Эффективность привлечения заемных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Повышение эффективности бизнеса в отраслях промышленного комплекса невозможно только в рамках собственных ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли.

Содержание работы

1. Эффективность привлечения заемного капитала 3
1.1. Понятие и сущность заемного капитала.
Возможные источники финансирования 3
1.2. Эффективность привлечения заемных средств 7
1.3. Принципы управления формированием заемного капитала 10
1. Эффективность привлечения заемного капитала

Файлы: 1 файл

Эффективность привлечения заемных средств.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

 

В целом финансовое управление формированием заемного капитала предприятия  представляет собой систему принципов  и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс  привлечения заемных средств, а  также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями  и возможностями развития предприятия.

 

На первоначальном этапе  формирования заемного капитала необходимо определиться с источниками и  объемами привлечения финансовых ресурсов, затем производится оценка эффективности  определенного источника привлечения  ресурсов, оптимизация форм привлечения, оценка риска, связанного с формированием  капитала. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его стоимость (цена) и структура. Субъектная структура определяется в соответствии с внешними источниками  финансирования деятельности предприятия, которые включают в себя различные  формы займов и кредитов (рис. 1).

 

Рис. 1 Система управления формированием заемного капитала предприятия

 

Обязательными условиями  для эффективного управления формированием  заемного капитала предприятия являются:

 

Осуществление реализации программы  привлечения предприятием заемных  средств как единого комплекса, подчиненного единой стратегии.

 

Развитие финансового (фондового, кредитно-банковского) рынка и его  инфраструктуры, обеспечивающей организацию  движения финансовых потоков, доступность  финансовой информации для принятия управленческих решений.

 

Развитие кредитного рынка, институтов общества, акционерной собственности  и устойчивость денежного обращения.

 

В целом процесс управления формированием заемного капитала предприятия  характеризуется:

 

Направленностью действий управляющей  системы на достижение конкретных целей. Перед тем, как привлекать заемный  капитал, предприятие-заемщик должно четко определить цели и направления  использования земных средств, сопоставить  их эффективность и цену привлечения. И только после этого предприятие  может начать осуществлять кредитно-займовые операции. Важность данного принципа состоит в том, что эффективность  формы и условий привлечения  заемного капитала зависят в первую очередь от целей, которые необходимо достичь.

 

Минимизацией транзакционных издержек привлечения заемных средств, при этом эффективность совокупности заемных средств объединенных в  рамках единой организационной структуры  корпорации (или заемный капитал  корпорации) должен быть выше эффективности  альтернативных вложений заемных средств  по отдельности. Только в этом случае целесообразно говорить о том, что  данная организационная структура  корпорации эффективна для кредитно-займовых операций.

 

Комплексностью процесса управления заемным капиталом, включающего  планирование, анализ, регулирование  и контроль этапов привлечения и  использования заемных средств.

 

Неопределенностью в реализации стратегии кредитно-займовых операций. Реализация стратегии привлечения  заемных средств происходит в неопределенной внешней среде, ошибки неизбежны и естественны, поэтому управление должно быть гибким, уметь приспосабливаться, уметь изменяться, когда обстановка неожиданно меняется.

 

Единством перспективного и  текущего планирования потребностей (с  учетом своих возможностей) в привлечении  заемных средств предприятия обеспечивает непрерывность и помогает коммерческим организациям справиться с неопределенностью. Их единство определяет устойчивость развития предприятия, а также точность прогнозирования и планирования управляемой системы заемного капитала.

 

Обеспечение данных условий  и характеристик базируется на определенных принципах управления формированием  заемного капитала предприятия:

 

Соответствия общей системе  управления капиталом предприятия. Привлечение предприятием заемных  средств всегда связано с изменением объема и структуры заемного капитала. Это определяет необходимость органической интегрированности управления кредитно-займовыми операциями предприятия с общей системой управления формированием капитала предприятия и его отдельными функциональными подсистемами.

 

Финансовой обусловленности  решений при формировании заемного капитала предприятий. Все финансовые решения в области привлечения  заемных средств из различных  источников и в разнообразных  формах оказывают прямое или косвенное  воздействие на последующую эффективность  деятельности предприятия. Поэтому  управление кредитно-займовыми операциями должно рассматривать в комплексе  со стратегией развития предприятия  в целом.

 

Высокий динамизм процесса управления кредитно-займовыми операциями предприятия. Высокая динамика факторов внешней  среды, и в первую очередь, это  изменение конъюнктуры рынка  капитала, обуславливает необходимость  разработки управленческих решений  в области кредитно-займовых операций предприятия, форм привлечения заемных  средств в каждом конкретном случае отдельно. Поэтому система управления кредитно-займовыми операциями должна быть динамична, учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, темпы экономического развития, формы привлечения заемных источников финансирования и др.

 

Вариантность подходов к  выбору формы и условий привлечения  предприятием заемных средств. Реализация этого принципа обусловлена действием  закона неравновесных систем в соответствии, с которым невозможно точно рассчитать реальную будущую доходность капитала и принять единственно правильное решение. Поэтому данный принцип  предполагает разработку альтернативного  решения относительно объема, структуры  заемного капитала, а также источников и форм их привлечения.

 

Вышеперечисленные принципы определяют цель управления формированием  заемного капитала предприятия, которая  заключается в повышении эффективности  функционирования собственного капитала предприятия за счет использования  заемных средств. Эффективное управление формированием заемного капитала предприятия  является одним из способов максимизации стоимости предприятия за счет минимизации  средневзвешенной цены капитала.

 

В процессе реализации своей  главной цели управления формированием  заемного капитала предприятия направлено на решение следующих задач:

 

привлечение достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающего  необходимые темпы экономического роста предприятия;

 

обеспечение условий максимальной доходности собственного капитала посредством  минимизации его средневзвешенной цены, оптимизации соотношения собственных  и заемных источников финансирования, рационализацией состава формируемого капитала по периоду его привлечения;

 

постановка системы контроля над формированием заемного капитала предприятия, которая позволит предотвратить  потерю финансовой устойчивости за счет привлечения внешних источников финансирования и права собственности  первоначальных учредителей предприятия  за счет поглощения сторонними инвесторами;

 

создание финансовой гибкости предприятия путем обеспечения  способности предприятия быстро формировать необходимый объем  заемного капитала.

 

Сущность управления формированием  заемного капитала предприятия проявляется  в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях управления этим процессом, которые  обеспечивают достижение цели и выполнения комплекса задач данного процесса.

 

Оперативные функции связаны  с непосредственным управлением  движением денежного потока. Сюда относится управление притоком и  оттоком денежных средств в результате кредитно-займовых операций.

 

К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных  средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т.д.

 

Контрольная функция выступает  индикатором эффективности привлечения  предприятием заемных средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно-займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения.

 

Регулирующие функции  заключаются в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности  форм и условий реализации кредитно-займовых операций.

 

Процесс управления формированием  заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать  рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно - регулирование кредитно-банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов  управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, экономического анализа, экономико-статистические и экономико-математические и др.

 

Ранее отмечалось, что коммерческие организации иногда выпускают свои собственные краткосрочные необеспеченные обязательства, другими словами, коммерческие бумаги, минуя банковскую систему. Даже после покрытия затрат на выпуск и  издержек, связанных со страховочной кредитной линией, коммерческие бумаги, как правило, обходятся дешевле  банковского кредита. Необходимо, однако, помнить, что в тяжелые времена  при нехватке денег банк отдаст предпочтение своим постоянным клиентам. Поэтому  лишь немногие коммерческие организации  постоянно обходят финансово-кредитные  организации стороной, даже в хорошие  времена, когда коммерческие бумаги дешевы и легко продаются.

 

Зачастую банки приспосабливают  структуру платежей к предполагаемым денежным потокам коммерческой организации-заемщика. Например, первая выплата по основной сумме долга может быть отсрочена  на год в ожидании пуска в эксплуатацию новой фабрики. Часто условия  контракта по срочным ссудам пересматриваются на промежуточном этапе, то есть до истечения срока погашения. Банки  обычно готовы пойти на это, если коммерческая организация-заемщик является надежным кредитоспособным клиентом и у нее  есть достаточно веские деловые основания  для подобного изменения.

 

Иногда по срочным ссудам устанавливается фиксированная  процентная ставка на весь срок. Но обычно она бывает привязана к базисной ставке. Так, если ставка устанавливается на уровне " 1 % к базисной", то заемщик может заплатить 5% в первый год, когда базисная ставка равна 4%, и 5,5% на следующий год, когда базисная ставка равна 4,5% и т. д. Порой оговаривается плавающая ставка с "ошейником", в пределах которого и происходят изменения ставки, или с "потолком", лимитирующим только верхний ее предел.

 

Часто в дополнение к процентному  платежу заемщик обязан держать  в банке беспроцентный депозит  до востребования. Этот компенсационный  остаток средств составляет от 10 до 20% общей суммы долга, так что  реальная ставка процента, исчисленная  исходя из той суммы, которая действительно попадает в распоряжение фирмы, может оказаться существенно выше назначенной.

 

Срочные ссуды, как правило, выдаются без обеспечения. Условия  их предоставления очень схожи с  условиями выпуска большинства  необеспеченных облигаций. На них обычно не распространяются наиболее ограничительные "негативные" оговорки, характерные  для облигаций частного размещения, но при предоставлении ссуд также  оговаривается минимальный уровень  собственного и оборотного капитала. Поскольку получателями срочных  ссуд в основном выступают малые  коммерческие организации, условия  получения таких займов зачастую затрагивают высшее руководство.

 

Крупные банковские компании денежного рынка получают больше заявок на предоставление займа, чем  в состоянии удовлетворить; у  более мелких банков дело обстоит  как раз наоборот. В результате для лидирующих банков стало традицией  договариваться о выдаче займов и  затем продавать большую их часть  другим финансовым институтам. Такая  продажа кредитов обычно принимает  одну из двух форм - переуступки или  долевого участия. В первом случае часть  кредитов передается по согласованию с заемщиком новому заимодателю. Во втором случае лидирующий банк обеспечивает "сертификат участия", который  гласит, что он берет на себя обязательство  выплатить часть ссуды. В таких  случаях заемщик может и не знать о том, что произошла  продажа.

 

В настоящее время все  большую актуальность приобретают  корпоративные облигации. Согласно российскому законодательству, под облигацией понимается «эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента» [1] . В мировой практике слово «облигация» обычно используется для обозначения долгосрочного финансового инструмента, имеющего срок погашения как минимум более 1 года. Для финансовых инструментов сроком обращения менее 1 года используется термин вексель или коммерческая бумага. В России, однако, термин «облигация» применяется практически для любой долговой бумаги.

 

Облигация -- это срочная долговая бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком). Подобная форма кредитного соглашения, закрепленного ценной бумагой, позволяет этим обязательствам свободно обращаться на рынке. В результате один заемщик получает денежные средства от целого ряда кредиторов, т.е. происходит секьюритизация синдицированного кредита. Основные отличия между акциями и облигациями состоят в следующем.

 

Во-первых, облигация представляет собой долговое обязательство коммерческой организации (эмитента), т.е. предоставленный  ему кредит, оформленный в виде ценной бумаги. Купив облигацию компании-эмитента, сторонняя коммерческая организация становится ее кредитором. Капитал, мобилизованный посредством выпуска облигаций, акционерным не становится и направляется на решение текущих и перспективных задач компании.

Информация о работе Эффективность привлечения заемных средств