Шпаргалка по "Финансовый менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, шпаргалка

Описание работы

Содержание курса «Финансовый менеджмент» и его место в системе финансово-экономических дисциплин.
Курс «Финансовый менеджмент» охватывает основные подходы, принципы и модели, объясняющие финансовые решения в современных условиях. Данная дисциплина рассматривает ключевые направления финансовой деятельности компании, которые ей необходимо оптимально выстроить для успешной реализации своей стратегии. Студенты получат представление о теоретических основах финансовой теории, существующих подходах и моделях, применяемых на практике. Рассматриваются такие разделы, как принципы современного финансового анализа компании, подход финансового менеджера к анализу доходности на основе рисков, принципы анализа стоимости компании, концептуальные основы выстраивания финансовой и инвестиционной политики компании. В заключение курса студенты должны будут подойти к рассмотрению роли финансовой аналитики в стратегическом управлении компанией.

Файлы: 1 файл

Вопросы по дисциплине ФМ.doc

— 551.50 Кб (Скачать файл)

Управленческий учет в широком смысле — это информационная основа принятия стратегических управленческих решений.

Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганы и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.

Показатели управленческого учёта, в отличие от бухгалтерского, могут быть как денежными, так и натуральными. Мало того, они могут быть качественными и вероятностными и описывать не только потоки и запасы, но и события и состояния внешнего мира, то есть управленческий учёт может оперировать альтернативными издержками и насыщенностью рынка товарами данной категории.

Системы управленческого учета характеризуются:

  • объемом информации;
  • поставленными целями;
  • критериями и средствами достижения целей;
  • составом элементов системы и их взаимодействием.
  • Интегрированной является система управленческого учета, когда финансовый учет ведется в системе финансовых счетов, а управленческий учет - в системе управленческих (операционных) счетов. Связь финансового и управленческого учета осуществляется с помощью контрольных счетов. Контрольные счета - счета затрат и счета прибылей (доходов) в финансовом учете. Существует прямая корреспонденция счетов управленческого учета с контрольными счетами финансового учета.
  • Замкнутой является система управленческого учета, когда финансовый учет ведется в системе финансовых счетов, а управленческий - в системе управленческих (операционных) счетов. Информация из управленческих счетов на финансовые счета не передается. Взаимосвязь финансового и управленческого учета осуществляется с помощью парных контрольных счетов одинакового наименования в финансовом и управленческом учете. Эти счета называются от
  • Система учета полной себестоимости - традиционный вариант учета затрат в российской экономике, основанный на делении всех текущих расходов на прямые и косвенные. Прямые - затраты, которые непосредственно связаны с изготовлением отдельного вида продукции. Косвенные - затраты, которые связаны с производством нескольких видов продукции, а иногда всех видов продукции. раженными (зеркальными или счетами - экранами).

 

  1. Отечественный опыт финансового менеджмента на предприятии на современном этапе.
  2. Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование требует  разработки видения (vision), ключевого  элемента современного менеджмента, –  каким мы видим себя в будущем? Этот процесс позволяет смотреть на общую картину с долгосрочной перспективы, в то время как оперативные планы представляют определенную тактику выполнения стратегического плана год от года

Стратегическое планирование - это  процесс, который позволяет компании ответить на следующие вопросы:

почему она существует;

каковы ее основные цели;

какие ресурсы необходимы для успешного  развития;

кто будет ее потребителями.

Стратегическое планирование предоставляет  менеджменту возможность понять текущую ситуацию и, как следствие, планировать будущее. В мире быстрых перемен стратегическое мышление становится основой успеха. Растет скорость изменений, поэтому роль стратегического планирования возрастает. Фактически успешные компании устанавливают непрерывный процесс стратегического планирования, т.е. значительную часть своего рабочего времени их топ-менеджеры тратят на разработку планов по выживанию компании в конкурентной среде и формулирование стратегии.

Бизнес-планирование

Бизнес-план – это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития компании, разрабатываемое на основе ее стратегии. Он является общепринятой в мировой практике методикой разработки и формой представления конкретных перспектив деятельности и средств их достижения, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности компании и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса ее собственного экономического интереса и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

В целях определения пользователей  информации бизнес-планы можно подразделить на два типа:

бизнес-план для предоставления его  кредиторам, инвесторам, партнерам  в основном в целях привлечения  финансовых средств. Обычно это бизнес-планы  определенных проектов. Такой бизнес-план обосновывает эффективность вложения средств в проект и их возвратность. Он, наряду с описательной частью, обязательно содержит финансовую модель проекта. В России по ряду причин под бизнес-планированием, как правило, понимают процедуру составления документа именно такого типа;

корпоративный бизнес-план, предназначенный  для компании. Этот план является более  детальным и объективно описывает  текущее состояние и открывающиеся  возможности компании. Его написание  помогает выявить многие проблемы, связанные с реализацией выбранной стратегии. Точное планирование - одна из наиболее важных составных частей успешного бизнеса. Корпоративный бизнес-план позволяет прогнозировать проблемы, в результате чего менеджер сможет преодолеть их в будущем, так как будет готов принять правильные решения.

бюджетирование представляет собой  управленческую технологию, способную  перевести долгосрочные и среднесрочные  планы компании в плоскость их реализации. Наряду с планированием  система бюджетного управления включает следующие функции:

  • координация деятельности всех центров ответственности;
  • принятие решений и делегирование полномочий;
  • оценка деятельности;
  • взаимодействие и мотивация персонала;
  • контроль и анализ.

Таким образом, под бюджетированием  понимается вся совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета. Оно является полноценной и комплексной технологией тактического (текущего) управления компанией.

Таким образом, стратегическое планирование, бизнес-планирование и  бюджетирование должны являться последовательными и взаимосвязанными этапами управленческой деятельности в каждой компании, которая стремится к достижению своих показателей

 

  1. Виды планов, содержание и последовательность их разработки.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, ключевых для данного уровня управления.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим  три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:

  • неопределенность будущего;
  • координирующая роль плана;
  • оптимизация экономических последствий.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.

Стратегический план подразумевает  формулирование: цели, задач, масштабов, сферы деятельности компании.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

Стратегический план может иметь следующую структуру:

Раздел 1. Содержание и целевые установки  деятельности компании.

Рассматриваются предназначение и  стратегическая цель деятельности компании, приводятся масштабы и определяются сфера деятельности, тактические  цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры.

Приводятся прогноз экономической  ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы  и прогнозы.

3.1. Производство.

3.2. Маркетинг.

3.3. Финансы (финансовый план).

3.4. Кадровая политика.

3.5. Научно-исследовательские и конструкторские разработки.

3.6. Новая продукция и рынки  сбыта.

Финансовый план представляет собой  документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий  ее доходы и расходы. В процессе финансового  планирования:

а) идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании;

б) устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому  состоянию компании;

в) формулируется последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей.

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный.

Основное целевое назначение первого - определение допустимых с позиции  финансовой устойчивости темпов расширения компании.

Целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности компании.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

а) анализ финансового положения  компании;

б) составление прогнозных смет и бюджетов;

в) определение общей  потребности компании в финансовых ресурсах;

г) прогнозирование структуры источников финансирования;

д) создание и поддержание действенной  системы контроля и управления;

е) разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомендуется  готовить несколько вариантов финансового  плана:пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ следующего содержания:

Раздел 1. Инвестиционная политика. 1.1. Политика финансирования основных средств. 1.2. Политика финансирования нематериальных активов. 1.3. Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.

Раздел 2. Управление оборотным капиталом. 2.1. Управление денежными средствами и их эквивалентами. 2.2. Финансирование производственных запасов. 2.3. Политика в отношениях с контрагентами  и управление дебиторской задолженностью.

Раздел 3. Дивидендная политика и  структура источников.

Раздел 4. Финансовые прогнозы. 4.1. Характеристика финансовых условий. 4.2. Доходы компании. 4.3. Расходы компании. 4.4. Прогнозная финансовая отчетность. 4.5. Бюджет денежных средств. 4.6. Общая потребность в капитале 4.7. Потребность во внешнем финансировании.

Раздел 5. Учетная политика.

Раздел 6. Система управленческого  контроля.

Очевидно, что финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и  по содержанию; кроме того, для его  разработки требуются усилия различных подразделений компании.

 

  1.  Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования.

Срок окупаемости  инвестиций

Срок окупаемости инвестиций является одним из показателей эффективности  инвестиционных вложений. Метод исчисления этого показателя наиболее часто используется для конкурсной оценки рациональности инвестиционного проекта. Задача данного метода - определить продолжительность срока, в процессе которого будет осуществляться покрытие инвестиций. Данный показатель легко высчитывается и не принимает во внимание доходы, полученные вне рамок установленного временного периода. Согласно сроку окупаемости, проекты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Дисконтированный  срок окупаемости инвестиций

Дисконтированный срок возврата капиталовложений - это срок окупаемости вложенных инвестиций с учетом момента времени. Показатель определяется с использованием следующей формулы: эффективный денежный поток на i-ом интервале планирования делиться на сумму 1 + ставка дисконтирования, умножается на дисконтированный срок окупаемости и все это равно 0.

Внутренняя  норма доходности

Показатель внутренней нормы прибыли рассчитывается по специальной формуле путем итеративного подбора размера ставки дисконтирования, при которой чистая ценность инвестиционного проекта будет равна нулю и представляет собой модель, когда инвестиции при окупаемости, не приносят прибыль. На величину показателя оказывают влияние внутренние условия доходности, так как ее размер уравнивается с необходимой нормой прибыли на инвестирование. При внутренней норме доходности равной (или большей) норме прибыли на капитал, инвестирование проекта является экономически оправданным.

Чистая приведенная  стоимость

Или чистая текущая стоимость  проекта (NPV) является оценочным критерием инвестиционного проекта. Стоимость будущих денежных вливаний рассчитывается за вычетом инвестиционных денежных потоков, но с учетом дисконтированного срока возврата капиталовложений. Инвестиционный проект считается эффективным при положительном значении NPV.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовый менеджмент"