Формирование механизма финансовой стабилизации при угрозе банкротсва предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Экономическая ситуация которая сложилась сегодня в России заставляет руководителей предприятий постоянно принимать управленческие решения в условиях риска и неопределенности. При финансовой нестабильности деятельность коммерческих предприятий подвержена разным кризисным ситуациям, в результате которых оно может подвергнуться банкротству или несостоятельности.
Очевидно, что существует множество реорганизационных процедур, применяемых при банкротстве. Вместе с тем, существует также ряд смежных вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры – это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что огромный потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..2
1 Теоретические и методические основы оценки финансовой устойчивости кризисного предприятия……………………………………………………………………6
1.1 Понятие и задачи анализа финансового состояния предприятия…………………...6
1.2 Методы оценки финансовой устойчивости предприятия……………………………7
1.3 Анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования……………………………………………………………………………...5
1.4 Относительные показатели финансовой устойчивости…………………………….11
1.5 Оценка финансовой устойчивости предприятия……………………………………13
1.6 Основания необходимости реформирования предприятия. Признаки кризисного предприятия……………………………………………………………………………….18
1.7 Общая концепция программы финансового оздоровления………………………..17
2 Организационно-экономическая характеристика Омутнинского лесхоза………....20
2.1 Полное наименование предприятия и его местонахождение……………………..20
2.2 Целевое назначение предприятия……………………………………………………20
2.3 Состав и структура работ лесохозяйственной деятельности……………………...25
2.4 Организационная структура и структура органов управления……………………20
2.5 Формы и системы оплаты труда……………………………………………………..21
2.6 Показатели финансово-хозяйственной деятельности Омутнинского лесхоза в 2010-2012 гг……………………………………………………………………………….22
3 Оценка финансового состояния Омутнинского лесхоза…………………………….25
3.1 Анализ динамики и структуры баланса……………………………………………..25
3.2 Анализ финансовой устойчивости (финансовой структуры)………………………31
3.3 Относительные показатели финансовой устойчивости…………………………….36
3.4. Рейтинговая оценка предприятия по уровню финансового риска………………..42
3.5 Прогнозирование вероятности банкротства Омутнинского лесхоза……………..43
4 Формирование механизма финансовой стабилизации Омутнинского лесхоза ………………………………………………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………………...53
Список использованных источников………………………………………….................71
Приложения………………………………………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Оксаны Формирование механизма финансовой стабилизации при угрозе банкротства предприятия.doc

— 670.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим возникает вопрос, в каких случаях руководитель предприятия должен представить собственнику предложение о реформировании предприятия и разработке программы?

Представляется, что основаниями  для этого могут служить следующие  симптомы неблагополучия.

Нарушения прав части акционеров, выражающиеся в преднамеренном или непреднамеренном создании условий, при которых они не могут принимать участие в общих собраниях, получении ими необоснованных отказов по предложениям о включении вопросов в повестку дня собраний или выдвижении кандидатур в совет директоров, неполучении дивидендов в установленные сроки и в установленных размерах, создании препятствий для свободной купли-продажи акций открытых акционерных обществ, нарушении установленных правил выкупа акций обществом, а также ущемление иных прав, установленных законодательством. Часто такие нарушения бывают связаны с несоблюдением правил ведения реестра акционеров и порядка подготовки общих собраний.

Создание условий, препятствующих эмиссии и размещению дополнительных акций с целью привлечения капитала инвесторов, заинтересованных в развитии производства; в том числе, противодействие этому со стороны части акционеров.

Нарушения прав работников, установленных трудовым законодательством: задержка выплаты заработной платы, отказ в предоставлении отпусков, компенсаций и т.д.

Принятие органами управления решений, не соответствующих законодательству или установленной законом и  уставом компетенции.

Низкая загрузка производственных мощностей, низкая рентабельность или  убыточность деятельности, длительная или систематическая задолженность по платежам в бюджеты, внебюджетные фонды и кредиторам - юридическим и физическим лицам, нарушения других договорных обязательств, а также иные признаки неэффективности хозяйственной деятельности.

Непрозрачность бухгалтерской и иной отчетности для собственников, кредиторов, потенциальных инвесторов; сокрытие работниками аппарата управления некоторых затрат от руководства предприятия и иные признаки дезорганизации учета и отчетности.

Неэффективная организация производства, высокий уровень непроизводительных затрат, частые простои, использование кадров не по специальности и др.

Высокий процент брака, наличие рекламаций и жалоб потребителей на качество продукции 

Систематическое запаздывание или непринятие управленческих решений в ситуациях, требующих неотложной реакции, проявления бюрократизма.

Неоднократное принятие решений органами управления предприятием, ухудшающих финансовое состояние предприятия, приводящих к потере рынка сбыта, покупке сырья и материалов по завышенным ценам или ухудшающих другие показатели деятельности предприятия.

Другие признаки неблагополучия, угрожающие состоянию предприятия  в текущий момент или в перспективе [9].

С перечисленными симптомами неблагополучия особенно часто приходится встречаться вновь назначенным  руководителям, на которых возложена  задача вывода предприятия из кризисного состояния.

Приведенный перечень оснований  для внесения собственнику предложения о реформирования предприятия, разумеется, не является исчерпывающим.

Однако целью реформирования является не просто устранение этих симптомов, а осуществление коренных изменений  в деятельности и структуре предприятия, которые позволят ему устойчиво  функционировать и развиваться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [33].

1.7 Общая концепция программы финансового оздоровления

Под финансовым оздоровлением  проблемных предприятий понимается трансформация предприятий и  изменение принципов их действия, направленные на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые, субконтрактинговые, иные компании).

Основной целью создания и приведения в действие системы  финансового оздоровления является необходимость приведения производственно-технологической  структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы предприятий.

Система оздоровления проблемных предприятий должна решать следующие  задачи:

  • осуществлять мониторинг промышленных предприятий в целях диагностики их текущего финансово-экономического и производственно-технического состояния;
  • обеспечивать контроль уровня состоятельности хозяйствующих субъектов в регионах;
  • выявлять кризисные предприятия и относить их к категории проблемных в соответствии с установленной системой критериев;
  • разрабатывать комплексные планы и отдельные мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных предприятий;
  • осуществлять контроль реализации реабилитационных мероприятий;
  • привлекать инвесторов и необходимые бизнес-структуры к кризисным предприятиям для проведения эффективных антикризисных мероприятий;
  • обеспечивать взаимодействие и координацию исполнительных органов власти в рамках работы по финансовому оздоровлению и предотвращению банкротств;
  • обеспечивать усиление платежно-расчетной дисциплины кризисных предприятий с фискальной системой и наполняемость бюджета;
  • обеспечивать решение кадровой проблемы на кризисных предприятиях;
  • ограждать правовую и административную системы от рисков умышленного развала предприятий и насаждения субъектам РФ споров и тяжб;
  • создавать такие механизмы, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников процессов финансового оздоровления [32].

Не позднее, чем за месяц до истечения срока финансового  оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения оздоровления. На основании отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, которое направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов и в арбитражный суд.

Если требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены  или отчет не предоставлен административному  управляющему в надлежащий срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое вправе принять одно из следующих решений:

  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Досрочное окончание финансового оздоровления возможно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления [32].

 

2 Организационно-экономическая характеристика Омутнинского лесхоза

2.1 Полное наименование предприятия и его местонахождение

Омутнинский лесхоз –  филиал Кировского Областного Государственного Унитарного Предприятия, на праве хозяйственного ведения «Кировлес»

Юридический адрес: 612744 г.Омутнинск  ул.Коковихина 140

Почтовый адрес: 612744 г.Омутнинск  ул.Коковихина 140

2.2 Целевое назначение предприятия

Целями деятельности предприятия являются:

  1. Получение прибыли.
  2. Предприятие создано в целях удовлетворения физических и юридических лиц в товарах, работах и услугах, производимых предприятием.
  3. Предприятие не в праве осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом.
  4. Право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у предприятия с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [45].

2.3 Организационная структура и структура органов управления

Омутнинский лесхоз является филиалом КОГУП «Кировлес». Имущество  филиалов и представительств учитывается  на их отдельном балансе, являющемся частью баланса КОГУП «Кировлес».

Руководители филиалов и представительств назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем КОГУП «Кировлес», наделяются полномочиями и действуют  на основании доверенности, выданной им руководителем КОГУП «Кировлес».

При решении о создании, реорганизации и ликвидации предприятия принимаются Правительством области на основании заключений органа отраслевой компетенции.

 

 

 

 



 


 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Организационная структура предприятия

Структура управления предприятием представлена в приложении А.

Предприятие возглавляет  генеральный директор, назначаемый  на эту должность органом по управлению государственной собственностью области  по представлению органа отраслевой компетенции.

Руководитель действует  от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Руководитель подотчетен органу по управлению государственной  собственностью области и органу отраслевой компетенции.

Компетенция заместителей руководителя предприятия устанавливается руководителем предприятия. Заместители руководителя действуют от имени предприятия, представляют его в государственных органах, в организациях Российской Федерации и иностранных государств, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий, предусмотренных в доверенностях, выдаваемых руководителем предприятия.

Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок защиты определяются руководителем предприятия  в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [45].

2.4 Формы и системы оплаты труда

В Омутнинском лесхозе  применяется две формы оплаты труда: сдельно-премиальная и повременная.

Оплата труда работников аппарата управления производится на основе должностных окладов, кроме того, начисляется премия.

Положением по оплате труда рабочих КОГУП «Кировлес» определяются социальные гарантии, порядок выплаты работникам надбавок стимулирующего характера и доплат к должностным окладам, премий, материальной помощи и дополнительных выплат.

Все выплаты надбавок, доплат премий, материальной помощи производятся с учетом финансового состояния  лесхоза.

Доплаты (надбавки, премии) к тарифным ставкам (окладам) работников предусматриваются в процентах. Абсолютный размер каждой доплаты (надбавки, премии) исчисляется из тарифной ставки (оклада) без учета надбавок и доплат.

Тарифные ставки (оклады) рабочих лесхоза находящихся  в штате, устанавливаются в соответствии с тарифной сеткой (6-ти разрядной). Разряды  оплаты труда по категориям работ и тарифная сетка, применяемая на данном предприятии, представлены в приложении З.

С целью установления соответствия работников занимаемой должности  и определения разряда оплаты труда проводится аттестация работников в соответствии с действующим  законодательством [25].

2.5 Показатели финансово-хозяйственной деятельности Омутнинского лесхоза в 2010-2012 гг.

Для проведения анализа  финансовой устойчивости необходимо провести экспресс-анализ общего состояния предприятия, представленный в таблице ниже [42, 43, 44, 47, 48, 49].

Таблица 1 – Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в 2010-2012 гг.

 

Показатели

 

2010 г.

 

2011 г.

 

2012 г.

Относит. изменение 2012 г. к 2010 г., %

1

2

3

4

5

1. Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

31202

22115

22163

71,0

2. Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг,  тыс. руб.

24478

16129

17372

71,0

3. Затраты на 1 рубль  выручки, руб.

1,27

1,37

1,28

100,8

4. Валовая прибыль  (+)/убыток (-), тыс. руб.

6724

5986

4791

71,3

5. Прибыль (+) / убыток (-) от продаж, тыс. руб.

-3327

517

-671

-

6. Чистая прибыль, тыс.  руб.

6184

-1363

-2633

-

7. Среднесписочная численность  работников, чел.

101

97

97

96,0

 в том числе производственного  персонала, чел.

101

97

97

96,0

8. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб.

2920,5

2389,5

1366

46,8

9. Фондоотдача, руб.

10,68

9,26

16,22

151,9

10. Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс. руб.

12463

10017

4946

39,7

11.Коэффициэнт оборачиваемости  оборотных средств

2,50

2,21

4,48

179,2

12. Производительность  труда 1 работника, тыс. руб.

242,36

166,28

179,09

73,9

13. Получено чистой  прибыли, тыс. руб.:

       

-  на 1 работника

61,23

-14,05

-27,14

-

- на 1 оборот оборотных  средств

2470,07

-617,37

-587,72

-

14. Рентабельность,(убыточность)  %:

       

- текущих затрат

-25

-8

-15

-

- продаж

-11

2

-3

-

- основных фондов

-222

-68

-193

-

- оборотных средств

-119

-20

-53

-

Информация о работе Формирование механизма финансовой стабилизации при угрозе банкротсва предприятия