Финансовый менеджмент в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика финансового менеджмента в банках второго уровня, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банка и снижения риска при совершении банковских операций.
Для достижения поставленной цели нам необходимо поставить следующие задачи:
• рассмотреть содержание финансового менеджмента коммерческого банка, его роль и функции;
• изучить место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке;
• проанализировать финансовые результаты АО «Казкоммерцбанк»;
• выяснить какие существуют пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….........3
1 Содержание финансового менеджмента, его роль и функции…………...5
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке…..5
1.2 Основные принципы и функции коммерческих банков РК……........7
1.3 Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка ……..11
2 Анализ финансового менеджмента АО « Казкоммерцбанк"………....14
2.1 Общая характеристика деятельности АО « Казкоммерцбанк"….14
2.2 Анализ финансовых результатов АО «Казкоммерцбанк»………16
2.3 Система управления в финансовом менеджменте коммерческого
Банка…………………………………………………………………………..20
3. Пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан……………………………………………..23
3.1 Совершенствование управления банковскими рисками………........23
3.2 Приемы финансового менеджмента………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….......30
Список использованных источников…………………………………….....31

Файлы: 1 файл

ФИН МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 74.16 Кб (Скачать файл)

Процентные расходы за 2009 год снизились по сравнению  с 2008 годом на 0,8% (или на 1,5 млрд. тенге) в результате небольшого спада средних  объемов процентных обязательств Банка  на 0,3% и их стоимости с 7,58% за 2008 год  до 7,53% за 2009 год. Так, средний объем  процентных обязательств Банка за 2009 год составил 2376 млрд. тенге в  сравнении с 2385 млрд. тенге за 2008 год.

В структуре процентных расходов наибольшую долю продолжают занимать расходы по средствам клиентов и  по выпущенным Банком долговым ценным бумагам. Их доля за 2009 год увеличилась  до 45,9% и 42,8% в сравнении с 39,9% и 39,9% за 2008 год соответственно. Рост произошел  за счет снижения доли расходов по займам и средствам, полученным от банков. Так, доля расходов по средствам от банков за 2009 год снизились до 8,4% по сравнению с 15,4% за 2008 год.

Процентные расходы по выпущенным долговым ценным бумагам (в  том числе по субординированному долгу) за 2009 год выросли на 4,7 млрд. тенге или на 6,5% по сравнению с  расходами за 2008 год. Рост произошел  за счет увеличения средних объемов  ценных бумаг, выпущенных в обращение  и субординированного долга, которые выросли в результате девальвации национальной валюты в феврале 2009 года с 813 млрд. тенге в среднем за 2008 год до 840 млрд. тенге в среднем за 2009 год. В долларовом выражении их средний объем снизился на 15,7%. [4]

Таблица 6

Процентные расходы

 

Процентные расходы

Доходы, млн.тг.

Изменение

Средние активы, приносящие % доход

2009 год

2008 год

млн.тг.

%

средние объемы (млрд.тг)

сред.% доходность

Процентные расходы по выпущенным долговым ценным бумагам  и субординированному долгу

76928

72251

4677

6,47

840

9,2

Проценты по займам и средствам  банков и РЕПО

15123

27989

-12866

-45,97

279

5,4

Процентные расходы по счеиам клиентов и РЕПО

82435

72288

10147

14,04

1168

7,1

Процентные расходы по другим обязательствам

4504

8139

-3635

-44,66

89

5,2

Дивиденды по привилегированным  акциям

747

598

149

24,92

   

Итого процентных расходов

179737

181265

-1528

-0,84

2376

7,58


 

Рассматривая отдельно процентные расходы по субординированному долгу, хотелось бы отметить, что они выросли за отчетный период на 3,1 млрд. тенге или на 29,2%. Банк провел 31 июля и 3 августа 2009 года на сумму 965 млн. тенге. Облигации выпущены в рамках третьего выпуска первой облигационной программы Банка (общая сумма программы составляет 30 млрд. тенге).

Сумма процентных расходов по счетам клиентов увеличились за 12 месяцев 2009 года на 14,0% (на 10,1 млрд. тенге) и составила 82,4 млрд. тенге по сравнению  с 72,3 млрд. тенге за 12 месяцев 2008 года. Рост обусловлен увеличением среднего объема средств клиентов на 20,2% за 12 месяцев 2009 года в сравнении со средним  объемом за 12 месяцев 2008 года, что  главным образом я вилось результатом  размещения средств ФНБ «Самрук  – Казына» в рамках антикризисной программы правительства Республики Казахстан, хотя идет уменьшение средней стоимости данных обязательств с 7,4% до 7,1% соответственно.

За 2009 год процентные расходы  по займам и средствам банков снизились  на 46,0% и составили 15,1 млрд. тенге  за 2008 год. Это объясняется снижением  в течение 2009 года среднего объема заимствований  от банков и финансовых институтов на 38,8% (на 176,7 млрд. тенге) в сравнении  со средними объемами за 2008 год. Столь  значительное снижение средних объемов  привлечений в сравнении со средним  объемом привлечений в 2008 году, связанно с тем, что ближе к концу 2008 года Банк произвел крупные плановые погашения синдицированных займов на сумму 600 млрд. долларов США и 69 млрд. долларов США, а также в целом  снизил в 2009 году объемы сделок прямого  РЕПО и вкладов и кредитования от нескольких западных банков. В декабре 2009 года в плановом режиме был погашен  синдицированный заем на сумму 300 млн. долларов США.

В течение 1 полугодия 2009 года Банк совершил досрочное погашение  программы секьюритизации на сумму 950 млн. долларов США, что в итоге  привело к существенному снижению процентных расходов по прочим привлечениям с 8,1 млрд. тенге в 2008 году до 4,5 млрд. тенге в 2009 году (уменьшение почти  в 2 раза). [4]

 

2.3 Система управления  в финансовом менеджменте коммерческого  банка

 

Финансовый менеджмент в  коммерческом банке, как и любая  система управления, состоит из двух подсистем:

- управляемой, или объекта управления;

-  управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового  менеджмента коммерческого банка  проходит через управление финансовыми  операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в  таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости.

Таблица 7

Блоки устойчивости коммерческого банка

 

Финансовая устойчивость банка

1. Программирование банка  на основе финансово-экономических  нормативов деятельности банка  (внешних и внутренних), программирование  и стратегия деятельности банка

2. Мониторинг и анализ  деятельности банка, идентификация  традиционных банковских рисков  на основе балансовых обобщений

3. Текущая оценка экономических  выгод, операционно-стоимостный  анализ банка и трансфертное  ценообразование

Организационная устойчивость банка

4. Планирование деятельности  банка: маркетинговая стратегия  и бизнес-планирование подразделений  банка

5. Организационное построение  банка (линейная, дивизионная, матричная  структура; ориентация на услугу  или клиента)

6. Управление человеческим  капиталом: мотивация, материальное  стимулирование, раскрытие инновационного  потенциала

Функциональная устойчивость банка

7. Специализация банка

8. Универсализация банка

Коммерческая устойчивость банка

9. Продуктовая политика  банка и функционально-технологическая  поддержка продуктового ряда  банка

10. Финансовый менеджмент  клиентуры банка и его развитие  в инновационное направление  деятельности банка на основе  потребностей клиентов (рынка) или  управление изменениями (реинжиниринг  процессов обслуживания клиентов)

Капитальная устойчивость банка

11. Кредитно-инвестиционная  политика банка

12. Эмиссионно-учредительская  и фондовая политика банка


 

Трехмерный классификатор  финансового менеджмента в коммерческом банке можно представить в  виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и  использования денежных ресурсов.

1. Фронтальный блок представляет  собой систему управления по  разработке комплексных программ  и проектов деятельности банка  с учетом заданных ограничений;  методологию управляющих воздействий;  организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

2. Верхний блок представляет  собой набор операционных функций  банка, выбранный им в соответствии  с миссией и концепцией деятельности  конкретного банка, которая определена  управляющими воздействиями первого  (фронтального) блока.

3. Правый блок представляет  собой разработку технологических  аспектов деятельности банка  в области продуктовой политики, реинжиринга бизнес-процессов обслуживания  банковской клиентуры, экспертизы  и консалтинга в области сопровождения  сложных и интегрированных банковских  продуктов и услуг, формализацию  технологических средств управления  ресурсной базой банка, формализацию  и технологическую унификацию  проблем банковской клиентуры  и потребностей окружающей среды  банка, разработку и реализацию  технологических средств финансовой  деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

Итак, финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной  всех средств, участвующих в воспроизводственном  процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан

3.1 Совершенствование управления банковскими рисками

 

Казахстанские коммерческие банки, как субъект рыночной экономики, в своей деятельности неизбежно  сталкиваются с риском. Воздействие  внутренних и внешних факторов экономической  среды, в которой функционируют  кредитные институты, непредсказуемость  результатов работы банков, заставляет уделять внимание качеству управления риском банковской деятельности. В  силу специфики банковского бизнеса, риск является обязательным и непременным  условием. Любая банковская операция или в целом составные части  банковского дела на практике связаны  с угрозами потерь, которые в одних  случаях можно предсказать математически, а в других случаях невозможно даже представить. С целью минимизации  рисков, сопутствующих банковской деятельности, банки формируют систему управления банковскими рисками. [16]

Система управления банковскими  рисками - это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала  банка, позволяющих обеспечить положительный  финансовый результат при наличии  неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового  события и принимать меры к  исключению или снижению его отрицательных  последствий.

Эта система управления может  быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные  с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в  качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому  блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов  операций банка, ко второму - управление рисками различных портфелей  банка - кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д. [28]

Выбор стратегии работы банка  осуществляется на основе изучения рынка  банковских услуг и отдельных  его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как  известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг  на новом рынке. Рисковость этих стратегий  сглаживается, если банк на других сегментах  рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована  и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.

Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга  риска.

Механизм защиты банка  от риска складывается из текущего регулирования риска и методов  его минимизации. При этом под  текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей  и принятие на этой основе оперативных  решений по операциям банка.

Наконец, в аспекте организации  процесса управления рисками рассматриваемая  система предполагает выделение  следующих элементов управления:

- субъекты управления;

- идентификация риска;

- оценка степени риска;

- мониторинг риска.

Все элементы этого описания системы управления банковскими  рисками, представляют собой различное  сочетание приемов, способов и методов  работы персонала банка. Остановимся  подробнее на отдельных элементах  данного построения системы.

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках