Управление финансовой деятельностью и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансовой деятельностью и право».
Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов: - понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы; - правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты; - система финансовых органов управления финансами, а именно методы государственного регулирования финансов и органы управления финансами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………1
Глава 1. Понятие управления финансами
1.1. Сущность, роль и задачи управления финансовой деятельностью……..……3
1.2. Базовые функции управления финансовой системой ……………………..….5
1.3. Состав и структура органов общего управления системой финансов …...….8
Глава 2. Правовое управление финансовой деятельностью
2.1. Правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами…………………………………………………………11
2.2. Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы……………………………………………………………14
2.3. Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации……………………….………….…….16
Глава 3. Система органов управления финансами в РФ
3.1. Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов………………19
3.2. Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы…………………....…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………….…………………….34
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовик ФИНАНСЫ.docx

— 312.04 Кб (Скачать файл)

В сфере  финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об АО, ГУП, МУП, ООО; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

Совокупность  всех финансовых правовых актов, источников финансового права, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, представлена в приложении 1.

 

 

    1.  Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации

Эффективность управления финансами во многом зависит  от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовыми вопросами регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы – финансовая конституция.

В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе  относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

  • противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством. Это, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
  • противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
  • формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
  • наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
  • нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
  • сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;
  • несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в области  финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить  действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства.

На современном  этапе развития остается острой необходимость  дальнейшего совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением  системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.

Совершенствование управления финансами вызвано также  расширением финансовой самостоятельности  субъектов РФ, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Характеристика и ключевые функции органов                                       управления финансами

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ и учреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

Министерство  финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба страхового надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба по финансовому мониторингу

 

Федеральное казначейство

Рис. 2. Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ

Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти и его основными задачами являются: выработка государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организация и проведение лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

  • разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
  • разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
  • разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • управлением государственным долгом РФ и эмиссию государственных ценных бумаг от имени РФ;
  • ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований;
  • разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.1

Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №185 «Вопросы Министерства финансов РФ» определяет, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является Федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, также осуществляет управление  и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного долга РФ, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы России.2

Федеральная налоговая  служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию ЮЛ, ФЛ в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.3

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела):

  • принимает решения о выдаче лицензий и квалификационных аттестатов;
  • ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела;
  • осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства;
  • получает, обрабатывает и анализирует отчетность, представляемой субъектами страхового дела;
  • выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
  • обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации страхового субъекта;
  • обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.4

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля:

  • проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;
  • контролирует соответствие проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, соблюдение ими требований актов валютного регулирования и валютного контроля;
  • формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.5

 Федеральная служба по финансовому мониторингу является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти:

  • осуществляет контроль и надзор за выполнением ЮЛ и ФЛ требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
  • формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
  • обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;
  • создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности.6

Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в т.ч. среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляет регулирование оценочной деятельности. 7

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности): самостоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг; контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученные преступным путем и др. 8

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) принимает нормативные правовые акты в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг; определяет наличие доминирующего положения финансовых организаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России осуществляет Правительство РФ.9

Информация о работе Управление финансовой деятельностью и право