Финансовый менеджмент в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика финансового менеджмента в банках второго уровня, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банка и снижения риска при совершении банковских операций.
Для достижения поставленной цели нам необходимо поставить следующие задачи:
• рассмотреть содержание финансового менеджмента коммерческого банка, его роль и функции;
• изучить место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке;
• проанализировать финансовые результаты АО «Казкоммерцбанк»;
• выяснить какие существуют пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….........3
1 Содержание финансового менеджмента, его роль и функции…………...5
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке…..5
1.2 Основные принципы и функции коммерческих банков РК……........7
1.3 Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка ……..11
2 Анализ финансового менеджмента АО « Казкоммерцбанк"………....14
2.1 Общая характеристика деятельности АО « Казкоммерцбанк"….14
2.2 Анализ финансовых результатов АО «Казкоммерцбанк»………16
2.3 Система управления в финансовом менеджменте коммерческого
Банка…………………………………………………………………………..20
3. Пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан……………………………………………..23
3.1 Совершенствование управления банковскими рисками………........23
3.2 Приемы финансового менеджмента………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….......30
Список использованных источников…………………………………….....31

Файлы: 1 файл

ФИН МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 74.16 Кб (Скачать файл)

Банки, как правило, организованы по функциональному признаку. Это  означает, что структура кредитного учреждения должна быть привязана к  той конкретной его деятельности, которую он выполняет.

К принципам организации  банка относится также принцип  соответствия поставленных целей. Как  известно, целью банка является получение  прибыли. Это означает, что в банке  должны быть структуры, зарабатывающие деньги (ищут покупателей банковского  продукта, продают его по цене выше собственных затрат). Для управления прибылью создаются отделы. Планирующие  доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его  подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.

Среди принципов организации  банк можно выделить и принцип  иерархии властных полномочий его отдельных  подразделений. Существуют два эшелона  власти: высшее звено управления и  прочие подразделения банка. К высшему  звену относятся Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть  банковского персонала и решающие наиболее принципиальные вопросы банковской системы.

Ко второму эшелону  в системе соподчинения подразделений  банка по отношению друг к другу  относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживанием  клиентов, выполнением других работ.

Не менее важным принципом  построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и  координированных действий. Если то или  иное предприятие имеет статус банка, то неизбежно оно должно содержать  в своем составе такие подразделения, которые, с одной стороны, как  бы изнутри обеспечивают выполнение им соответствующих операций, с другой стороны, соответствие его деятельности условиям окружающей среды. Некоторые  банки в целях реализации данного  принципа создают специальный административный комитет, который обеспечивает координацию  и взаимодействие различных подразделений  банка.

В принципах организации  банка выделяется также принцип  рационализации управления. В соответствии с данным принципом работа банка  должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (по линии, например, внедрения новых  услуг, сокращения затрат, повышения  производительности труда и т.д.). [9]

С позиции организации  банка важно обеспечение целостности  и соответствия условиям окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии развития, принятой в банке, между его подразделениями  устанавливается тесное взаимодействие, каждое подразделение совершенствует свою деятельность соответствии с изменений  условий окружающей среды.

Чрезвычайно важно, чтобы  система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом здесь выступают  внутренний и внешний аудит. Аудиторские  проверки организовываются как в  рамках головного банка, так и  по отношению к его филиалам (внутренний аудит). Внешний аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, обладающими  лицензией на проверку деятельности кредитных учреждений.

Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразделений  банка обеспечиваются также посредством  подчинения правилам – регламентации  деятельности работников, для реализации данного принципа банки разрабатывают  отдельные предписания (устав, положения  об определенных отделах и службах, квалификационные характеристики). Каждый сотрудник должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и  умением выполнять правила, отраженные в этих и других документах.

Наконец, немаловажно, чтобы  банк был обеспечен оперативной  и достаточной информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы  своевременно принимать необходимые  организационные и экономические  меры по обеспечению стабильности, надежности кредитного учреждения. Информационное обеспечение, будучи системным элементом  банковской инфраструктуры, в организационном  отношении реализуется путем  создания в банке особых подразделений (группы людей), занимающихся сбором и  обработкой соответствующей информации. [18]

Конечной целью формирования структуры банка являются удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых  клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих, достижение прибыльного хозяйствования как предприятия. [28]

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими  определенных функций, которые отличают их от других органов. Группируя основные операции коммерческих банков, можно  сформулировать выполняемые ими  основные функции:

Таблица 3

Основные функции коммерческих банков

 

1. Аккумуляция и мобилизация  денежного капитала;

2. Посредничество в кредите;

3. Проведение расчетов  и платежей в хозяйстве;

4. Создание платежных  средств;

5. Организация выпуска  и размещения ценных бумаг;

6. Консультационное обслуживание  клиентов.


 

Мобилизация временно свободных  денежных средств и превращение  их в капитал – одна из старейших  функций банков. Аккумулируемые банком свободные денежные средства юридических  и физических лиц, с одной стороны, принесет их владельцам доход в виде процента, а с другой – создают  базу для проведения ссудных операций. Сконцентрированные сбережения могут  быть использованы на различного рода экономические и социальные нужды. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и  превращение их в капитал.

Другой важной функцией коммерческих банков является посредничество в кредите. Прямым кредитным отношениям между  владельцами свободных денежных средств и заемщиками препятствует не совладение объема капитала, предлагаемого  в ссуду, с потребностью в нем, а также срока высвобождения  капитала со сроком, на который он нужен  заемщику. Непосредственные кредитные  связи между владельцами капитала и заемщиками затрудняет и риск неплатежеспособности последних. Собственник капитала может  не располагать информацией о  финансовом положении заемщика. Коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные  секторы экономики, обеспечивают расширение производства. Стабильная экономика  не может существовать без организованной и отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение имеет роль банков в проведении расчетов и платежей. [26]

Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки, выступая в качестве посредника в платежах, осуществляют расчеты по поручению  клиентов, принимают деньги на счета  и ведут учет всех денежных поступлений  и выдач. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения, а для ускорения расчетов и повышения надежности платежей внедряются электронные системы  расчетов.

Особой функцией коммерческих банков является их способность создавать  или уничтожать деньги, то есть увеличивать  или уменьшать денежную массу. Создание платежных средств прямо связано  с депозитной и кредитной деятельностью  банков. Депозит может создаваться  двумя путями: внесением клиентом наличных денег в банк или выдачей  заемщику кредита.         При этом указанные операции различным  образом влияют на объем денежной массы в обращении.

Однако банки способны не только создавать, но и уничтожать деньги. Это возможно при погашении  заемщиками кредитов путем списания денег с их депозитных счетов. В  данном случае общая денежная масса  в хозяйстве сокращается.

При наличии спроса на кредит современный эмиссионный механизм позволяет расширять границы  денежной эмиссии, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно  развитых странах. Но экономике требуется  оптимальное, а не чрезмерное количество денег в обращении, поэтому коммерческие банки действуют в пределах ограничений (обязательных резервов), устанавливаемых  центральными банками. [20]

Коммерческие банки выполняют  эмиссионно-учредительскую функцию, осуществляя  выпуск и размещение ценных бумаг, в  частности, акции и облигации. При  этом банки имеют возможность  направлять сбережения на производственные цели. Рынок ценных бумаг как бы дополняет систему кредита и  взаимодействует с ней. По поручению  предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к  выпуску акций и облигаций, банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Банки гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи непосредственно своим клиентам, а не методом свободной продажи на бирже.

Достаточная экономическая  осведомленность и возможность  контроля экономических ситуаций позволяют  банкам осуществлять консультационное обслуживание клиентов. Банки проводят анализ финансовой деятельности предприятий, состояния их бухгалтерского учета, оценивают стратегию развития и  выявляют возможные направления  увеличения доходов. Занимаясь операциями с ценными бумагами, банки оценивают  перспективность выпуска новых  акций клиента и реальность их размещения ; консультируют клиентов в выборе фирм, готовых взять на себя размещение новых ценных бумаг, и предоставляют другие консультационные услуги : от открытия счетов до рекомендации по совершению операций на денежном и  товарном рынках.

В последнее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением  конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, которая стимулирует поиск банками  новых сфер деятельности, увеличение числа предлагаемых клиентам услуг  и повышение качества обслуживания.

Развитие тенденции расширения функций коммерческих банков в современных  условиях продолжается. Для укрепления своих позиций на рынке они  активнее осуществляют не характерные  для банков операции, внедряясь в  нетрадиционные для них сферы  финансового предпринимательства. Тем самым повышается роль банков в функционировании экономики. [28]

 

1.3 Оценка уровня  доходов  и расходов коммерческого банка

 

В качестве основных способов оценки доходов и расходов коммерческого  банка выделяются структурный анализ, анализ динамики доходов и расходов, включая отдельные их виды, расчет финансовых коэффициентов, характеризующих  относительный уровень доходов  и расходов. Совокупность приемов  позволяет дать количественную и  качественную оценку доходов и расходов банка.

Целью структурного анализа  доходов банка является выявление  основных их видов для оценки стабильности источников дохода и сохранения их в будущем. Анализ проводится на основе фактических данных за прошлые годы. В зарубежной практике берется период длительностью как минимум три года.

Для оценки стабильности доходы делятся на две группы. К первой группе относятся операционные доходы – процентный доход и беспроцентный  доход в виде комиссий за банковские услуги, которые по природе являются стабильными. Доходы от операций на рынке, т.е. доходы спекулятивного характера, а также доходы от переоценки активов  и неординарные, носящие разовый  характер, являются нестабильными. Нежелательно, чтобы эта вторая группа поступлений  средств определяла размер и темпы  роста общего дохода банка. [21]

Структурный анализ расходов банка производится для выявления  основных видов расходов, темпов и  факторов их роста.

На основе общих выводов  структурного анализа производится более углубленное исследование основных видов доходов и расходов банка.

Например, при анализе  процентного дохода изучается его  структура в разрезе источников (внутренние кредиты, межбанковские  кредиты, ценные бумаги, лизинговые и  прочие операции), влияние на его  размер объема выданных ссуд и процентных ставок, относительный уровень процентного  дохода по отдельным видам операций, динамика процентной маржи. Тенденция  падения процентной маржи является одним из показателей того, что  банк вступил на путь банкротства.

Анализ непроцентного  дохода включает такие элементы, как  изучение его структуры в разрезе  отдельных видов некредитных  услуг, вероятности сохранения и  укрепления позиций банка на рынке  этих услуг, соотношение себестоимости  и цены услуг, причин изменения величины элементов непроцентного дохода.

Особое внимание при детальном  анализе расходов уделяется соотношению  процентного и непроцентного  расхода, доле расходов, связанных с  затратами по обеспечению функционирования банка, включая административно-хозяйственные  расходы, расходы, связанные с покрытием  рисков, причинами изменения величины отдельных видов расходов.

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках