Управление финансовой деятельностью и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансовой деятельностью и право».
Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов: - понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы; - правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты; - система финансовых органов управления финансами, а именно методы государственного регулирования финансов и органы управления финансами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………1
Глава 1. Понятие управления финансами
1.1. Сущность, роль и задачи управления финансовой деятельностью……..……3
1.2. Базовые функции управления финансовой системой ……………………..….5
1.3. Состав и структура органов общего управления системой финансов …...….8
Глава 2. Правовое управление финансовой деятельностью
2.1. Правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами…………………………………………………………11
2.2. Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы……………………………………………………………14
2.3. Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации……………………….………….…….16
Глава 3. Система органов управления финансами в РФ
3.1. Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов………………19
3.2. Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы…………………....…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………….…………………….34
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовик ФИНАНСЫ.docx

— 312.04 Кб (Скачать файл)

Управление финансами  на региональном уровне.

Высшие  органы законодательной власти субъектов  РФ утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством РФ, о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении,  о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.)

Высшие  органы исполнительной власти субъектов  РФ ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В составе администраций субъектов РФ создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах  исполнительных органов субъектов РФ. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов РФ.

Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий - автоматизированных систем управления (АСУ) являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Современные направления совершенствования                                  системы управления финансами бюджетной сферы

 

Основные  направления совершенствования  системы управления финансами бюджетной сферы изложены в проекте Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными и муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный, достоверный и оперативный охват информации о денежных потоках сектора государственного управления. Однако современное состояние общественных финансов предъявляет новые требования к уровню предоставления информации в целях обеспечения единого информационного пространства для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечения публичности результатов их деятельности.

Для этого  на базе ресурсов Федерального казначейства предлагается создать Единую интегрированную информационную систему управления государственными финансами, которая:

  • обеспечит интеграцию информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования и создаст единое информационное пространство, позволяющее на основе обработки и анализа значительных массивов данных повысить качество управления закупками, персоналом, активами и обязательствами публично-правовых образований;
  • создаст инструменты для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, определения плановых результатов бюджетных расходов и мониторинга их достижения;
  • обеспечит единство процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований («электронный бюджет»), в том числе, позволит обеспечить оптимизацию межведомственного взаимодействия;
  • позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов государственной и муниципальной собственности, объектов капитальных вложений;
  • обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • обеспечит механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных государственных и муниципальных услуг, в том числе, информацию в разрезе программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении.

В рамках создания Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами в частности потребуется создание следующих информационных ресурсов и общероссийских реестров:

  • реестр организаций государственного сектора;
  • информационная база по Основным направлениям деятельности Правительства РФ, долгосрочным и ведомственным целевым программам;
  • информационная база государственных (муниципальных) заданий, оказываемых услуг и деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
  • реестры государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов; реестр государственных (муниципальных) служащих.

Для решения  поставленных задач планируется  реализовать следующие мероприятия:

  • разработать Концепцию создания и внедрения Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами и план мероприятий по ее реализации;
  • обеспечить проектирование Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы: нормативное и методическое обеспечение, программного обеспечение, организационное обеспечение, информационно-технологическое обеспечение;
  • разработать нормативно-правовые акты и методические материалы для обеспечения создания и централизованного ведения общероссийских реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
  • обеспечить создание портала «Государственные и муниципальные финансы РФ» для обеспечения публичного доступа к информации.

Внедрение интегрированной системы позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и обеспечит инструментарием для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Таким образом, автоматизированные системы управления представляют качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

 

 

 

 

Заключение

Управление  финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель  управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости  национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную  с практическим использованием финансового  механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

В управление финансами выделяются объекты и  субъекты управления. Объектами выступают  разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами –  совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление  финансами осуществляется на всех уровнях  финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В  то же время эта роль государства  в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

Глубокие  экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности  страны, связанные с переходом  России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способствовали активному развитию финансового права и формированию законодательных основ регулирования финансовых отношений.

Система российского финансового права  — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты. Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

В современном  гражданском обществе государственная  организация управления финансами  оказывается весьма сложной и  требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы.

Представительные  органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это, прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  политики и осуществляющим общее  руководство организацией финансов в стране. Министерству финансов РФ подведомственны Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство. 

Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий (автоматизированных систем управления) являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Изд-во Омега-Л, 2010.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: Юрайт-Издат, 2009.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2008.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  5. Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329
  6. Положение «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №669
  7. Положение «О Федеральной налоговой службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506
  8. Положение «О Федеральной службе страхового надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330
  9. Положение «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278
  10. Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307
  11. Положение «О Министерстве экономического развития РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №437
  12. Положение «О Федеральной службе по финансовым рынкам», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №317
  13. Положение «О Федеральной антимонопольной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331
  14. Проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
  15. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
  16. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  17. Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮГИТИ-ДАНА, 2008.
  18. Финансы: Учебник. / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной  - М.: Финансы и статистика – 2004.
  19. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. Проф. М.В, Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006.
  20. Финансы: Учебник  для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004.
  21. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 1С, 2008.
  22. Официальный сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/

Информация о работе Управление финансовой деятельностью и право