Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа
Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.
Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.
Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:
Тб=Vi / V0 * 100%, (1)
цепные – относительно предыдущего периода:
Тц= Vi / V1 * 100%. (2),
Где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;
Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:
Тпр = Тср – 100 .
В таблицах 1 и 2 приведен пример анализа темпов роста объема производства и продаже товара условного предприятия.
Таблица 1 Анализ темпов роста объемов производства и продажи товаров в сопоставимых ценах. | ||||||
Годы |
Объем производства, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем продаж, тыс.руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
ххх1 |
391123 |
100,00 |
100,00 |
463081 |
100,00 |
100,00 |
ххх2 |
461955 |
118,11 |
118,11 |
563089 |
124,60 |
124,60 |
хххЗ |
717416 |
155,30 |
131,49 |
701605 |
141,97 |
113,94 |
Из данных таблицы видно, что на основе базисных темпов роста за два года мы можем судить о том, что объем производства увеличился на 55,3%, а объем продаж на 41,97%. Цепные темпы роста показывают, что в ххх2 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 18,11%, а в хххЗ году на 31,49% относительно ХХХ2 года. Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6% и 13,94% по годам соответственно.
В таблице 2 приведены значения роста и прироста для данных таблицы 1, где среднегодовой темп роста производства и продажи определяется по среднеарифметической величине.
Таблица 2 Анализ роста и прироста объема производства и продаж товаров, % | ||
Годы |
Цепные темпы роста объема производства |
Цепные темпы роста объема продаж |
ххх1 |
100 |
100 |
ххх2 |
118 |
125 |
хххЗ |
131 |
114 |
Сумма |
349 |
339 |
Среднеарифметическое (Тср) |
116 |
113 |
Среднее значение |
116,33 |
113 |
Прирост (Тпр) |
16,33 |
13,00 |
Из данных таблицы следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ниже на 3,33%, чем производства продукции. Кроме того, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам, так, темп роста производства товаров во ххх2 году составил 18%, а продаж – 25%, в то время как в ххх3 году - 31% и 14% соответственно. Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 3,33%. Объем продаж возрастал, но темпы роста его упали, что не позволило предприятию в ХХХ3 году удержать превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Это – тревожная ситуация, и данные говорят о наличии у предприятия проблем в маркетинговой сфере. Эти же выводы подтверждаются и показателями прироста.
Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.
Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. Пример схемы анализа продаж товаров приведен в таблице 3.
Таблица 3 Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах | ||||||||
Вид товара |
Объем производства, тыс.руб. |
Объем продаж, тыс.руб. | ||||||
план |
факт |
отклонение (+, -) |
в % к плану |
план |
факт |
отклонение (+, -) |
в % к плану | |
А |
337218 |
433600 |
96382 |
128,58 |
400211 |
434817 |
34606 |
108,65 |
Б |
113934 |
131374 |
17440 |
115,31 |
122331 |
132211 |
9880 |
108,08 |
В |
39195 |
51325 |
12130 |
130,95 |
40921 |
42797 |
1876 |
104,58 |
Г |
59184 |
73362 |
14178 |
123,96 |
62538 |
63799 |
1261 |
102,02 |
Д |
17297 |
22609 |
5312 |
130,71 |
20233 |
22102 |
1869 |
109,24 |
Е |
5833 |
5146 |
-687 |
88,22 |
5000 |
5879 |
879 |
117,58 |
Итого: |
572661 |
717416 |
144755 |
125,28 |
651234 |
701605 |
50371 |
107,73 |
Представленные в таблице данные позволяют сделать вывод о том, что организация в целом успешно справляется с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Е в сторону снижения на 687 тыс.руб. Однако перевыполнение плана производства на 25, 28% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 7,73%. Неубедительной также представляется вся система плановых показателей, поскольку они значительно ниже фактических. Руководству организации следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж, поскольку занижение этих плановых показателей влечет за собой дефицитность планирования всех ресурсов, необходимых для реального обеспечения производства и продаж.
Пример анализа выполнения плана по производству товаров приведен в таблице 4., где представлены показатели по каждому виду товара. Такая детализация позволяет определить виды товаров, по которым выполняется или не выполняется план производства.
Таблица 4 Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах | ||||||||||
Вид товара |
Объем производства товаров, тыс. руб. |
Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года |
Изменение фактического объема производства в отчетном году | |||||||
прошлый год |
отчетный год |
относительно плана |
относительно прошлого года | |||||||
план |
факт |
план |
факт |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
А |
261230 |
276463 |
337218 |
433600 |
75988 |
129,09 |
96382 |
128,58 |
157137 |
156,84 |
Б |
98520 |
101356 |
113934 |
131374 |
15414 |
115,65 |
17440 |
115,31 |
30018 |
129,62 |
В |
21220 |
24228 |
39195 |
51325 |
17975 |
184,71 |
12130 |
130,95 |
27097 |
211,84 |
Г |
36570 |
40097 |
59184 |
73362 |
22614 |
161,84 |
14178 |
123,96 |
33265 |
182,96 |
Д |
14520 |
15991 |
17297 |
22609 |
2777 |
119,13 |
5312 |
130,71 |
6618 |
141,39 |
Е |
3600 |
3820 |
5833 |
5146 |
2233 |
162,03 |
-687 |
88,22 |
1326 |
134,71 |
Итого: |
435660 |
461955 |
572661 |
717416 |
137001 |
131,45 |
144754 |
125,28 |
255461 |
155,30 |
Из данных таблицы 4 следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 115,65% до 184,71% для разных видов товаров. Кроме того, выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и в отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 130,95% до 88,22%. Отклонение итогового показателя составляет 125,28%.
Анализ показывает, что присутствуют как ошибки планирования в сторону занижения планов производства, так и нарушения плановой дисциплины. По всем видам товаров, кроме товара Е, планы не были напряженными. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель, естественно, является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 687 тыс.руб., т.е. на 11,78%.
Представленная в таблице 4 схема анализа выполнения плана по производству товаров дает много полезной информации как для маркетинговой деятельности, так и для организации производства. В таблице отражаются сведения, позволяющие делать выводы о качестве планирования и плановой стратегии организации.
От объёма производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ и корректировку плановых показателей необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.
Последовательность построения
графика заключается в