Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 00:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – оценить инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики Псковской области.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и критерии инвестиционной привлекательности отрасли;
2. Рассмотреть зарубежный опыт повышения инвестиционный привлекательности;
3. Ознакомиться с инвестиционным климатом Псковской области;
4. Оценить инвестиционной привлекательности отраслей экономики в Псковской области.
Введение 3
1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности региональной экономики 5
1.1. Понятие и критерии инвестиционной привлекательности региональной экономики 5
1.2. Инвестиционная привлекательностьрегиональной экономики и ее оценка 12
2. Основные подходы к повышению инвестиционной привлекательности 16
2.1. Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности 16
2.2. Инвестиционная привлекательность Псковской области 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Рис. 1.4 Схема составляющих инвестиционной привлекательности
Каждый из представленных
уровней инвестиционной
Осуществлять анализ инвестиционной привлекательности необходимо комплексно, путем сопоставления аналитических и прогнозных показателей (табл.1.2.)
Таблица 1.2
Основные показатели инвестиционной привлекательности
АНАЛИЗ |
ПРОГНОЗ |
Уровень страны | |
1. Определение фазы циклического развития экономики страны; 2.Анализ макроэкономических показателей, характеризующих инвестиционный климат страны; 3.Анализ показателей характеризующих инвестиционный потенциал страны. |
1. Прогноз макроэкономического развития страны; 2. Государственные программы развития экономики страны и отдельных сфер экономической деятельности. |
Региональный уровень | |
1.Рейтинг регионов в экономике страны; 2.Административные барьеры; 3.Развитость инфраструктуры. |
1. Уровень перспективности региона; 2. Уровень государственной поддержки в регионе. |
Отраслевой уровень | |
1.Определение фазы циклическог 2. Среднеотраслевая рентабельность. |
1. Уровень перспективности отрасли; 2. Уровень внутриотраслевой конкуренции; 3. Уровень государственной поддержки отрасли. |
Корпоративный уровень | |
1. Определение фазы жизненного цикла предприятия; 2. Характеристика собственников и менеджеров. 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности (рентабельность продаж, рентабельность производства, рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, коэффициент ввода и выбытия основных фондов, степень износа основных фондов,уровень незавершенного строительства, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами); 4.Анализ инвестиционной активности. |
1.Стратегия развития предприят 2. Прогноз окупаемости инвестиционных проектов предприятия путем составления и ранжирования бизнес-планов этих проектов. |
Согласно предложенным показателям инвестиционная привлекательность страны оценивается по уровню развитости экономики посредством проведения анализа макроэкономических показателей, а также места в рейтинге составленном международными рейтинговыми агентствами, такими как: «Standard&poors», «Moody’s», «Fitchratings» и др. Инвестиционную привлекательность региона инвестор может оценить на основе внутреннего регионального продукта и его удельного веса во внутреннем валовом продукте страны, развитости транспортной, информационной и управленческой инфраструктуры в регионе, также одним из важнейших показателей является удельный вес убыточных предприятий в общем их количестве. Кроме того региональную инвестиционную привлекательность можно оценить на основе рейтинговой оценки. Анализ инвестиционной привлекательности отрасли проводится на основе фазы ее жизненного цикла, количественных и качественных показателях деятельности хозяйствующих субъектов в отрасли. На последнем этапе инвестором анализируется инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта на основе анализа финансовых показателей и инвестиционной активности предприятия.
Стратегия продвижения инвестиционного имиджа имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен опыт Ирландии – страны, которая добилась успеха за счет четко сформулированной активной политики, направленной на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.
Ирландское агентство по развитию начало искать потенциальных инвесторов еще в 60-х гг., когда требовалось заполнить пробелы в промышленной структуре экономики.
Исследования, опирающиеся на опыт 50 промышленно развитых и развивающихся стран, показали, что маркетинговые расходы на поощрение инвестиций способствуют росту прямых иностранных инвестиций. Был сделан вывод, что каждый доллар, потраченный на продвижение инвестиционного имиджа, мог принести прибыль, чистая приведенная (дисконтированная) стоимость которой достигла 4 доллара.
Исследование работы отдельных инвестиционных агентств выявило, что наиболее эффективным являются инвестиции, четко ориентированные на те или иные сектора, в совокупности с активной маркетинговой стратегией, разработанной под конкретных потенциальных клиентов данной страны.
Также в Ирландии есть государственное ведомство, которое занимается привлечением инвестиций, называется Агентство по индустриальному развитию Ирландии (Industrial Development Agency of Ireland). Агентство одновременно лоббирует политику, которая помогает привлекать иностранные инвестиции (к примеру, Ирландия имеет один из самых низких налогов на торговлю в Европе – 12,5%) и информирует зарубежных инвесторов об экономической ситуации в стране. Особые усилия прилагаются для привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, где инвесторам предлагаются выгодные налоговые условия. Агентство напрямую ведет переговоры с такими крупными корпоративными гигантами как Microsoft, который на сегодняшний день имеет главное региональное представительство именно в Ирландии. Агентство также оказывает помощь отсталым в экономическом плане районам страны путем предоставления специальных льгот для инвесторов, которые открывают в них филиалы своих компаний.
В оценке опыта США следует обратить внимание на то, что создание благоприятного инвестиционного климата определяется как одно из ключевых направлений деятельности территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному обеспечению притока иностранных инвестиций. С этой целью, например, в конце 90-х годов ХХ века в 25 штатах США организованы специальные международные торговые подразделения по стимулированию экспорта и привлечению иностранного капитала в рамках агентств по экономическому развитию.[3]
В рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1300 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами.
Правительства штатов осуществляют информирование инвесторов об издержках приобретения земли и строительства, транспортных услугах, состоянии коммуникаций, возможностях обучения, мерах по охране окружающей среды, перспективах развития рынков сбыта.
Как правило, правительствами штатов применяется комбинация тех или иных методов, характер и количество которых зависят от местной социально-экономической и политической специфики. Особыми льготами обычно пользуются проекты, предусматривающие привлечение инвестиций в создание и развитие предприятий, деятельность которых носит экспортную или импортозамещающую направленность.
Значительный интерес представляет и опыт Канады, которая в конце ХХ века по оценкам Мирового экономического форума вошла в пятерку лучших по инвестиционному климату среди 59 индустриально развитых и развивающихся стран [12].
Важным направлением деятельности, обеспечивающей улучшение инвестиционного климата территорий Канады, является содействие созданию новых исследовательских центров при университетах. Специальный грант выделен создаваемым в пяти регионах центрам генетических исследований и развития биотехнологии.
В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек.
Канадская система предоставляет местным корпорациям значительное стоимостное преимущество в затратах перед аналогичными компаниями США, если научно-исследовательские работы выполняются в Канаде. Канадским корпорациям устанавливается более быстрая амортизация, упрощенная форма списания научно-исследовательских расходов [17].
В составе используемых инструментов регулирования можно выделить:
- стандарты качества окружающей среды;
- экологические лицензии (права) на строительство, введение в строй и эксплуатацию тех или иных предприятий, загрязняющих окружающую среду, выдаваемые природоохранными ведомствами;
- инструкции (кодексы) практической
деятельности, ее экологические
критерии и инструкции, разрабатываемые
правительственными органами
В Шотландии улучшение инвестиционного климата связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель и др. [1].
Успех Китая по завоеванию зарубежных рынков – это прямой результат эффективной политики государства по привлечению иностранного капитала. После решения китайского правительства в 1979 году сделать привлечение иностранных инвестиций приоритетом в экономической политике, были созданы первые «специальные экономические зоны» (в провинциях Гуандонг и Фуян). Эти зоны выделялись не только либеральным налоговым режимом, но и существенным облегчением административных барьеров для открытия нового бизнеса. Важную роль в успехе экономических зон также сыграли Гонконгские и Тайваньские инвестиции в китайскую экономику.
Правительство Китая также вложило средства в так называемые «сети для экспорта». Это были приоритетные сектора экономики, в частности, легкая промышленность и электроника, которым выделялись субсидии для модернизации заводов и приобретения сырья. Цель программы - улучшение качества и количества китайских экспортных товаров. В «сетях» компаниям, которые более чем на 25% контролировались иностранцами, предоставлялись особые льготы и доступ к кредитам Центрального банка Китая. Сегодня подобные компании производят более 80% китайских экспортных товаров.
Правительство также резко снизило пошлины на импорт товаров, которые входили в производство экспортных товаров (к примеру, запчасти машины). Сегодня более 2/3 китайских экспортных товаров составляют именно такие товары. Центральный банк Китая выделяет кредиты для поддержки компаний-экспортеров.
Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и при правильной организации способны внести свой вклад в инвестиционную привлекательность России.
Проведенный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата территорий позволяет предложить для внедрения в российскую практику следующие его продуктивные компоненты:
1. Использование механизма госуда
2. Высокий уровень разнообразия форм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности: государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и др.).
3. Создание в регионах специализированных государственных организаций непосредственно участвующих в обосновании механизмов развития территорий, в том числе связанных с улучшением их инвестиционного климата.
Псковская область – регион площадью 55,3 тыс.кв.м., граничащий с Эстонией, Латвией и Белоруссией. Численность населения на 1 января 2013 года составляет 661 тыс. человек, из которых на территории г. Пскова проживают 206 тыс. чел., г. Великие Луки – 98 тыс. чел.
Экономика региона имеет достаточно высокий уровень диверсификации (Таблица 2.1.).
Таблица 2.1
Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в 2011 году (в процентах к итогу) [25].
В 2011 году основными видами экономической деятельности в Псковской области являлись обрабатывающие производства (20,5 %), торговля (18,8 %), транспорт и связь (14,4 %). Спецификой Псковской области является достаточно большой удельный вес сельского хозяйства (6,8%) в структуре экономики, который существенно превышает показатель как РФ в целом, так и СЗФО. Данная ситуация свидетельствует о наличии в регионе конкурентных преимуществ для развития данной отрасли. В Псковской области также более высокий уровень развития по сравнению со средними показателями получили такие виды экономической деятельности, как транспорт и связь, а также гостиницы и рестораны, что также указывает на наличие условий для развития данных отраслей. В пользу данного тезиса свидетельствует и рост занятости в данных отраслях в послекризисный период. Так, численность занятых в отрасли транспорт и связь выросла с 2009 по 2011 гг. с 26,3 до 26,89 тыс. чел., в отрасли гостиницы и рестораны с 5,4 до 5,9 тыс. чел.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей экономики и регионов