Финансовый менеджмент в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент в коммерческом банке -- это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом -- управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
СИСТЕМА УРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
ФУНКЦИИ ПОДСИСИТЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
ПРИЁМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

4. ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Объект  деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке -- процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке -- разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке -- определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого  банка, приведены в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3

 

Заданные параметры

Режим деятельности

 

Максимизация прибыли  банка

Минимально допустимая нормативная  ликвидность

 

Максимизация ликвидности  банка

Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка

 

Сбалансированность прибыльности и ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной  базой банка на основе её дифференциации по срокам, объёмам и стоимости  соответственно возможностям активных операций банка

 
     

5. СИСТЕМА УРАВЛЕНИЯ В  ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОГО  БАНКА

Финансовый менеджмент в  коммерческом банке, как и любая  система управления, состоит из двух подсистем:

-- управляемой, или объекта  управления;

-- управляющей, или субъекта  управления. Основной объект управления  в финансовом менеджменте в  коммерческом банке -- денежные  средства, находящиеся в деловом  обороте коммерческого банка  с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект  управления -- денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления -- коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового  менеджмента коммерческого банка  проходит через управление финансовыми  операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в  таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

ТАБЛИЦА 4

 

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

 

1. Программирование банка  на основе финансово-экономических  нормативов деятельности банка  (внешних и внутренних), программирование  и стратегия деятельности банка

 

2. Мониторинг и анализ  деятельности банка, идентификация  традиционных банковских рисков  на основе балансовых обобщений

 

3. Текущая оценка экономических  выгод, операционно-стоимостный  анализ банка и трансфертное  ценообразование

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

 

4. Планирование деятельности  банка: маркетинговая стратегия  и бизнес-планирование подразделений  банка

 

5. Организационное построение  банка (линейная, дивизионная, матричная  структура; ориентация на услугу  или клиента)

 

6. Управление человеческим  капиталом: мотивация, материальное  стимулирование, раскрытие инновационного  потенциала

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

 

7. Специализация банка

 

8. Универсализация банка

 

КОММЕРЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

 

9. Продуктовая политика  банка и функционально-технологическая  поддержка продуктового ряда  банка

 

10. Финансовый менеджмент  клиентуры банка и его развитие  в инновационное направление  деятельности банка на основе  потребностей клиентов (рынка) или  управление изменениями (реинжиниринг  процессов обслуживания клиентов)

 

КАПИТАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

 

11. Кредитно-инвестиционная  политика банка

 

12. Эмиссионно-учредительская  и фондовая политика банка

 
   

Трехмерный классификатор  финансового менеджмента в коммерческом банке можно представить в  виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и  использования денежных ресурсов.

1. Фронтальный блок представляет  собой систему управления по  разработке комплексных программ  и проектов деятельности банка  с учетом заданных ограничений;  методологию управляющих воздействий;  организацию и управление процессами  планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

2. Верхний блок представляет  собой набор операционных функций  банка, выбранный им в соответствии  с миссией и концепцией деятельности  конкретного банка, которая определена  управляющими воздействиями первого  (фронтального) блока.

3. Правый блок представляет  собой разработку технологических  аспектов деятельности банка  в области продуктовой политики, реинжиринга бизнес-процессов обслуживания  банковской клиентуры, экспертизы  и консалтинга в области сопровождения  сложных и интегрированных банковских  продуктов и услуг, формализацию  технологических средств управления  ресурсной базой банка, формализацию  и технологическую унификацию  проблем банковской клиентуры  и потребностей окружающей среды  банка, разработку и реализацию  технологических средств финансовой  деятельности банка и его взаимодействия  с клиентами.

6. ФУНКЦИИ ПОДСИСИТЕМЫ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Для реализации целей финансового  менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

1. Стратегическое планирование -- определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача -- данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

2. Моделирование -- использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель -- материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

3. Оперативное планирование -- определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

4. Мониторинг -- сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

5. Диагностика -- оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

6. Цель управления -- обеспечение надежности объекта управления.

Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке -- создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

Банковский  продукт -- способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская  операция -- система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская  услуга -- форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

Продуктовый ряд банка -- банковская продукция.

Простой продукт -- продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

Сложный продукт -- продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

в) разработка регламента оказания требуемой услуги;

г) разработка методики информационного  обеспечения процесса оказания услуги;

д) решение организационных  вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;

е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;

ж) решение вопросов, связанных  с материальным стимулированием  исполнителей услуги и разработчиков  продукта;

з) разработка комплекса  документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

По целевому назначению можно  различать следующие классы операций:

-- пассивные операции -- аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

-- активные операции -- использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

-- посреднические операции -- обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

Банковская  триада -- сочетание трех понятий "продукт -- операция -- услуга".

Продукт -- регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

Операция -- упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.

Услуга -- результат обслуживания клиента (выполнения операции).

По степени сложности  можно выделить три класса триад -- элементарные, комбинированные, интегрированные.

7. КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА  ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ

Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

Технология = (материал + инструмент + набор действий) --> удовлетворение потребности.

Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) --> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.

Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.

Реинжиниринг -- это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестицонными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости; это концепция по подготовке к внедрению банковских технологий и перестройка бизнес-процессов, в целях достижения устойчивости управления банков и значительных улучшений таких показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса и скорость функциионирования. Концепция (от лат. conceptio -- понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо яв-ления.

Реинжиниринг бывает: кризисный  и реинжиниринг развития.

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке