Эффективное управление капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить процесс управления структурой капитала.
Задачи: 1. Рассмотреть формирование капитала предприятия.
Ознакомиться с этапами управления структурой капитала.
Провести анализ структуры источников имущества.
Изучить основы оптимизации структуры капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Формирование структуры капитала предприятия
1.2. Методика анализа предприятия капитала
1.3. Способы управление структурой капитала
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА ОАО «ЛИВНЫНАСОС»
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Ливнынасос»
2.2. Оценка структуры источников имущества ОАО «Ливнынасос»
2.3. Оценка капитала, вложенного в имущество предприятия ОАО «Ливнынасос»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА ОАО «ЛИВНЫНАСОС»
3.1. Мероприятия по оптимизации структуры капитала ОАО «Ливнынасос»
3.2. Расчет экономического эффекта ОАО «Ливнынасос»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

эффективное управление.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Финансовый рычаг является объективным фактором, возникающим  при использовании заемного капитала. Эффект финансового рычага проявляется в том, что привлечение предприятием заемного капитала позволяет повышать уровень рентабельности собственных средств до определенных периодов.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового рычага.

Величина эффекта финансового  рычага рассчитывается по формуле:

,

где Н – ставка налога на прибыль, в виде десятичной дроби;

Ra – рентабельность активов (отношение суммы прибыли до уплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме активов), в виде десятичной дроби;

ЗК – среднегодовая  стоимость заемного капитала;

СК – среднегодовая  стоимость собственного капитала;

ЦЗК – процентная ставка по кредитам (или средневзвешенная цена капитала).

Формула эффекта финансового  рычага имеет три составляющие:

Налоговый корректор  финансового рычага (1 – Н) показывает в какой степени эффект финансового  рычага проявляется в зависимости от уровня налогообложения.

Дифференциал финансового  рычага (Ra – ЦЗК) характеризует разницу между уровнем рентабельности активов и средневзвешенной расчетной ставкой процента по ссудам и займам.

Плечо финансового рычага (ЗК / СК) характеризует объем заемного капитала, приходящегося на 1 рубль собственного.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять  эффектом финансового рычага при  формировании структуры капитала.

Если дифференциал положителен, то любое увеличение коэффициента финансового рычага будет приводить к росту его эффекта, другими словами, чем выше доля заемных средств в общей сумме капитала, тем больше будет эффект финансового рычага.

Но рост эффекта финансового  рычага имеет свои пределы. Увеличение доли заемных средств приводит к снижению финансовой устойчивости, а следовательно к риску банкротства предприятия. Это побуждает кредиторов увеличивать процентные ставки, включая в нее премии за дополнительный финансовый риск. При высоких процентных ставках дифференциал может быть сведен к нулю, когда использование заемного капитала не дает прироста рентабельности собственного капитала. В отдельных случаях дифференциал может быть отрицательным (часть прибыли, получаемой за счет использования собственных средств, идет на обслуживание заемного капитала). В этом случае следует либо снизить стоимость привлекаемого капитала, либо отказаться от его использования.

В условиях инфляции формирование эффекта финансового рычага предлагается рассматривать в зависимости  от темпов инфляции. Если сумма задолженности предприятия и процентов по ссудам и займам не индексируются, эффект финансового рычага увеличивается, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами:

где Н – ставка налога на прибыль, в виде десятичной дроби;

Ra – рентабельность активов (отношение суммы прибыли до уплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме активов), в виде десятичной дроби;

ЗК – среднегодовая  стоимость заемного капитала;

СК – среднегодовая  стоимость собственного капитала;

ЦЗК – процентная ставка по кредитам (или средневзвешенная цена капитала);

i – инфляционный темп прироста цен, в долях единицы.

Расчет эффекта финансового  рычага позволяет определить финансовую структуру капитала с позиций  наиболее выгодного его использования, то есть выявить предельную границу доли заемного капитала для каждого конкретного предприятия.

Анализ структуры капитала включает следующие задачи:

  • изучение состава, структуры и динамики источников формирования капитала предприятия, выявление факторов изменения их величины;
  • оценка изменений в пассиве баланса с точки зрения ликвидности баланса и финансовой устойчивости предприятия.

Совершенствование структуры  капитала является одной из наиболее важных и сложных задач финансового  управления. Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективный выбор между величиной финансовой рентабельности и уровнем финансового риска предприятия.

Методы управления структурой капитала основаны на использовании следующих подходов:

  • исходя из стратегии финансирования активов;
  • на основе минимизации средневзвешенной стоимости капитала;
  • на основе оптимизации эффекта финансового рычага;

Выбор стратегии управления структурой капитала заключается в определении, с одной стороны, достаточного уровня и рациональной структуры активов, и, с другой стороны, в определении величины и структуры источников финансирования активов.

 Структура капитала  представляет собой соотношение всех форм собственных и заемных форм финансовых ресурсов, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности для финансирования активов.

 

    1. Способы управления структурой капитала

Финансовую  основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов.

Формирование  собственного капитала предприятия  подчинено двум основным целям4

1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов.

2. Формированию за счет собственного капитала определенного объема оборотных активов.

Управление  собственным капиталом связано  не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.

Приумножение  собственного капитала предприятия  связано в первую очередь с управлением формированием его собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.

Процесс управления собственным капиталом предприятия  проходит следующие этапы:

  1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

На первой стадии анализа изучаются общий  объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде. 

На второй стадии анализа рассматриваются  внутренние и внешние источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала из различных источников. 

На третьей  стадии анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель «суммы прироста чистых активов предприятия». Его динамика отражает тенденцию уровня обеспеченности развития предприятия собственными финансовыми ресурсами.

  1. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. 
  2. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. 
  3. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. При изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.

5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.

6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

- обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов;

- обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны.

Управление  привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам.

  • Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьей  стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии.

Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

  • Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
    • пополнение объема постоянной части оборотных активов;
  • обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
  • формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;
  • обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников.

3. Определение  предельного объема привлечения  заемных средств.

4. Оценка стоимости  привлечения заемного капитала  из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников.

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде.

Расчет необходимого размера заемных средств в  рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Информация о работе Эффективное управление капиталом предприятия