Управление текущими издержками организации (на примере ОАО "Акконд")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование системы управления текущими издержками предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы политики управления текущими издержками организации;
проанализировать политику управления текущими издержками организации;
предложить пути совершенствования политики управления текущими издержками организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы политики управления текущими издержками организации……………………………………………………………….5
Сущность и значение производственных затрат…………………..5
Методы управления текущими издержками организации………..9
Оценка политики управления текущими издержками организации…14
Экономическая характеристика организации ОАО «Акконд»….14
Оценка текущих издержек организации ОАО «Акконд»…………17
Пути совершенствования политики управления текущими издержками организации……………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………..………27
Список использованной литературы………………………………………29
Приложения…………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Содержание работы.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

Данные, представленные в таблице, получены на основании  следующих расчетов:

Изменение(+;-) =показатели 2010г. – показатели 2009 г.

Динамика(%) =(показатель 2010г./показатель 2009г.)*100-100

Из данных таблицы 3 следует, что себестоимость продукции ОАО «Акконд» в 2010 г. составила 3 066 911 тыс. руб., в 2011 г. – 3 705 033 тыс. руб. Наблюдается увеличение затрат на производство в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 638 122 тыс. руб. или 21 %. Увеличение себестоимости продукции за анализируемый период обусловлено ростом составляющих затрат.

В составе  себестоимости значительны материальные затраты. Их величина в 2010 г. составила 2 344 839 тыс. руб., в 2011 г. данная группа затрат увеличилась на 457 599 тыс. руб. или 20 % и составила 2 802 438 тыс. руб.

Затраты на оплату труда в 2011 г. по сравнению  с 2010 г. увеличились с 339 821 тыс. руб. до 402 438 тыс. руб., т.е. на 62 617 тыс. руб. или 18 %., что обусловлено ростом средней зарплаты работников.

Аналогичная тенденция прослеживается по отчислениям на социальные нужды. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. сумма отчислений на социальные нужды увеличивается с 79 527 тыс. руб. до 124 529 тыс. руб. Амортизационные отчисления составили в 2010 г. 155 651 тыс. руб., в 2011 г. увеличились на 24 853 тыс. руб. или 16 % и достигли уровня 180 504 тыс. руб. За анализируемый период 2010 – 2011 гг. наблюдается снижение прочих затрат в составе себестоимости: с 205 623 тыс. руб. в 2010 г. до 196 056 тыс. руб. в 2011 г..

Как показывают данные, наибольший удельный вес в  структуре себестоимости продукции  занимают затраты на сырье и материалы (76,4% в 2010г. и 75,6% в 2011г.). Затраты на оплату труда с начислениями составляют 11,1% в 2010г. и 10,9% в 2011г. Наименьшую долю в себестоимости продукции занимают отчисления на социальные нужды – всего 3%.

Затраты на один рубль товарной продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость  единицы продукции в стоимостном  выражении обезличенно, без разграничения  ее по конкретным видам. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.

На основании  ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»»  рассчитаем показатель затрат на рубль  выручки от продаж и оценим его динамику (таблица 4).

Таблица 4

Динамика затрат на рубль  выручки от продаж ОАО «Акконд»

за 2010 – 2011 гг..

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

(+;-)

Темп изменения,%

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

3 930 774

4 853 160

922 386

123

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

2 964 774

3 605 684

640 910

122

Затраты на рубль выручки от продаж, руб.

0,75

0,74

-0,01

98


 

Из данных таблицы 4 следует, что затраты на 1 рубль выручки от продаж в ОАО «Акконд» за анализируемый период сократились с 0,75 руб. в 2010 г. до 0,75 руб. в 2010 г. Что является положительной тенденцией.

Важным  разделом управления издержками предприятия  является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого  анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта  точка характеризует объем выручки  от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.

Используя метод цепных подстановок, находим изменение прибыли от реализации за счет изменения каждого  фактора. Результаты анализа факторов первого порядка обоснованы в табл. 5.

 

 

Таблица 5

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

 ОАО «Акконд» за 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное изменение, (+,-)

2011 г. к 2009 г.

1

2

3

4

5

1. Выручка от продажи, тыс. руб.

3093810

3930774

4853160

1759350

2.Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

2264934

2964774

3605684

1340750

2.1 материальные затраты, тыс. руб.

1746557

2344839

2802438

1055881

2.2 затраты на оплату труда, тыс. руб.

229190

339821

402438

173248

2.3 отчисления на социальные нужды, тыс. руб.

56670

79527

124529

67859

2.4 амортизация основных средств, тыс. руб.

124106

155651

180504

56398

2.5 прочие затраты, тыс. руб.

170105

205623

196056

25951

3. Коммерческие расходы, тыс. руб.

61694

86373

100281

38587

4. Прибыль от продажи, тыс. руб.

767182

879627

1147195

380013


 

Таблица 6

Изменение прибыли от продажи  ОАО «Акконд» за счет изменения

 факторов первого порядка,  тыс. руб.

Наименование показателя

Расчетная формула

Изменение (+,-)

1.Общее изменение прибыли  от продаж

Пп1-Ппб

380013

2. Изменение прибыли за  счет изменения выручки от  продажи товаров

1б)*(Ппбб)

436271

3. Изменение прибыли за  счет изменения себестоимости  проданных товаров.

-52755

4. Изменение прибыли за  счет изменения коммерческих  расходов 

-3503


 

По данным табл. 6 можно сделать вывод, что каждый фактор напрямую влиял на сумму прибыли от продаж, поэтому снижение или увеличение каждого показателя пропорционально вело к снижению или увеличению прибыли от продажи товаров.

Прибыль от продаж может  рассчитываться посредством факторов второго порядка, к которым относятся: объем проданных товаров в  натуральном выражении, цена за единицу  проданного товара, затраты на производство и реализацию продукции по экономическим  элементам.

Модель факторов второго  порядка можно представить в  виде следующей формулы:

Пр = (Vр х Цр) - (Зм + Зт + ОСН + За + Зпр) - Кр,(2.1)

где Vр - объем проданных товаров в натуральных измерителях,

Цр - цена за 1 шт. проданной продукции,

Зм - материальные затраты,

Зт - затраты на оплату труда,

ОСН - отчисления на социальные нужды,

За - амортизация основных средств,

Зпр - прочие затраты,

Кр - коммерческие расходы,

Используя метод цепных подстановок, находим влияние на прибыль от продаж факторов второго порядка. В табл. 7 приведен анализ факторов второго порядка.

 

 

Таблица 7

Изменение прибыли от продаж ОАО «Акконд» за счет изменения факторов второго порядка, тыс. руб.

Показатели

Расчетная формула

Изменение,

(+,-)

1

2

3

1. Изменение прибыли за счет изменения материальных затрат

- 62670

2. Изменение прибыли за счет изменения затрат на оплату труда

-42915

3. Изменение прибыли за счет изменения отчислений от заработной платы

-32129

4. Изменение прибыли за счет изменения амортизационных отчислений

14177

5. Изменение прибыли за счет изменения прочих затрат

70782

6. Изменения прибыли за счет изменения коммерческих расходов

-3503


 

Как видно из табл. 7, увеличению прибыли способствовали такие факторы второго порядка, как амортизационные отчисления и прочие затраты. А такие факторы, как материальные затраты, затраты на заработную плату, на отчисления от заработной платы и коммерческие расходы отрицательно повлияли на прибыль от продаж. В результате прибыль увеличилась на 380013 тыс. руб.

 

 

3. Пути совершенствования  политики управления текущими  издержками организации

Можно выделить следующие направления снижения себестоимости продукции ОАО «Акконд»:

  • повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, которые облегчат условия труда и поднимут производительность;
  • использование научно-технических достижений и передового опыта поможет оттеснить часть конкурентов и увеличить долю рынка;
  • уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве;
  • снижение себестоимости может произойти в результате улучшения использования основных фондов; улучшения материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта;
  • совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов;
  • транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов, на транспортировку готовой продукции;
  • определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы и т.п.). Сюда же можно отнести и такие наиболее распространенные производственные потери, как потери от брака. Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива компании. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции;
  • рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, обеспечивая тем самым снижение себестоимости продукции. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. В первом случае компания получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как проводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Во втором случае величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.

Так же очень  важным способом сокращения затрат организации  является управление запасами.

Наиболее  известными прикладными моделями управления запасами являются:

- модель EOQ (модель "оптимальной партии заказа") - для запасов материальных ресурсов;

- модель EPR (модель "оптимальной партии выпуска") - для запасов готовой продукции. Данная модель является модификацией модели EOQ.

В соответствии с данными моделями регулируется средний уровень запасов сырья (готовой продукции):

З ср. = ½ EOQ (EPR),

где З ср. - средний уровень запасов сырья (готовой продукции); EOQ (EPR) - оптимальный размер заказа партии сырья (оптимальной партии выпуска).

На ОАО  «Акконд» необходимо внедрение системы управления запасами, что позволит снизить себестоимость произведенной продукции за счет сокращения затрат на хранение излишних запасов, а также за счет избегания потерь при недостатке сырья и материалов для стабильного производственного процесса.

Для ускорения  оборачиваемости запасов необходимо проводить постоянную работу по оптимизации  величины запасов для чего можно  предложить ряд мероприятий:

1. отслеживание  суммы остатков, доли оплаченных  товаров в общей сумме запасов;

2. выбор  рациональных методов и каналов  товародвижения;

3. обеспечение  комплектности и адаптивности  товарных запасов;

4. пересмотр  ассортиментной политики предприятия  во взаимосвязи с принятой  стратегией роста и обеспечения  устойчивости предприятия на  рынке.

В заключение отметим, что  недостаточно разработать мероприятия  по снижению затрат. Зачастую нужно  преодолеть сопротивление собственных  сотрудников, которые считают, что  не стоит дополнительно тратить  силы еще и на этот процесс. Поэтому  важно разработать положения  по премированию сотрудников за снижение затрат. Если в снижении затрат будут заинтересованы и рядовые сотрудники, и топ-менеджеры компании, то управление издержками должно дать положительные результаты.

 

 

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

Затраты (издержки) - это стоимость  всех ресурсов, использованных в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако не все затраты  отражаются по итогам периода в управленческом отчете о прибылях и убытках.

Управление затратами  на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым  объектом, т. е. разработку (принятие) и  реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через  элементы управленческого цикла: прогнозирование  и планирование, организацию, координацию  и регулирование, активизацию и  стимулирование выполнения, учет и  анализ.

Информация о работе Управление текущими издержками организации (на примере ОАО "Акконд")