Управление финансами компании по производству и реализации хлебобулочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Хлебопекарная промышленность относится к ведущим пищевым отраслям и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости. В России хлеб - продукт первой необходимости, его регулярно покупают все и везде. От того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения. В России имеется более 10 тысяч хлебозаводов (в том числе 1,5 тысяч крупных) и пекарен, способных вырабатывать ежесуточно около 70 тысяч тонн хлеба, или 500 грамм хлеба на человека. При этом на 990 предприятиях сосредоточено до 90 % мощностей по производству продукции отрасли.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

Кафедра «Финансы и антикризисное  управление»

 

Дисциплина «Финансовый  менеджмент»

 

 

Курсовая работа

на тему: «Управление финансами компании по производству и реализации хлебобулочной продукции.»

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                                 Выполнил: магистрант гр. Э-1-11-М

                                                               Исаченко А.С.

                                   Проверил: преподаватель

                                                             Власова Н.И.

 

 

 Иркутск 2012.

Введение

Хлебопекарная промышленность относится к ведущим пищевым отраслям и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости. В России хлеб - продукт первой необходимости, его регулярно покупают все и везде. От того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения.

В России имеется более 10 тысяч хлебозаводов (в том числе 1,5 тысяч крупных) и пекарен, способных  вырабатывать ежесуточно около 70 тысяч  тонн хлеба, или 500 грамм хлеба на человека. При этом на 990 предприятиях сосредоточено до 90 % мощностей по производству продукции отрасли.

Одной из особенностей хлебопекарной  отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных  форм собственности. Отрасль представлена как новичками - частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые в ходе приватизации были акционированы. В России основной объем производства хлеба сконцентрирован  на крупных предприятиях. Здесь вырабатывается более 80% всех хлебобулочных изделий.

Хлеб и хлебобулочные  изделия относятся к продуктам  повседневного спроса. В настоящее  время хлебопекарный бизнес располагает  большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих  мест.

Хлебопечение является социально  значимой отраслью экономики. Большинство  хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большего количества человек.

Сейчас на российском рынке  хлеба присутствует как наследие СССР - традиционные виды хлеба - черный, белый, круглый, батон и буханка, так и формирующаяся в последние  годы премиальная категория - хлебобулочные  изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта.

По данным Института питания  РАМН, уровень потребления этого  важного продукта питания в нашей  стране в разные годы был неодинаков (рисунок 3).

Объем производства хлеба  и хлебобулочных изделий в России за 2011 год оценивается в 7005,1 тысяч тонн. В последние 5 лет в России наблюдается тенденция к снижению объемов производства хлеба. По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5 - 7%, по данным Росстата, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%.

Глава 1. Оптимизация структуры капитала

 
Оптимизация структуры капитала (capital structure optimization) - расчет такого соотношения собственного и заемного капитала, при котором максимизируется рыночная стоимость предприятия, обеспечиваются оптимальные пропорции между уровнем финансовой устойчивости и уровнем рентабельности собственного капитала. 
 
Деятельность компании подчинена определенным жизненным циклам. Для оценки структуры собственного капитала предприятия и принятия решения о ее оптимизации необходимо понимать, какой этап развития переживает компания в текущий момент. 
 
Наиболее динамична стадия развития и диверсификации бизнеса, когда приходится принимать решения об инвестициях и их источниках. Получить ответ на вопрос, за счет какого источника выгоднее осуществить инвестиции, помогают методы финансового моделирования. 
 
На практике чаще всего складывается ситуация, когда использование кредитных ресурсов позволяет существенно сократить срок достижения экономического эффекта, потому что аккумулирование прибыли для проектов — процесс длительный, а время, как известно, — деньги. В конечном итоге экономия времени приводит к более быстрому росту компании и максимизации прибыли. 
 
На стадии стабилизации потребность в долгосрочных займах может просто не возникать. Для этой стадии нормальной является структура капитала, в которой доля заемного капитала минимальна. 
 
В период спада или кризиса разрабатываются планы дальнейшей деятельности компании. Как правило, в этот момент обсуждаются антикризисные меры или принимается решение о ликвидации. Если намечен план по выводу компании из кризиса, то на этой стадии ухудшаются показатели рентабельности, снижается финансовая устойчивость. В данной ситуации предприятие влезает в долги и отношение собственного капитала к заемному очень низко (что и свидетельствует о кризисной ситуации). Здесь более значимой становится не структура капитала как таковая, а тенденции изменения финансового портфеля и будущие показатели, рассчитанные на основе плана выхода из кризиса. 
 
Хотелось бы отметить, что универсальных критериев формирования оптимальной структуры капитала нет. Подход к каждой компании должен быть индивидуальным и учитывать как отраслевую специфику бизнеса, так и стадию развития предприятия. То, что характерно для структуры капитала компании, специализирующейся, например, на управлении недвижимостью, не совсем уместно для фирмы из сферы торговли или услуг. У этих компаний разные потребности в собственных оборотных средствах и разная фондоемкость. Следует учитывать и такой фактор, как публичность: непубличные компании с узким кругом учредителей (акционеров) более мобильны в принятии решений об использовании прибыли, что позволяет им достаточно легко варьировать и величину, и структуру капитала. 
 
Структура капитала отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. От того, насколько структура оптимизирована, зависит успешность реализации финансовой стратегии компании в целом. В свою очередь оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов зависит от их стоимости. 
 
В российской деловой среде распространено заблуждение, согласно которому собственный капитал считается бесплатным. При этом забывается очевидный факт: платой за собственный капитал являются дивиденды, и практически всегда это делает финансирование за счет собственных средств самым дорогим. К примеру, если у собственника бизнеса есть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимость собственного капитала становится более высокой, чем стоимость привлечения кредитов.

 

Глава 2. Оценка эффективности текущей деятельности компании

Таблица 1. Структура активов и капитала компании

Вид деятельности

Производство хлебобулочных  и кондитерских изделий

Номер варианта

2-й вариант

Показатели

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

Оборотные активы, всего

12 466 875,0

10 684 515,0

15 643 898,0

в том числе:

     

Запасы

2 413 650,0

5 615 898,0

4 292 514,0

Дебиторская задолженность

7 690 715,0

3 292 565,0

8 432 112,0

Вне оборотные активы, всего

18 633 456,0

19 272 587,0

19 071 456,0

Капитал и резервы, всего

10 292 560,0

12 344 540,0

14 560 217,0

Целевое финансирование, всего

0,0

0,0

0,0

Долгосрочные обязательства, всего

3 714 011,0

3 222 150,0

10 417 011,0

в том числе заемные средства

3 692 581,0

3 151 450,0

10 000 000,0

Краткосрочные обязательства, всего

17 093 760,0

14 390 412,0

9 738 126,0

в том числе:

     

Заёмные средства

7 413 560,0

4 233 611,0

2 290 655,0

Кредиторская задолженность

8 692 345,0

7 565 980,0

6 452 113,0


Таблица 2. Формирование и  использование прибыли

Номер варианта

2-й вариант

Показатели

2010 год

2011 год

Выручка

33 687 211,0

38 217 466,0

Себестоимость

28 755 777,0

32 414 011,0

в том числе по статьям

   

материальные затраты

10 290 615,0

11 675 430,0

сдельная оплата труда

5 292 645,0

8 655 922,0

повременная оплата труда

3 290 466,0

3 715 422,0

амортизация и лизинг оборудования

5 689 430,0

5 315 780,0

обслуживание и ремонт оборудования

3 292 611,0

2 215 633,0

прочие расходы

900 010,0

835 824,0

Финансовые расходы

3 450 507,4

2 375 592,3

Текущий налог на прибыль

226 415,0

611 430,0

Чистая прибыль

913 465,0

2 211 358,0

Начисленные дивиденды

127 885,1

486 498,8


 

1.Проведем исследование  структуры доходов и расходов, активов, капитала, проверим ликвидность  баланса.

Проведем вертикальный анализ баланса. Вертикальный анализ баланса - определение структуры итоговых финансовых показателей с одновременным  выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом.

Если увеличивается доля оборотных средств, то можно сделать  вывод, что:

  • Сформирована более мобильная структура активов, что улучшает финансовое положение предприятия, так как способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств;
  • Часть текущих активов отвлечена на кредитование потребителей товаров, прочих дебиторов. Это свидетельствует о фактической иммобилизации части оборотных средств из производственной программы. На анализируемом предприятии сложилась именно такая ситуация: снизилась доля вне оборотных активов и соответственно увеличилась доля оборотных активов.
  • Происходит сворачивание производственной базы.

Анализируя структуру пассива  баланса, следует отметить как отрицательный  момент финансовой устойчивости предприятия  низкую долю капитала и резервов.

Таблица 3.Вертикальный анализ баланса

Показатели

01.01.2010 г

01.01.2011г

01.01.2012 г

Оборотные активы

12466875*100%

/31100331=

40,09

10684515*100%

/29957102= 35,67

-4,42

15643898*100%/

34715354=45,06

 

+9,93

Запасы

7,76

18,75

+10,99

12,36

-5,39

Дебиторская зад-ть

24,73

10,99

-13,74

24,29

+13,3

Внеоборотные активы

18633456*100%

/31100331=

59,91

19272587*100%/

29957102=64,33

 

+4,42

19071456*100%/

34715354=54,94

 

-9,39

Капитал и резервы

10292560*100%/

31100331=

33,09

12344540*100%/

29957102=41,21

+8,12

14560217*100%/

34715354=41,94

+0,73

Долгосрочные обязательства

3714011*100%/

31100331=

11,94

3222150*100%/

29957102=10,76

 

-1,18

10417011*100%/

34715354=30,01

+19,25

В том числе заемные  ср-ва

11,87

10,52

-1,35

28,80

+18,28

Краткосрочные обязательства

17093760*100/

31100331=

=54,96

14390412*100%/

29957102=47,70

 

-7,26

9738126*100%/

34715354=28,05

 

-19,65

Заемные ср-ва

23,84

14,13

-9,71

6,6

-7,53

Кред. зад-ть

27,95

25,26

-2,69

18,59

-6,67


 

 

        При  проведении вертикального анализа  получаем следующие результаты:

- увеличилась доля собственных  средств компании,

- увеличилась доля долговых  обязательств компании,

- уменьшилась доля заемных  средств компании, часть активов  компании формируется за счет  заемных средств.

       2. Далее  проверим ликвидность баланса.

Финансовое состояние  предприятия оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли предприятие своевременно и в полном объеме произвести расчеты  по своим обязательствам.

А1 (наиболее ликвидные активы) – денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения.

А2 (быстро реализуемые активы) – дебиторская задолженность, платежи  по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и  прочие оборотные активы.

А3 (медленно реализуемые  активы) – запасы, за исключением  расходов будущих периодов, и долгосрочные финансовые вложения, за вычетом вложений в уставные фонды других предприятий.

А4 (труднореализуемые активы) – все остальные активы, кроме  расходов будущих периодов.

П1 (наиболее срочные обязательства) – кредиторская задолженность.

П2 (краткосрочные пассивы) – краткосрочные кредиты и  займы и прочие краткосрочные  обязательства.

П3 (долгосрочные пассивы) –  долгосрочные кредиты и займы. Это  итог IV раздела пассива баланса.

П4 (постоянные пассивы) –  итог III раздела пассива баланса плюс расходы будущих периодов.

Для определения ликвидности  баланса по данным методикам сопоставляют итоги соответствующих групп. Баланс считается абсолютно ликвидным  при следующих соотношениях: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4.

Выполнение первых трех неравенств этой системе неизбежно влечет выполнение и четвертого, поэтому существенным является сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву. Четвертое  неравенство носит балансирующий  характер с глубоким экономическим  смыслом, свидетельствуя о наличии  у предприятия собственного оборотного капитала.

Если одно или несколько  неравенств имеют знак, отличный от установленного в оптимальном варианте, ликвидность баланса будет отличаться от абсолютной. При этом недостаток средств одной группы компенсируется их избытком в другой группе, хотя компенсация происходит лишь по стоимостной величине, поскольку  в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

Информация о работе Управление финансами компании по производству и реализации хлебобулочной продукции