Введение в финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Сущность, цели и задачи финансового менеджмента. Основные концепции финансового менеджмента. Стратегия и тактика финансового менеджмента

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента 4
2. Основные концепции финансового менеджмента 11
3. Стратегия и тактика финансового менеджмента 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат_Финансовый менеджмент.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

     2. Горизонтальный анализ (временной) позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предыдущим периодом.

     3. Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением  влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он проводится с целью выявления удельного веса статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.

     4. Трендовый анализ показывает  динамику развития и основан  на расчете относительных отклонений  показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого показатели принимаются за 100%, т.е определение тренда - основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

     5. Расчет финансовых коэффициентов,  которые описывают финансовые  пропорции между различными статьями  отчетности и определяют их  взаимосвязь.

     6. Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности  по отдельным показателям фирм, дочерних фирм, подразделений, цехов,  так и межхозяйственный анализ  показателей данной фирмы с  показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

     7. Факторный анализ - это анализ  влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Причем  факторный анализ может быть  как прямым (собственно анализ), т.е.  раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

     Эффективность работы инвестиционного менеджера  во многом зависит от информационного  обеспечения. В литературе рассматривается четыре группы показателей информационного обеспечения:

     1) макроэкономика;

     2) отрасль;

     3) конъюнктура финансового рынка;

     4) исследуемое предприятие.

     Макроэкономическое  информационное обеспечение основано на данных государственной статистики и включает данные государственного бюджета, общий объем денежной эмиссии, доходы и сбережения населения, темп прироста инфляции, ставку рефинансирования Центрального банка и т.д.

     Источниками информации отрасли служат статистические данные и публикации в прессе. К отраслевой информации относят объем произведенной и реализованной продукции, ставки налогов, суммы собственного и заемного капитала, темп прироста инфляции на выпускаемый вид продукции и др.

     Показатели  конъюнктуры финансового рынка  публикуются в коммерческих изданиях и Интернете. К информации финансового рынка относятся ежедневные цены и объем торгов по ценным бумагам, котируемым на биржах, различные индексы деловой активности, ставки коммерческих банков, курсы валют и др.

     Показатели  предприятия формируются на основе данных финансовой отчетности, в частности, на основе отчета о прибылях и убытках, баланса, плана денежных потоков.

2. Основные концепции  финансового менеджмента

     Финансовый  менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных  фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов8. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивистские рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления.

     Финансовый  менеджмент базируется на следующих  взаимосвязанных основных концепциях:

     1. Концепция денежного потока предполагает: а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

     2. Концепция временной ценности  денежных ресурсов. Временная ценность  является объективно существующей  характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Происходящее в условиях инфляции перманентное обесценение денег, вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а, с другой стороны, объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению. Вторая причина различия – риск неполучения ожидаемой суммы – также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Третья причина – оборачиваемость – заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода. Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.

     3. Концепция компромисса между  риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. В финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

     4. Концепция стоимости капитала. Деятельность  любой компании возможна лишь  при наличии источников ее  финансирования. Они могут различаться  по своей экономической природе,  принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

     5. Концепция эффективности рынка  капитала – операции на финансовом  рынке (с ценными бумагами) и  их объем зависит от того, на  сколько текущие цены соответствуют  внутренним стоимостям ценных  бумаг. Рыночная цена зависит  от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

  • рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
  • информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
  • отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
  • сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
  • все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
  • сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

     Существует  две основных характеристики эффективного рынка.

        1. Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.
        2. Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

     Эта концепция эффективности рынка  на практике может быть реализована  в трех формах эффективности: слабой, умеренной, сильной.

     В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен9.

     В условиях умеренной формы эффективности  текущие цены отражают не только имеющиеся  в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

     В условиях сильной формы текущие  цены отражают как общедоступную  информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

     6. Концепция асимметричности информации  – напрямую связана с пятой  концепцией. Ее смысл заключается  в следующем: отдельные категории  лиц могут владеть информацией,  не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект. Без преувеличения можно утверждать, что достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку. Увеличение вероятности симметрии приведет к снижению средней цены ценной бумаги на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

     7. Концепция агентских отношений  введена в финансовый менеджмент  в связи с усложнением организационно  – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

     8. Концепция альтернативных затрат  или затрат упущенных возможностей (opportunity cost): любое вложение всегда имеет альтернативу. Это одна из ключевых концепций в финансовом менеджменте. Смысл ее состоит в следующем. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования имевшихся у нее ресурсов. Особенно ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной стороны, любая система контроля стоит определенных денег, т.е. связана с затратами, которых в принципе можно избежать; с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям.

3. Стратегия и тактика  финансового менеджмента

     Финансовый  менеджмент представляет собой процесс  выработки цели управления финансами  и осуществление воздействия  на них с помощью методов и  рычагов финансового механизма. Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Управление финансами осуществляется во времени. Временной признак влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на: стратегический менеджмент; оперативно-тактический менеджмент.

     Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в  конкретных условиях. Задачей тактики  управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной  ситуации методов и приемов управления.

     Стратегический  финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями10. Он связан с реализацией выбранной стратегической цели. Стратегический финансовый менеджмент предполагает, прежде всего:

  • финансовую оценку проектов вложения капитала;
  • отбор критериев принятия инвестиционных решений (определение инвестиционной политики);
  • выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала;
  • определение источников финансирования.

Информация о работе Введение в финансовый менеджмент