Возможности использования японского опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обосновать возможность использования японского опыта в России, определить конкретные формы использования в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить историю и развитие инновационной деятельности в Японии;
- выявить особенности и направления японских инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента………5
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.................5
1.2. Особенности японского менеджмента……………………………………9
Глава 2. Направления и организация инноваций….......................................14
2.1. Особенности и направления японских инноваций………………………14
2.2. Организация научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в компаниях………………………………………………………..16
2.3. Опыт Японии в поддержке инновационных Малых Средних Предприятий …………………………………………………………………….20
Глава 3. Возможности использования японского опыта в России..............…38
Заключение………………………………………………………………..……...44
Список литературы…………………………………………………………..….46

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ123 (1) (1).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Вывод: как показывает японский опыт, каких либо организационных открытий, или неизвестных форм в данном отношении не существует. Действует рациональное и известное правило: используются такие формы организации НИОКР, которые соответствуют практическим потребностям, как с точки зрения перспективы, так и текущей практики.

 

 

2.3 Опыт Японии в поддержке инновационных малых средних предприятий  
 
   Японский опыт поддержки и развития МСП отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период, Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие МСП. Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость сектора МСП в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки МСП. Начиная с 50-х годов прошлого века, Япония пошла по пути стремительного экономического развития, основанного сначала на использовании зарубежных патентов и «ноу-хау». Начиная с 80-х годов, экономическая политика страны была направлена на создание собственного научно-исследовательского потенциала и организацию крупных исследовательских центров, ориентированных на решение приоритетных задач НТП. В Японии еще в 1983 г. была принята концепция, направленная на развития технополисов, и последующий опыт показал, что темпы их экономического роста значительно превышают средние показатели по стране. [9c 156-189]

Для развития национальных технопарков правительством страны разработаны специальные программы:  
 1. «План развития технополисов», предполагающий предоставление субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение оплаты за аренду промышленных мощностей и зданий.  
 2. «План размещения научного производства», предполагающий территориальную концентрацию региональных производств и их объединение по специализации.   
 3. «План базовых исследований», способствующий развитию предприятия на начальных этапах его существования.   
 Очень высока роль местного самоуправления, которая заключается в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, выделение целевых дотаций и займов из местных бюджетов. Для привлечения иностранных инвестиций в создание технопарка на о.Кьюшу (производство микроэлектроники, средств связи и компьютерных технологий), муниципальные власти выдавали инвесторам займы до $10 млн. под 1%-8% годовых на срок до 10 лет (при отсрочке первых выплат на 2 года).   
 Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия университетов и исследовательских институтов с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58% от их общего числа ориентировано на производство  высокотехнологичной продукции. По функциональному принципу их можно разделить на:   
 - научно-исследовательские парки (41%) для внедрения в производство разработок национальных исследовательских институтов;   
 - научные парки (33%) для создания новых высокотехнологичных предприятий;  
 - инновационные центры (26%) по содействию МСП в реализации НИОКР.  
 Мощный импульс развитию инновационной деятельности в секторе МСП был дан в 1999 г. в связи с принятием нового «Закона о малом и среднем предпринимательстве» (Small and Medium Enterprise Basic Law. Act No. 154 of 1963: Amended in December 3, 1999). В этом законе термин «инновационный бизнес» трактуется как существенное улучшение деятельности малого предприятия путем разработки новых продуктов или их производства, создания и оказания новых видов услуг, осуществления и внедрения новых методов производства продуктов или их продажи, а также применение новых способов оказания услуг, либо использование новых методов управления предприятием или применение других новшеств в бизнесе.  
 Для экономического стимулирования инновационной деятельности в МСП, наряду с различными формами финансовой и научно-технической поддержки (увеличение грантов, повышение размеров предоставляемых кредитов, при одновременном увеличении финансовой помощи для обучения персонала и технического консультирования, компенсация расходов на патентование и др.), приняты дополнительные меры по исключению из налогообложения сумм, затрачиваемых на НИОКР, включая затраты на оборудование и изготовление опытных образцов и демонстрационных моделей. Правительством предусмотрено предоставление специальных налоговых льгот и преференций при создании совместных инновационных МСП на базе университетов, научно-исследовательских институтов и центров технологического развития.   
 Реформирование системы поддержки инновационной деятельности сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР и разработок в области информационных технологий (далее - ИТ) с целью быстрого продвижения новых товаров и услуг на мировые рынки. В этой связи приняты меры усиленного бюджетного финансирования наиболее перспективных НИОКР и ИТ, а так же предусматриваются специальные меры финансовой поддержки перспективных НИОКР с многолетними периодами исследований. Так по правительственным заказам на НИОКР финансирование было увеличено на 35%. Одновременно была увеличена финансовая поддержка на коммерциализацию НИОКР в частной промышленности на 27% и увеличена на 23% помощь молодым исследователям. С целью стимулирования создания при университетах дочерних МСП для трансферта технологий в промышленность из бюджета было выделено $550 млн., что позволит через 3 года создать 1000 новых дочерних инновационных компаний. Ожидается, что в течение ближайших 5 лет в 10 раз увеличить количество патентов, выдаваемых университетам.  
 Правительством намечены 4 важнейших стратегических направления НИОКР ( наука о жизненных процессах, информационные технологии - ИТ, изучение окружающей среды, нанотехнологии и разработка новых материалов), которые позволят Японии занять лидирующее положение в этих областях науки и технологии. Для достижения этих целей на 30% увеличены инвестиции.  
 Особое место в совершенствовании и развитии инновационной деятельности занимают вопросы использования и охраны прав интеллектуальной собственности (способы распространения интеллектуальной собственности, усиление защиты информации, признание важности роли изобретателей, снижение затрат на регистрацию патентов и ускорение их выдачи, предотвращение промышленного шпионажа и хищений интеллектуальной собственности, противодействие выпуску поддельной продукции и др.). В целях совершенствование всей инфраструктуры обеспечения прав интеллектуальной собственности и выполнения всех международных стандартов в области технологии защиты, хранения и контроля распространения информации были пересмотрены:      «Закон о патентовании», «Закон о товарных знаках», «Закон о патентной прокуратуре» и ряд сопутствующих правовых и нормативных актов. Это позволило начиная с 2010 г. создать условия для обеспечения и защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с высочайшими мировыми стандартами.  
 Меры по усилению конкурентоспособности Японской промышленности на мировых рынках предусматривают:  
 1. Реализацию новых программ финансирования НИОКР, нацеленных на обеспечение преемственности между стадией исследований и этапом последующей разработки рыночного продукта в целях ускоренной коммерциализации передовых разработок.   
 2. Поведение кардинального улучшения системы налогообложения для инновационных МСП, предусматривающее: исключение из налогообложения затрат на НИОКР; предоставление налоговых каникул; ускоренное списание инвестиций на НИОКР и льготное налогообложение НИОКР, проводимых совместно с университетами. На 50% будет снижена стоимость патентных услуг для МСП и они будут на 3 года освобождены от оплаты патентных пошлин. Предоставляемые налоговые льготы будут стимулировать создание совместных инновационных предприятий на базе университетов и НИИ.  
 3. Усиление защиты прав интеллектуальной собственности и принятие комплекса рекомендаций по обеспечению сохранности коммерческих секретов. Осуществление правового обеспечения мер по соблюдению коммерческих тайн и по усилению борьбы с их нарушителями. Сокращение времени процедур патентования. Учреждение специального органа для рассмотрения дел о производстве подделок в других странах с участием представителей государства и предпринимателей.   
 4. Реформирование университетов и усиление системы общего образования, а также расширение возможностей академических структур и университетов в осуществлении межведомственных и междисциплинарных исследований и НИОКР.   
 5. Увеличение гибкости в распределении финансовых ресурсов на основе расширения конкурсного отбора заявок на финансирование.  
 6. Активное содействие созданию новых МСП, ориентированных на инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями научно-технологического развития. Для этого будут значительно повышены верхние пределы предоставляемых кредитов, увеличена финансовая помощь, предоставляемая для обучения персонала и технического консультирования.   
Ожидается, что принимаемые меры позволят в ближайшее пятилетие увеличить в 2 раза число вновь создаваемых высокотехнологичных МСП.  
 Координацию деятельности всей национальной инфраструктуры поддержки и развития МСП осуществляет государственно «Агентство малого и среднего предпринимательства» (Small and Medium Enterprise Agency – SMEA), которое одновременно реализует общую стратегию правительства в части инновационной деятельности в секторе МСП. Это агентство активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов, среди которых важнейшую роль играет агентство «Организация поддержки МСП и инновационного развития регионов Японии» (Organization for SME and Regional Innovation of Japan - SMRJ). В структуре SMRJ действуют 9 институтов совершенствования технологий и управления МСП, 4 технопарка и ряд бизнес-инкубаторов. В них ежегодно около 4 тысяч специалистов и руководителей малых предприятий получают теоретическую и практическую подготовку по всем вопросам предпринимательской деятельности.  
 Основываясь на опыте США и развитых Европейских стран, агентство SMRJ совместно с Японской ТПП постепенно расширяет практику помощи стартующим и развивающимся МСП, привлекая для консультаций пенсионеров из числа высококвалифицированных специалистов. Для всесторонней поддержки инновационных МСП агентство SMRJ, во взаимодействии с администрациями префектур и с местными торгово-промышленными палатами, создали: «Венчурные центры поддержки предпринимательства - ВЦПП»; «Муниципальные центры поддержки МСП - МЦПП» и «Региональные центры поддержки МСП - РЦПП». Руководители и штатные сотрудники этих центров назначаются из числа местных предпринимателей и менеджеров с большим и успешным опытом работы. К настоящему времени в государственную инфраструктуру инновационной поддержки и развития МСП входят 8 венчурных, 59 региональных и 261 муниципальных центров поддержки МСП, а также ряд исследовательских институтов, информационных служб и кредитно-финансовых организаций.  
 Венчурные центры поддержки МСП (ВЦПП) предоставляют сложные услуги для высокотехнологичных и интенсивно развивающихся МСП (отбор перспективных проектов, стратегия выхода на фондовый рынок, патентование, финансовый менеджмент, юридическое и техническое консультирование при реализации сложных и рискованных проектов). Кроме того, ВЦПП проводят лекции и семинары по широкому спектру тем (венчурный бизнес, рынок ценных бумаг, методы управления, инновационная деятельность, новые технологии и др.), а также предоставляют бизнес-инкубаторам и технопаркам консультантов по планированию бизнеса, по расширению сети продаж, защите авторских прав и по другим сложным вопросам. Одновременно ВЦПП собирают сведения о выдающихся предпринимателях, об инновациях, об эффективных методах ведения бизнеса и успешных результатах применения нововведений с целью дальнейшего распространения прогрессивного опыта. [6c 98-114]  
 Региональные центры поддержки предпринимательства (РЦПП) расположены в каждой из 47 префектур и в 10 крупнейших городах страны.    Эти центры реализуют программы поддержки МСП, ориентированные на потребности соответствующих префектур или крупных городов, а также консультируют предпринимателей об имеющихся ресурсах поддержки (финансы, технологии, материалы, производственные площади, оборудование, специалисты и др.). Наряду с этим, в РЦПП осуществляются программы обучения предпринимателей и проводятся семинары по широкой тематике (менеджмент, технологии, логистика, внешняя торговля и др.). Все РЦПП во взаимодействии с торгово-промышленными ассоциациями и местными торгово-промышленными палатами оказывают широкий спектр услуг для стартующих и действующих предпринимателей.   
 Для интенсификации инновационной деятельности предприняты комплексные меры финансовой, имущественной, организационной, информационной и технической помощи на всех уровнях власти. Со стороны инфраструктуры поддержки МСП, наряду с созданием специализированных структур поддержки венчурного бизнеса и инновационной деятельности были предприняты меры по созданию кредитно-финансовых организаций, осуществляющих целевое финансирование перспективных НИОКР и инновационных предприятий, реализующих наиболее перспективные проекты. Было принято временное законоположение «О мерах поддержки активной созидательной деятельности в секторе МСП» (the Temporary Law concerning Measures for the Promotion of the Creative Business Activities of Small and Medium Enterprises). Основная поддержка сосредоточивалась на создании новых сфер предпринимательской деятельности, силами стартующих МСП, специализирующихся в НИОКР и коммерциализации инновационных разработок. По согласованию с региональными администрациями, таким предприятиям предоставляются субсидии, льготные кредиты и налоговые послабления на основе бизнес-планов, прошедших экспертизу. Кроме того, созданы правовые условия, способствующие привлечению частного капитала в сферу инновационного и венчурного бизнеса.  
 Для привлечения всё большего количества специалистов с высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, способных к поиску и реализации новых идей и возможностей в сфере предпринимательства, государством создаются соответствующие правовые и экономические условия. Их деятельность поддерживается предоставлением налоговых льгот и преференций, а также стимулируется методами морального поощрения результатов их творческого труда в средствах массовой информации. Для выдающихся индивидуальных предпринимателей и изобретателей, предусматривается создание специальной инфраструктуры поддержки их деятельности, включающей систему экономического и социального страхования при возникновении критических ситуаций. Кроме того, намечено создание общенациональной информационной программы по поиску и подбору предпринимателей, частных и институциональных инвесторов для реализации различных инновационных разработок и оригинальных идей, выдвинутых индивидуальными изобретателями и предпринимателями.  
 Поддержка технологических новаций осуществляется при содействии национальной программы «Инновационных исследований малого бизнеса» (SBIR), весьма сходной с аналогичной американской программой. Японская программа SBIR привлекает финансовые и технические возможности государственных ведомств в форме грантов, льготных займов, кредитных гарантий и аутсорсинговых услуг для оказания помощи стартующим МСП в разработке новых технологий для создания новых продуктов и их дальнейшей коммерциализации с привлечением возможностей частного капитала. Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и МСП, работающих в области создания новых промышленных технологий выделены дополнительные средства. Это позволило создать при университетах свыше 1000 новых дочерних инновационных МСП. Для интенсификации сбора, обмена и распространения научно-технической информации была создана информационно-консультационная сеть, объединяющая свыше 3400 МСП, 180 университетов и множество других исследовательских центров. В части организационного содействия развитию инновационного и венчурного бизнеса в среде МСП, по инициативе Федерации торгово-промышленных обществ и Японской торгово-промышленной палаты при финансовой поддержке агентства SMRJ и местных администраций были реализованы следующие мероприятия:  
 - Образован «Национальный стартовый форум венчурного бизнеса» (Start-up Venture National Forum) в рамках которого мобильными группами предпринимателей с опытом создания и развития венчурных предприятий, проводятся семинары и лекции по всей стране.   
 - В разных городах проводятся регулярные выставки и ярмарки, на которых представлены наиболее эффективные инновационные разработки. На них происходят контакты с возможными инвесторами, производителями и потребителями вновь разрабатываемых продуктов и услуг. Это позволяет ускорить продвижение многих инновационных проектов обеспечить их дальнейшую успешную коммерциализацию.   
 Предпринятые меры позволили активизировать инновационную деятельность на предприятиях, вовлечённых в продвижение новых продуктов и услуг, а также стремящихся к совершенствованию действующих производств. Доля предприятий вовлечённых в инновационную деятельность в зависимости от стратегической ориентации бизнеса составляет: в сфере производства - 64,7%; в сфере разработки новых технологий - 60,7%; в новых видах деятельности - 47,8%; в сфере торговли - 42,9% в модернизации действующих производств - 15,8%.   
 В соответствии с «Законом о поддержке инновационной деятельности в МСП» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises) оказывается финансовая, техническая, аутсорсинговая и консультационная помощь венчурным и инновационным МСП, намеренным использовать новые методы производства или управления, либо производить новые продукты или услуги, а также осуществляющим НИОКР в соответствии с национальными приоритетами экономического развития.   Наряду с этим, огромную финансовую помощь оказывают кредитные агентства при администрациях префектур, которые предоставляют беспроцентные кредиты стартующим и молодым предприятиям в возрасте до 5 лет, для приобретение основного оборудования в рассрочку или на лизинговой основе, деятельность которых соответствует приоритетам местного социально-экономического развития.   
 Широкий комплекс механизмов поддержки инновационного бизнеса предусмотрен «Законом о поддержке творческой активности в МСП» (the Law concerning the Promotion of Creative Activities of SMEs) и «Законом о поддержке инновационной деятельности в МСП» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises). Так, например, для инвестирования в местные венчурные МСП, осваивающие новые сферы деятельности, разрабатывающие новые продукты и технологии, создаются «Партнерства венчурного инвестирования» (Limited Partnership for Venture Capital Investment). В состав таких партнерств входит ряд заинтересованных компаний, в числе которых обязательно должно быть агентство SMRJ, в качестве одного из инвесторов. Управляющей компанией таких партнёрств обычно являются частные венчурные фонды. Эти партнёрства могут осуществлять инвестирование в венчурные МСП как прямыми капиталовложениями так и путём выпуска акций или облигаций на общую сумму не более ¥300 млн. (~$3,3 млн.) в момент создания нового предприятия. В последние годы расширилась практика привлечения инвестиционного капитала в сферу инновационного бизнеса за счет индивидуальных инвесторов, которые зачастую называются «ангелами». Значительная помощь венчурным и инновационным предприятиям оказывается за счет системы льготного налогообложения, распространяемого на выполнение НИОКР, на приобретение оборудование, изготовление макетов и опытных образцов, а также на привлечение специалистов из других организаций.   
 В целях возрождения региональных экономик к концу 2009 г. было сформировано около 50 тысяч производственных центров предпринимательства, объединяющих на технологической и организационной основе различные группы МСП, взаимодействующие с крупными предприятиями, поставщиками, продавцами, финансовыми организациями, исследовательскими институтами и другими смежными организациями, вовлечёнными в экономическую деятельность. Это позволило организовать 19 крупных индустриальных кластеров, деятельность которых в значительной мере способствовала экономическому оздоровлению регионов. Правовой основой таких преобразований являются: «Закон об ассоциациях малых и средних предприятий» (“Law Concerning the Organization of Small and Medium Enterprise Organizations”) и «Закон о местных торговых ассоциациях» (“Shopping District Promotion Association Law”). В соответствии с «Законом о временных мерах по активизации деятельности специализированных МСП» (“the Law on Temporary Measures concerning the Activation of Specific Small and Medium Enterprises”), администрация префектур разрабатывает планы создания и развития местных производственных центров, объединяющих деятельность множества специализированных МСП. На эти цели в бюджете страны в 2006 г. было выделено ~$8,5 млрд. при этом государство субсидирует реализацию планов по разработке новых продуктов, освоению новых рынков и развитию трудовых ресурсов. В соответствии с «Законом о поддержке инновационного бизнеса в МСП» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises) местная кредитная организация предоставляет МСП долгосрочные займы сроком до 20 лет по льготным процентным ставкам. В целях более эффективного оздоровления местных МСП, агентство SMRJ предоставляет им до 50% инвестиционного капитала для привлечения дополнительных финансовых ресурсов из местных источников.  
 Особую роль в экономической жизни Японии играет крупнейший мегаполис страны – г. Токио, являющийся также административным центром метрополии (региона). Правительство Токийской Метрополии (TMG), при активном участии «Бюро по вопросам промышленности и труда» (Bureau of Industrial and Labor Affairs - BILA), уделяет большое внимание эффективной поддержки МСП. По их инициативе в 2006 г. был создан мощный «Токийский торговый центр» (Tokyo Trade Center - TTC), который осуществляет техническую, консультационную и информационную поддержку МСП по всем вопросам предпринимательской деятельности, а также оказывает практическую помощь в организации новых МСП вплоть до представления им производственных и офисных площадей в 5 бизнес-инкубаторах, расположенных в различных административных округах мегаполиса. Особое внимание уделяется организации новых производств, выпуску новых продуктов и услуг, а также проведению технологической модернизации действующих производств. С этой целью предпринимателям оказывается всесторонняя научно–техническая поддержка силами специалистов из различных научно-исследовательских учреждений, путем проведения семинаров или совместного выполнения НИОКР. По инициативе ТТС осуществляется тесное взаимодействие с рядом кредитно-финансовых институтов в части оказания финансовой поддержки для реализации в МСП различных масштабных проектов, например таких как: «Техническое развитие предприятий», «Организация бизнеса», «Технологии для новых производств», «Переход на стандарты ISO», «Освоение новых рынков» и др. Также оказывается содействие в доступе к финансовым ресурсам для МСП, осуществляющих рискованные, но многообещающие инновационные проекты или для предприятий с большим потенциалом развития.  
 Для повышения промышленного и конкурентного потенциала Токио, правительство TMG в течение последних 5 лет осуществляет планомерную технологическую поддержку МСП в части развития сложных производств и активно содействует развитию трудовых ресурсов, способных успешно освоить передовые технологические процессы. С этой целью ещё в 2004 г. был создан «Центр нанотехнологий», который позволяет объединить результаты передовых научных исследований с технологическими разработками и осуществляет переподготовку специалистов с высшим образованием для работы в высокотехнологичных производствах. В этот же период, в метрополии были созданы: венчурный центр поддержки МСП, «Университет развития МСП», территориальный центр «Системы взаимопомощи» и «Местный центр информационного обслуживания», а также разветвлённая сеть местных центров МЦПП. Большую научно-аналитическую помощь в оценке проблем развития МСП и всем заинтересованным организациям оказывает, расположенный в Токио «Японский институт исследования малого бизнеса» (Japan Small Business Research Institute - JSBRI).   
 В западной части Токийского региона для реализации национальной программы «Проект индустриального кластера» была создана «Зона передовых технологий» (Technology Advanced Metropolitan Area - TAMA), на которой сконцентрировано множество инновационных МСП, научно-исследовательских центров, университетов и крупных высокотехнологичных компаний. Консолидация деятельности этих предприятий и научно-исследовательских организаций способствовала ускоренному развитию передовых технологий и созданию новых видов промышленной деятельности в регионе. Продвижение новых производств и технологий осуществляется исходя из максимизации социальной полезности, особенно в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, улучшения городской среды обитания и общественной безопасности. Особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности промышленных МСП, путём обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, принадлежащей МСП, т.к около 50% патентов выданных в Японии принадлежат предприятиям, расположенным в Токийской метрополии. Правительство TMG оказывает финансовую, техническую и консультационную помощь изобретателям в регистрации авторских прав на изобретении, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности. В целях повышения эффективности от использования интеллектуальной собственности, а также для ускоренного трансферта научных и технологических разработок в производственную сферу проводится политика на усиление взаимодействия МСП с государственными организациями, университетами и научно-исследовательскими институтами. Для обеспечения гибкого взаимодействия между предпринимателями и этими организациями были созданы высшие школы промышленных технологий, основной целью которых является эффективное сотрудничество в применении первоклассных стандартов качества, обеспечивающих разработку и изготовление высокотехнологичных продуктов и услуг.   
 Правительство TMG проводит политику поддержки приоритетных видов производств и сосредотачивает своё внимание на развитии научно-производственного комплекса, базирующегося на самых передовых инновационных разработках. В первую очередь поддерживаются перспективные направления промышленного производства, которые широко используют научно-технический потенциал Токио, обладают большими возможностями для дальнейшего развития и обладают высокой социальной значимостью. Администрация TMG энергично стимулирует приоритетные производства в сфере высоких и информационных технологий, а также в области биотехнологий, здравоохранения, и защиты окружающей среды, обеспечивая поддержку их развития на всех стадиях от НИОКР до полной коммерциализации продукта, включая разработку маркетинговой стратегии по обеспечению максимального роста продаж. Это ведёт к созданию новых видов промышленности и к значительному расширению масштабов производств таких перспективных направлениях как информатика, нано- и микротехнология, точное и медицинское приборостроение, фармацевтическая и микробиологическая промышленность.   Вышеперечисленные мероприятия осуществляются на основе тщательного изучения и экспертной оценки предложений, подаваемых администрациями городов и районов, входящих в состав Токийской метрополии. Для оказания эффективной помощи сектору МСП в разработке технической документации была привлечена «Японская организация содействия промышленному конструированию» (The Japan Industrial Design Promotion Organization - JIDPO). Эта организация, объединяющая 20000 конструкторов и дизайнеров, работающих в Токио, тесно взаимодействует с городскими агентствами поддержки МСП. Это позволяет многим МСП осуществлять разработку новых продуктов и проектов модернизации предприятий на высоком техническом уровне. Такое взаимодействие даёт возможность малым предприятиям не создавая собственных конструкторско-технологических служб, быстро и качественно разрабатывать проектно-конструкторскую документацию при умеренных затратах.   
 Концентрация в Токио 123 университетов, множества НИИ, наличие большого числа талантливых и квалифицированных специалистов в сочетании с возрастающим количеством высокотехнологичных МСП делает этот город центром ускоренного развития Японской промышленности. Для повышения эффективности сотрудничества инновационных МСП с крупными научно-производственными предприятиями была создана зона «Центр поддержки малого бизнеса Тама» (the Tama Small Business Promotion Center). Успешный опыт деятельности зоны TAMA позволил активизировать формирование других инновационных кластеров на территории Японии. В целях дальнейшего развития научно-технического и производственного потенциала зоны TAMA, на её территории в 2005 г. была создана корпорация «Ассоциация промышленного возрождения TAMA» (TAMA Industrial Vitalization Association Inc.), которая объединила 660 предприятий и организаций. В их число входит 343 компании, 37 объединений МСП, 39 университетов, 37 коммерческих и общественных организации, 12 финансовых институтов, 7 бизнес-инкубаторов и 22 местные администрации. Основной задачей этой корпорации является создание системы для быстрой концентрации всех имеющихся ресурсов по обеспечению эффективной коммерциализации результатов НИОКР с целью завоевания лидирующих позиций на мировых рынках новейших товаров и услуг. Предполагается, что в 2010 г., деятельность этой корпорации обеспечит создание 2000 венчурных и инновационных МСП. Другим примером успешной политики TMG, направленной на развитие промышленного потенциала метрополии может служить создание одного из крупнейших промышленных кластеров Японии в административных округах Джонан (Jonan) и Джото (Joto). Эти кластеры объединяет свыше 7600 машиностроительных, металлообрабатывающих, электротехнических и других промышленных высокотехнологичных предприятий.  
 В заключение этого раздела следует указать, что в апреле 2009 г. Японское Правительство приняло «Комплекс стратегических мер по преодолению кризиса» (Policy Package to Address Economic Crisis ), в котором до конца 2010 г. приоритетным направлением будет проведение инвестиционной политики, ориентированной на развитие экономической инфраструктуры и инновационной деятельности, обеспечивающих рост потенциала национальной экономики. С конца 2010 г. предполагается начать уверенный подъём экономики с помощью объединения таких движущих факторов как развитие местных рынков и расширение экспорта новых продуктов и услуг, созданных благодаря успешной коммерциализации инновационных разработок по снижению потребления углеводородов и других невосполнимых природных ресурсов. Стратегия социально-экономического и инновационного развития страны на период до 2030 г. связана с необходимостью преобразования экономики страны на основе дальнейшего сокращения зависимости от импортируемых сырьевых и энергетических ресурсов, при одновременном усилении охраны окружающей среды, улучшении здравоохранения и социальной защиты граждан страны. 

 

Глава 3. Возможности использования  японского опыта в России.

Японский менеджмент предпринял удачную попытку совмещения в работе фирм формальных и неформальных групп, культивируя в них отношения  взаимопомощи, общности интересов, доброжелательности по принципу: «моя фирма — моя община — моя семья». В результате японец часто воспринимает фирму, в которой он работает, не только как формальную организацию, но и как неформальную группу, общину, в которую входят его друзья.

Японская культура в немалой степени формировалась под воздействием самурайских традиций, достаточно известных по переводам ряда трудов представителей этой культуры. Хотя ее основой является этика воина, многие аспекты межличностного и группового общения, признанные ценными в самурайской среде, оказались полезными для современного менеджмента. Например: "Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать - с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны - но так, чтобы он сам задумался о них. Или: "Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день - более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.[8c 234-256]

Эти выглядящие очень современными рекомендации принадлежат  Ямамото Цунэтомо, жившему в 1659-1719 гг. В это время в Европе христианская этика поддерживала представление о ничтожности человека, которое сказывалось и в области межличностного общения, хотя оно и было прикрыто внешним этикетом в кругу элиты. Можно сказать, что Япония опередила европейскую культурную традицию в области наработки образцов межличностного общения, которые оказались продуктивными на современном этапе научно-технического прогресса.

Важным фактором успехов японской экономики является высокий уровень трудовой морали. Например, в 1985 г., в период больших  экономических успехов страны и уже высокого уровня жизни и потребления, 60% японцев считали, что они должны "работать изо всех сил", а 40% из них заявляли, что намерены "работать больше, чем все остальные". Высокий уровень трудовой морали в повседневной рабочей жизни приводит к очень высокому уровню посещаемости работы (порядка 98%. что на 10-13 процентов выше, чем в Европе), что, естественно, ведет к увеличению суммарной выработки. Помимо высокой занятости в рабочее время, японские трудящиеся отличаются тем, что лишь частично используют свой положенный по закону отпуск, который длительное время был намного меньше, чем в Европе и США. С учетом того, что забастовочная активность в Японии также ниже, чем в этих странах, суммарное рабочее время в Японии на 10-15% продолжительнее, чем в Европе и США.

Переход от административно-командной  экономики к рыночной, с одной  стороны, и специфика российской системы ценностей, российского  менталитета, с другой, определили особенности  российского менеджмента на современном  этапе, В период после 1992 года выявлены реальное направление реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей. Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ.[9c 167-189]

Для поведения  руководителей в рамках благоприятной  экономики характерно: сохранение рабочих  мест, минимизация потерь квалифицированных  рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. Но бывает у нас случаи «подсиживания», когда один человек чтобы продвинуться пытается всеми возможным способами скинуть с должности, к которой стремятся, человека, который там работает. В результате существует вероятность потери кого-то из сотрудников. Данные методы в Японии не допустимы - вот этому принципу необходимо следовать и нашим людям.

В рамках рациональной экономики это жесткое распределение  ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации, - при усилении роли финансового капитала над производственным и человеческим.

Изменение поведения  и целей трудового коллектива в сторону более рационального  отношения к себе. Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.

Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.

Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения интересов менеджмента  и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.

С другой стороны, можно отметить увеличение числа  переподготовленных работников, неконфликтное  решение вопросов увольнения, сокращение производственного и административно-управленческого персонала. Активная роль рабочих - акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской команды на предприятии.

Плохое качество продукции, вот еще одна из наших  проблем, которая не позволяет по большому счету выходить нам на мировой рынок. Весь наш экспорт состоит только из сырья, по причине большого его наличия. Но оно то со временем заканчивается. А товаров, свободно конкурирующих на мировом рынке, по-прежнему, нет. Так вот опыт необходимо перенимать  в части качества продукции. Контроль за которым в Японии отработан от и до.

Российские  менеджеры в начале переходного  периода ориентировались на управление с позиций рационального использования  всех внутренних ресурсов и опирались  на работников - собственников этого  предприятия (владельцев крупных пакетов акций). В настоящее время акценты изменились, и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям взамен на гарантированное владение определенной долей акций.

Формирование  этой категории управленцев происходило  по двум направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались экономической свободой и построили сами свой бизнес. Начальной стадией практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое восприятие норм экономического поведения их "зарубежных" коллег, умение комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение методов выстраивания деловых, партнерских отношений с "зарубежными" коллегами. При этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта руководителей работы, хозяйственными объектами, крупными производственными коллективами, так как не проходили школы экономического взаимодействия административно-командной экономики.

С другой стороны, - руководители крупных предприятий, управленческий опыт которых сложился в административно-командной экономике, но вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте. "Ошибки" в таком обучении приобретают большую цену для предприятия. Более того, иная качественная определенность управления в рыночной экономике во многом определила небольшой удельный вес успешных руководителей. Это руководители уже старшего поколения (50-65 лет) на смену им приходят более, молодые (30-40 лет), имеющие опыт руководящей работы на данном предприятии. К ним относятся работники, ушедшие со своих должностей и пробовавшие строить свой самостоятельный бизнес. Эту категорию работников объединяет опыт самостоятельного управления бизнесом в условиях рынка. Иными словами, на должности первых руководителей крупных предприятий приходят работники данного предприятия. Работа по Японскому принципу – люди хотят работать. И поэтому у новых менеджеров в России важную роль играет стремление к самовыражению, они пытаются достичь тех целей, которые перед собой поставили. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном бизнесе и наработанные связи с банками.

Таким образом, российский опыт переходной к рынку экономики внес следующие особенности реформирования управления. Это переход к рациональной экономике, где завоевание позиций на рынке представляется более высокой ценностью для менеджеров, чем максимизация числа сохранения рабочих мест, диверсификация производства взамен массового производства изделий, которые умели выпускать. Прослеживается расширение "открытости" в управлении предприятиями. При этом "открытость" обеспечивается не столько за счет утери власти менеджерами, сколько за счет уменьшения влияния рабочих. Более того, менеджмент ряда предприятий готов добровольно поделиться властью (с предоставлением гарантий в виде передачи прав собственности) и ведет активный поиск внешних инвесторов, в том числе и зарубежных, но это следующая ступень эволюции.[4c 34-45]

Менеджмент  Российской Федерации пока далек  от заданных глобализацией параметров (тех которые заданы мировыми лидерами в области менеджмента Япония и Америка) на всех уровнях: от отдельной  фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками, которые основаны на зарубежном опыте и не малый вклад в это вносит Японская школа менеджмента. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Они благополучны, занимаются меценатством. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Японские компании, конечно же, не исключение, обучение и перенимание опыта у них значительно. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственность за судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

Конечно, очень  многое в нашей работе,  карьере, жизни зависит  от  общих  для  всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных  обстоятельств.

Информация о работе Возможности использования японского опыта в России