Формирование и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно- технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Современные бюджетные учреждения находятся практически на полном бюджетном обеспечении, так как доходы из иных источников, кроме бюджетных, не способны обеспечить нормальное функционирование данных учреждений. Для обеспечения своего функционирования и покрытия расходов учреждения получают финансирование от различных источников: бюджетных и внебюджетных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения смет доходов и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации
1.1 Основы организации финансирования бюджетных учреждений
1.2 Источники средств бюджетных учреждений и направления их расходования
1.3 Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения
1.4 Методологические подходы к анализу смет доходов и расходов бюджетных учреждений
Глава 2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»
2.1 Экономическая характеристика МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»
2.2 Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным источникам финансирования
2.3 Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам финансирования
Глава 3. Совершенствование системы формирования и исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»
3.1 Проблемы формирования и исполнения сметы доходов и расходов и пути их решения
3.2 Практические рекомендации по совершенствованию формирования и исполнения сметы доходов и расходов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Формирование и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.rtf

— 1.52 Мб (Скачать файл)

В заключение необходимо еще раз напомнить, что дополнительные платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной деятельности учреждения, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

 

1.3 Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

 

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.

На сметно-бюджетном финансировании находятся бюджетные учреждения: здравоохранения, правоохранительные учреждения, образовательные учреждения; учреждения культуры.

Смета доходов и расходов - это документ, который закладывает основу всей хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, поскольку финансовое обеспечение деятельности ведется на ее основе [22, с.116].

У тех организаций, которые занимаются оказанием платных услуг, две сметы доходов и расходов: бюджетная и по приносящей доход деятельности.

Смета по деятельности, осуществляемой за счет средств бюджета, стала называться бюджетной сметой с 2008 года в связи с изменениями, внесенными в понятийный аппарат БК РФ Федеральным законом №63-ФЗ.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения [2, ст.6].

В свою очередь, лимиты бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Если далее расшифровать понятие бюджетного обязательства (расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году), то понятие бюджетной сметы будет следующим:

«Бюджетная смета - это документ, устанавливающий объем прав бюджетного учреждения в рублях на принятие им расходных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов на соответствующий финансовый год в целях выполнения функций учреждения» [16, с.67].

Схематично порядок разработки и утверждения бюджетной сметы можно представить следующим образом (рисунок 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Порядок разработки и утверждения бюджетной сметы

 

Общий порядок составления и ведения бюджетных смет для федеральных бюджетных учреждений устанавливает Министерство Финансов России [2, ст.165, ст.221].

Так, с 1 января 2008 г. действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденные Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Приказ N 112н). Указанные Требования распространяются на бюджетные учреждения, а также на органы государственной, муниципальной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Порядок утверждения бюджетной сметы для подведомственных бюджетных учреждений устанавливает главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) [2, ст.158].

В настоящее время рядом министерств и ведомств разработан такой порядок. Так, Министерство образования и науки России в лице Федерального агентства по образованию разработало Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2008 г. (Приказ от 24.12.2007 N 2397). С учетом того что существенных изменений в бюджетном законодательстве за прошедший год не произошло, а нового порядка на 2009 г. Рособразование не опубликовало, при составлении сметы на 2009 г. образовательным учреждениям можно воспользоваться указанным документом.

Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств [2, ст. 221].

Составляет и исполняет бюджетную смету получатель бюджетных средств (ПБС) [2, ст. 162].

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до статей (подстатей).

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:

  • гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свод смет учреждений), и дату утверждения;
  • наименование формы документа;
  • финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
  • наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), а также наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);
  • код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
  • наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
  • содержательная и оформляющая части.

Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммы по каждому направлению.

Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные, - руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).

Смета доходов и расходов составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем учреждения, подпись которого заверяется гербовой печатью учреждения. Один экземпляр сметы доходов и расходов остается в учреждении, второй - представляется им в территориальный ОФК.

Для проведения операций на лицевом счете получателя бюджетных средств по разделу учета операций по приносящей доход деятельности учреждение (обособленное подразделение) дополнительно к Разрешению представляет в ОФК по месту обслуживания:

  • смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год;
  • Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Если внебюджетная смета утверждается руководителем учреждения и при наличии обмена информацией между учреждением и ОФК по системе электронного документооборота, Сведения о смете могут представляться в электронном виде без представления Сметы доходов и расходов на бумажном носителе.

По мере необходимости учреждения могут в течение года вносить изменения в смету. В этом случае учреждения уточняют смету доходов и расходов, утверждают и сообщают о внесенных изменениях в ОФК.

При утверждении изменений, вносимых в смету, получатель представляет в ОФК:

  • на бумажном носителе - изменения в Смету доходов и расходов, утвержденные в порядке, установленном главным распорядителем;
  • на машинном носителе либо при наличии электронного документооборота между получателем и органом Федерального казначейства - в электронном виде - Сведения о смете, содержащие показатели с учетом утвержденных изменений.

В случаях, когда порядком составления Сметы доходов и расходов, утвержденным главным распорядителем, предусмотрено формирование в ней отдельных разделов в разрезе видов приносящей доход деятельности, получатель представляет в ОФК Сведения о смете, содержащие сводные (группировочные) данные по всем разделам Сметы доходов и расходов.

При этом доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде арендной платы и относящиеся к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности [2, ст.42], необходимо предоставлять в отдельной смете. Причина этого заключается в том, что принцип расходования средств от приносящей доход деятельности и арендных доходов различен. Бюджетные учреждения могут направлять арендные доходы только на содержание и развитие материально-технической базы. И получают учреждения эти средства в качестве источника дополнительного финансирования. Средства от приносящей доход деятельности можно направлять на обеспечение деятельности учреждения в целом. То есть не только на развитие материальной базы, но и на оплату труда сотрудников и на оплату услуг сторонних организаций.

Бюджетное учреждение составляет проект сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества.

Таким образом, составление бюджетной сметы должно осуществлять строго с учетом нормативно-правовых документов.

Известно, что именно смета является тем документом, на основании которого осуществляется финансирование бюджетных учреждений. Правильно составленная смета - залог стабильной работы учреждения.

 

1.4 Методологические подходы к анализу смет доходов и расходов бюджетных учреждений

 

В условиях перехода к рыночной экономике значительно возрастает роль управления деятельностью бюджетных учреждений, прежде всего, его важнейшей функции - экономического анализа. Последний должен служить основой для выявления недостатков и резервов в деятельности учреждений, выбора более рациональных методов и путей повышения эффективности и качества их работы.

Основная цель анализа в системе управления - обеспечение эффективного функционирования ее управляемого объекта. Для достижения этой цели, исходя из сущности и роли анализа, его предмета и содержания, решаются пять основных задач [14, с.229].

Первая задача - выявление потребности общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений в нужном объеме. При определении общественных потребностей исходят из того, что они не имеют предела, но их удовлетворение ограничено уровнем развития материального производства [14, с.229].

Вторая задача - изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений и проверка соблюдения установленных нормативов. Ее решение предусматривает выявление по данным отчетности бюджетных учреждений соответствия количества оказанных услуг потребности в них, изучение их состава по различным признакам.

Третья задача - оценка эффективности использования ресурсов. Важность этой задачи повышается в связи с той ролью, которую играют трудовые и материальные ресурсы в хозяйственной деятельности учреждений, где они выступают неотъемлемым элементом удовлетворения потребности в услугах. Поэтому анализ их использования не ограничивается проверкой соблюдения норм расхода материальных ценностей и эффективности труда (нагрузки или выработки), а осуществляется в тесной увязке с оценкой полноты удовлетворения общественных потребностей в определенных услугах [14, с.231].

Четвертая задача - выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности учреждений от нормативных или плановых и определение резервов.

Решение этой задачи требует системного подхода при проведении анализа хозяйственной деятельности, что вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с достаточно полным учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации.

Пятая задача - подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений. Она состоит в сборе данных о работе учреждения, их аналитической обработке и обобщении результатов анализа. Кроме того, в ходе анализа формируются предложения об устранении недостатков и улучшении работы учреждения.

Успех хозяйственной деятельности в наибольшей степени зависит от полноты и правильности решения этой задачи анализа.

Основным источником информации анализа является бюджетная смета, а также бухгалтерская и статистическая отчетность, содержащая данные, характеризующие деятельность учреждения по отдельным направлениям 29, с.184].

В процессе анализа широко применяется информация о хозяйственной деятельности учреждений за предыдущие периоды, а также других учреждений, позволяющих судить о темпах роста показателей, изменении результатов работы или о месте учреждения в отрасли [29, с.184].

Методика анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений предполагает применение специальных и технических приемов моделирования взаимосвязи между факторами, измерение, количественную и качественную оценку, обобщение их влияния на выполнение плана по показателям бюджетного учреждения и динамику этих показателей, целью применения которых является определение резервов эффективности работы учреждения и использования ими бюджетных средств.

Она выступает связующим звеном сущности и содержания управления, отражает универсальный и конкретный его характер.

Информация о работе Формирование и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения