозначенного уровня прибыльности при уменьшении выручки от реализации.

 

З ф. п = Выручка от реализации – порог рентабельности предприятия 

 

Таким образом, система "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" позволяет выявить зависимость прибыли от следующих основных показателей:             - объёма реализации товаров;          - суммы уровня доходов от реализации товаров;      - суммы и уровня переменных издержек обращения;       - суммы постоянных издержек обращения;        - соотношения постоянных издержек и переменных издержек обращения.   Подводя итоги можно сделать следующие выводы:      Положительное воздействие производственного рычаг начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности, т.е. предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже, при прочих равных условиях, оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. [11, c 272].

В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень  постоянных затрат будет являться дополнительным негативным фактором на пути к достижению точки безубыточности.     По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного рычага начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все большему темпу прироста суммы прибыли.          Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект операционного рычага и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности/ [12, c 183].

 

 

 

 

1.2 Понятие, значение и особенности прибыли торгового предприятия. Факторы влияющие на прибыль.

 

В условиях рыночной экономики  получение прибыли является основным мотивом предпринимательской деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновления коммерческой организации.

Прибыль – одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых  предприятиями различных отраслей экономики. Она занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов управления экономикой.  Это выражается в  том, что финансы, кредит, цены прямо или косвенно связаны с прибылью. За счёт платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, а от их увеличения в значительной степени зависят темпы экономического развития как России в целом, так и отдельных регионов, темпы приумножения общественного богатства и, в конечном счёте. Повышение уровня жизни населения.

С переходом к рыночной экономике между экономистами возникли споры относительно  трактовки сущности торговой прибыли. Одни считают, что получение связано с производительным трудом, а в торговле труд нельзя считать производительным, так как он не создаёт стоимости. Другие склоняются к противоположной точке зрения. В частности Н. П. Пардаев определяет сущность торговой прибыли следующим образом: Если рассматривать труд работников торговли с точки зрения общественного воспроизводства, то он является производительным. Ведь в процессе расширенного воспроизводства цикл производства законченным считается лишь после того, как продукт труда прошёл общественное признание. Прибыль торговли создаётся именно в торгвой сфере, трудом работников данной отрасли при оказании услуг как производителю, так и покупателю в процессе реализации товаров. Труд работников торговли для обеспечения непрерывности цикла расширенного воспроизводства является необходимым и, следовательно, производительным» [10, c 315].

В условиях рыночной экономики  прибыль создаётся не только в  сфере производства товаров потребительского или производственного назначения, но и в сфере производства услуг, носящих нематериальный характер.  Поэтому торговая прибыль представляет собой экономическую категорию, объективная необходимость существования которой обусловлена развитием товарного производства и обращения и наличием товарно-денежных отношений. Товарно-торговый капитал представляет собой обособившуюся часть производственного капитала, являясь необходимой фазой воспроизводства общественного капитала, и участвуют в выравнивании прибавочной стоимости и получения средней нормы прибыли.

Чистый доход торговли представляет собой часть обособившегося в рамках сектора валового внутреннего  продукта, который создают работники  материального производства. Торговля вносит свой вклад в создание валового внутреннего продукта, поскольку часть её работников занимается процессами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения (хранение, транспортировка, фасовка), другая часть осуществляет производство и реализацию торговых услуг. [8, c 299].

Новая трактовка прибыли основана на том, что сейчас каждое предприятие и торговля в целом работают по принципу самофинансирования и саморазвития. Это требует, чтобы любой труд был выгоден для торговли, т.е. чтобы он принёс для неё определённую сумму прибыли. При переходе к рыночной экономике изменились источники получения прибыл субъектами торговли. Если раньше основным источником торговой прибыли была торговая скидка, которая установливалась в процентах к фиксированной розничной цене, то сейчас – торговая надбавка (наценка), устанавливаемая в процентах к договорной (свободной) цене.

Информация о работе Взаимосвязь издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации