Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основы фискальной политики государства и проанализировать особенности налогового реформирования в современных условиях.

Содержание работы

Введение
1. Налоги в системе рыночных отношений
1.1 Налоги в системе рыночных отношений и принципы налогообложения
1.2 Критерии формирования налоговой системы государства
2. Фискальная политика в Российской Федерации
2.1 Цели, направления и методы фискальной политики государства
2.2 Типы фискальной политики
2.3 Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

К.Р.макроэконом.3.docx

— 101.36 Кб (Скачать файл)

Седьмой критерий. Закрепление налоговых  полномочий должно быть таким, чтобы  ни при каких обстоятельствах  не могли возникнуть налоговые барьеры  на пути движения товаров, труда, перелива капитала и финансовых ресурсов между  субнациональными образованиями в пределах национального государства. В соответствии с данным критерием субъекты РФ не должны наделяться правом введения ввозных и вывозных пошлин и аналогичных им дополнительных налогов. Считается недопустимым, если один субъект РФ вводит налог на ввоз/вывоз продукции в регион, поскольку это нарушает единство экономического пространства страны. Некоторые примеры того, как используются эти критерии при формировании российской налоговой системы, приведены в таб. 1 приложений. В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области реализации налоговых полномочий:

- распределение налоговых источников  и их раздельное использование  (разделение налоговых баз);

- последующее разделение (расщепление)  части доходов, полученных федеральным  бюджетом от раздельного использования  этих источников;

- совместное использование одной  и той же налоговой базы (совместное  или параллельное использование  налоговых баз)10.

В разных странах используются разные модели или их комбинации: в германской модели бюджетного федерализма доминирует разделение получаемых налоговых доходов  между бюджетом федерации и бюджетами  земель, а в Канаде и США разделение налоговых доходов практически  не применяется. Эти страны строят налоговые  системы федерации и субнациональных образований (штатов и провинций) независимо и используют модели распределения налоговых источников и совместного использования налоговых баз. В табл. 2 приложений приведены некоторые применяемые модели распределения налоговых полномочий по основным категориям налоговых платежей в разных странах. В России формально используются все три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна (табл. 3 приложений)11.

2. Фискальная политика  в Российской Федерации

 

2.1 Цели, направления и  методы фискальной политики государства

 

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные  категории, поэтому часто говорят  о бюджетно-налоговой политике. Часто  вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный».

Фискальная политика (от слова фиск - лат. fiscus - корзина для денег, означавшего в Древнем Риме военную кассу, затем - кассу императора; теперь во многих языках - напр, англ., фр. fisc - государственная казна; англ. fiscal policy) - совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов для сдерживания колебаний совокупного спроса, воздействия на уровень занятости, инфляции и других макроэкономических показателей экономики. Фискальная политика, наряду с кредитно-денежной политикой, - один из двух главных относительно самостоятельных инструментов регулирования рыночной экономики.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования  правительством экономики с помощью  изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального  объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

Фискальной политикой, по мнению Дж. М. Кейнса, принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Фискальная политика объединяет в  себе такие крупные виды, формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. Цели фискальной политики представлены на рисунке 4.

 

 

Цели фискальной политики

 

Сглаживание колебаний экономического цикла

 

Стабилизация темпов экономического роста

 

Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции


Рисунок 4 – Цели фискальной политики

 

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются:

- устойчивый рост национального  дохода,

- умеренные темпы инфляции,

- полная занятость,

- сглаживание циклических колебаний  экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме  того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают  уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется  еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе. Объем частного потребления  скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский  спрос, увеличивая располагаемый доход  домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы  являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в  свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны, включающих прямые и  косвенные финансовые методы регулирования  экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводительные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов  государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров  и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система  налогообложения. Изменяя ставки налогов  на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство  стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает  предпринимателей от уплаты налогов  с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Однако в  этих случаях амортизация списывается  в размерах, значительно превышающих  действительный износ основного  капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого  оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную  способность населения.

 

2.2 Типы фискальной политики

 

В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  различают два вида фискальной политики государства:

а) дискреционную

б) недискреционную (рисунок 5).

 

 

Типы фискальной политики

 
     

Дискреционная

 

Недискреционная/автоматическая

         

Активная политика - сознательное манипулирование налогами и расходами

 

Пассивная политика - необходимые  изменения в уровнях государственных  расходов и налогов вводятся автоматически

         

Инструменты:

- общественные работы,

- изменение трансфертных  платежей,

- манипулирование налоговыми  ставками

 

Инструменты - встроенные стабилизаторы:

- изменения в налоговых  поступлениях,

- пособия по безработице  и другие социальные выплаты,

- субсидии фермерам


Рисунок 5 – Типы фискальной политики

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние  на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым  на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической  ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Дискреционная (лат. discrecio – действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами. Выделяют два вида дискреционной политики:

- стимулирующую,

- рестриктивную.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. В краткосрочной  перспективе имеет своей целью  преодоление циклического спада  экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или  комбинирование этих мер. В более  долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано  с проведением комплексной налоговой  реформы, сопровождающейся ограничительной  кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации  структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей  целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов  или комбинирование этих мер. В краткосрочной  перспективе эти меры позволяют  снизить инфляцию спроса ценой роста  безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить  основой для спада совокупного  предложения и развертывания  механизма стагфляции (спад, или  значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами  создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко  встречается в экономиках переходного  периодов, том числе и в России.

В рамках дискреционной политики рассматриваются  различные социальные программы, государственная  программа занятости, изменения  налоговых ставок.

Государственная программа занятости  является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных  органов власти. Например, широкое  применение в рыночной экономике  в период кризиса 1929-1933 гг. нашла  программа организации общественных работ. По этой программе государство  за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения  по принципу «лишь бы занять» - иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки  зрения экономики, эти программы  были малоэффективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового  роста безработицы. Поскольку эти  программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить  регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом. Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда  люди теряют работу. Программы занятости  обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и  могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные  программы помощи малоимущим слоям  населения, расходы на образование, медицину и т.д. Эти программы  позволяют стабилизировать экономическое  развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком  всех этих программ является то, что  они вводятся в условиях спада  и их тяжело отменить, когда экономика  находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным  инструментом в стремлении стабилизировать  экономику. Так, снижение ставок подоходного  налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские  расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, т.к. в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

Информация о работе Фискальная политика государства