Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основы фискальной политики государства и проанализировать особенности налогового реформирования в современных условиях.

Содержание работы

Введение
1. Налоги в системе рыночных отношений
1.1 Налоги в системе рыночных отношений и принципы налогообложения
1.2 Критерии формирования налоговой системы государства
2. Фискальная политика в Российской Федерации
2.1 Цели, направления и методы фискальной политики государства
2.2 Типы фискальной политики
2.3 Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

К.Р.макроэконом.3.docx

— 101.36 Кб (Скачать файл)

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику  происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

Запаздывание действия необходимых  рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными  процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой  хозяйственной политики. Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

Отмеченные запаздывания, временные  лаги между периодом возникновения  потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной  фискальной политики быстро настраиваться  на происходящие изменения в экономике  и эффективно их корректировать.

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены  таким образом, что позволяют  обеспечить рост налоговых поступлений  с увеличением чистого национального  продукта. Это касается подоходного  налога на физических лиц, который имеет  прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

Изобразим графически систему встроенных стабилизаторов (рис. 6).

 

Рисунок 6 - Встроенные стабилизаторы

где: G — государственные расходы; Т— налоговые поступления

 

На графике размеры государственных  расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения  зависят от решений парламента и  правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления  во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи  и доходы. Изъятие же части доходов  налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики  из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек - профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики. График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т.е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства, т.е. уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и снижает падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный  автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов  на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной политики, так как  наличие циклически несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости  ресурсов, а может иметь место  при любом уровне выпуска. Поэтому  встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение  полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный  дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в  условиях полной занятости. Циклический  дефицит нередко оценивается  как разность между фактической  величиной бюджетного дефицита и  структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера и подробно рассмотрена в первой части работы.

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% (Ro) является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%.

Россия сегодня по налоговым  поступлениям явно находится не в  оптимальной позиции. Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

- требуется уменьшение налогового  бремени. Оно является чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

- необходимо изменение структуры  налоговых поступлений за счет  поэтапного увеличения уровня  налогообложения физических лиц  (доходов и имущества), а также  налогов на имущество и рентных  платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

- назрела необходимость сокращения  налоговых льгот. В сегодняшний  период, когда происходит глобальный  пересмотр налоговой системы,  индивидуализация налоговых льгот  оборачивается неразберихой и  коррупцией. Данная индивидуализация  налоговых ставок возможна лишь  и хорошо отработанной, налаженной  налоговой политике.

 

2.3 Проблемы проведения  фискальной политики, ее сочетание  с денежной и налоговой политикой

 

Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение  денег растет для того, чтобы предотвратить  возрастание ставки процента. Центральный  банк печатает деньги для покупки  ценных бумаг, а затем правительство  покрывает с их помощью свои бюджетный  дефицит. Когда происходит такое  приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

Рисунок 7 - Денежное приспособление фискальной политики

 

Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.

Итак, при растущем предложении  денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую  фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх и вправо. Альтернатива между  денежной и фискальной политикой  как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос. Важно  рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении  существует отчетливое различие между  денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие  при стимулировании процентнозависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство. Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).

Консерваторы доказывают необходимость  снижения налогов, поддерживая стабилизирующую  политику, при которой налоги снижаются  в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить  поле деятельности государства в  сфере образования, охраны окружающей среды и т.д., т.е. поддержать экспансионистскую  политику в форме роста госрасходов. Доказано, что необходимо действовать  через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т.е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая не только приведет экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.

Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся  в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых  льгот. Все эти параметры государство  регулирует так, чтобы поступление  денежных средств за счет уплаты налогов  обеспечивало финансирование госбюджета. Но при этом приходится встречаться  с главным противоречием налоговой  и всей фискальной политики - чем  выше налоговое бремя, тем ниже, начиная  с некоторого предела, желание и  возможность платить налоги и, что  гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого  продукта, взиманием налогов. Так  что в основу государственной  налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые  ставки. Другое дело, что государство  успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено  искать спасения в налоговых поборах  для обеспечения расходов бюджета. Налоговая политика государства  связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с  проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной  экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных  инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения. Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

- временной лаг между принятием  решений и их воздействием  на экономику;

- административные задержки;

- пристрастие к стимулирующим  мерам (сокращение налогов - популярное  в политическом плане мероприятие,  а вот увеличение налогов может  стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное  применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может  существенно влиять на динамику  общественного производства и  занятости, снижение темпов инфляции  и решение других экономических  проблем.

Информация о работе Фискальная политика государства