Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение темы «Управление финансовой деятельностью и право».
Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов: - понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы; - правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты; - система финансовых органов управления финансами, а именно методы государственного регулирования финансов и органы управления финансами.
Введение……………………………………………………………………………1
Глава 1. Понятие управления финансами
1.1. Сущность, роль и задачи управления финансовой деятельностью……..……3
1.2. Базовые функции управления финансовой системой ……………………..….5
1.3. Состав и структура органов общего управления системой финансов …...….8
Глава 2. Правовое управление финансовой деятельностью
2.1. Правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами…………………………………………………………11
2.2. Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы……………………………………………………………14
2.3. Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации……………………….………….…….16
Глава 3. Система органов управления финансами в РФ
3.1. Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов………………19
3.2. Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы…………………....…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………….…………………….34
Приложения
В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об АО, ГУП, МУП, ООО; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.
Совокупность всех финансовых правовых актов, источников финансового права, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, представлена в приложении 1.
Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовыми вопросами регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы – финансовая конституция.
В Российской
Федерации современное
Решение
указанных проблем в области
финансового права позволит обеспечить
стабильность развития экономики нашего
государства, повысить финансовую устойчивость
субъектов хозяйствования, усилить
действенность финансового
На современном этапе развития остается острой необходимость дальнейшего совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.
Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов РФ, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Характеристика и ключевые функции
органов
На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ и учреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба страхового надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральное казначейство
Рис. 2. Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ
Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти и его основными задачами являются: выработка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организация и проведение лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №185 «Вопросы Министерства финансов РФ» определяет, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.
Федеральное казначейство (Казначейство России) является Федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, также осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного долга РФ, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы России.2
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию ЮЛ, ФЛ в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.3
Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела):
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля:
Федеральная служба по финансовому мониторингу является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти:
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в т.ч. среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляет регулирование оценочной деятельности. 7
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности): самостоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг; контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученные преступным путем и др. 8
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимает нормативные правовые акты в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг; определяет наличие доминирующего положения финансовых организаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России осуществляет Правительство РФ.9
Информация о работе Управление финансовой деятельностью и право