Финансовый менеджмент и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление состояния и путей совершенствования финансового менеджмента организации. В работе определяются роль, цели и содержание финансового менеджмента. Рассчитываются базовые показатели финансового менеджмента. Определяются назначение, методы расчета показателей, характеризующих риски предприятия. Сравниваются различные способы определения этих показателей. Одной из задач работы является формирование направлений совершенствования финансового менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Финансовый менеджмент……………………………………...5-6
Задачи финансового менеджмента…………………………………….6-7
Основы финансового менеджмента……………………………………7-9
Система финансового менеджмента…………………………………..9-10
Функции финансового менеджмента………………………………….9-14
ГЛАВА 2. Методы финансового менеджмента………………………14-16
2.1 Цели финансового менеджмента…………………………………….16-17
2.2 Сущность финансового менеджмента……………………………….17-19
2.3 Роль финансового менеджмента……………………………………...19-21
2.4 Концепции финансового менеджмента……………………………… 21-28
2.5 Объекты финансового менеджмента……………………………………..29
2.6 Виды финансового менеджмента…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………30-31
Литература……………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

3. Оптимизация денежного  оборота. Эта задача решается  путем эффективного управления  денежными потоками организации  в процессе кругооборота денежных  средств с целью минимизации  среднего остатка свободных денежных  активов.

4. Обеспечение максимизации  прибыли при предусматриваемом  уровне финансового риска. Это  достигается, прежде всего, за  счет эффективного управления  активами, вовлечения в хозяйственный  оборот заемных финансовых средств,  выбора наиболее эффективных  направлений операционной и финансовой деятельности при осуществлении эффективной налоговой, амортизационной, дивидендной политики.

5. Обеспечение минимизации  уровня финансового риска при  необходимом уровне прибыли путем  диверсификации видов операционной  и финансовой деятельности, а  также портфеля финансовых инвестиций; профилактика и избегание отдельных  финансовых рисков с помощью  эффективных форм их внутреннего  и внешнего страхования.

6. Обеспечение постоянного  финансового равновесия организации  в процессе ее развития посредством  поддержания высокого уровня  финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры  капитала и активов, достаточного  уровня самофинансирования инвестиционных  потребностей.

Все перечисленные задачи тесно связаны между собой, хотя и носят в ряде случаев разнонаправленный  характер.

 

2.2. Сущность финансового менеджмента

Содержание финансового  менеджмента составляет искусство  руководить движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между хозяйствующими субъектами в  процессе движения финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление  воздействия на финансы с помощью  методов и рычагов финансового  механизма для достижения поставленной цели. Он включает в себя стратегию  и тактику управления.

Под стратегией понимается общее направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует  определенный набор правил и ограничений  для принятия решения. Стратегия  позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты.

После достижения цели стратегия  как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задача тактики управления - выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной  ситуации методов и приемов управления.

Финансовый  менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.

 

Субъект управления - это аппарат управления, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Любой объект управления представляет собой систему, под которой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Каждому элементу присущи различные  свойства. Элемент выполняет только ему присущую функцию. Свойства элементов  финансовой системы позволяют вывести  общее правило финансового менеджмента: всегда надо стремиться к финансовой устойчивости всей системы в целом, а не отдельных ее элементов и  подсистем.

Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления может осуществляться только при  условии циркулирования определенной информации между управляющей и  управляемой подсистемами.

Финансовая система является сложной, динамичной и открытой системой. Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между  ними, структурным разнообразием  элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений  состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности.

Динамичность  финансовой системы обусловливается тем, что она постоянно развивается, меняется величина финансовых ресурсов, расходов, доходов, колеблется спрос и предложение на капитал. Это предполагает увеличение и углубление связей финансовой системы с внешней средой и усложняет процесс его управления.

Финансовая система является открытой системой, так как она  обменивается информацией с внешней  средой.

2.3. Роль финансового менеджмента

На современном этапе  развития экономики России менеджмент представляет собой гибкий механизм управления, ориентированный на быстрые  изменения во внутренней и внешней  среде хозяйствования, максимальное удовлетворение интересов собственников  и персонала предприятий (корпораций). Менеджмент предполагает использование  новых информационных технологий, инициативы и умения руководителей и служащих предприятия работать в динамичной рыночной среде.

Традиционно основными звеньями менеджмента считают производство, маркетинг и финансы.

Финансовый менеджмент выражает весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования  финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков, необходимых для осуществления  предпринимательской деятельности в условиях риска с целью выполнения хозяйствующим субъектом своих  функций.

С практической точки зрения финансовый менеджмент — искусство  управления финансами предприятия  в условиях действия внешней и  внутренней среды, т. е. денежными отношениями, связанными с образованием и расходованием  доходов (выручки), прибыли, капитала и  денежных фондов в рамках принятой стратегии и тактики.

Необходимые условия развития финансового менеджмента в России следующие:

- разнообразие форм собственности;

- самофинансирование предпринимательской  деятельности;

- рыночное ценообразование;

- наличие рынков товаров,  труда и капитала;

- четкая регламентация  государственного вмешательства  в деятельности хозяйствующих  субъектов, которая определяется  системой рыночного законодательства («Об акционерных обществах», «О  рынке ценных бумаг», «О банках  и банковской деятельности» и  т. д.).

Особенности финансового  менеджмента в условиях рыночной экономики можно сформулировать следующим образом:

 

- его гибкость, т. е.  учет конъюнктуры рынка;

- ориентация управления  финансами на рынок;

- учет при принятии  финансовых и инвестиционных  решений фактора риска;

- использование бюджетирования  как основы оперативного управления  финансами.

Роль финансового менеджмента  состоит в том, что он помогает руководству предприятия (корпорации-компании со многими акционерами) ответить на следующие практические вопросы:

- какой объем финансовых  ресурсов необходим для успешной  работы хозяйствующего субъекта  в условиях конкурентной среды;

- из каких источников  можно получить эти финансовые  ресурсы и какова их рациональная  структура (соотношение между  собственными, заемными и привлеченными  средствами);

- каким образом следует  осуществлять оперативное управление  финансовыми ресурсами и капиталом  для обеспечения финансовой устойчивости, доходности и платежеспособности  предприятия в краткосрочном  и долгосрочном периодах;

- какими способами можно  снизить коммерческие риски, возникающие  в текущей (операционной), инвестиционной  и финансовой деятельности.

 

Финансовый менеджмент наиболее тесно связан с финансами акционерных  обществ (корпораций), т. е. с денежными  отношениями по поводу формирования и использования доходов, денежных фондов и капитала, вовлеченных в  предпринимательскую деятельность. К такому капиталу относятся, например:

 

- нераспределенная прибыль;

- амортизационные отчисления;

- доходы от выпуска  эмиссионных ценных бумаг (акций  и корпоративных облигаций);

- кредиты коммерческих  банков;

- иные денежные ресурсы  (кредиты и займы юридических  лиц, кроме коммерческих банков, бюджетные кредиты, средства иностранных  инвесторов и т. д.).

 

Финансовый менеджмент выражает специфическую область денежных отношений сферы микроэкономики предприятий. Он тесно связан с совокупностью  решений, принимаемых их руководством в связи с формированием и  поддержанием оптимальной структуры  капитала в условиях риска. Такие  решения принимают в целях  максимизации доходов владельцев акций (собственников имущества акционерного общества).

Финансовый менеджмент призван  разрешить противоречие, которое  возникает между целями деятельности предприятия и финансовыми возможностями  их достижения на различных этапах развития.

 

2.4. Концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных  концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция (от лат. conceptio –  понимание, система) представляет собой  определенный способ понимания и  трактовки какого-либо явления.

В финансовом менеджменте  основополагающими являются следующие  концепции:

• денежный поток

• временная ценность денежных ресурсов

• компромисс между риском и доходностью

• стоимость капитала

• эффективность рынка  капитала

• асимметричность информации, агентских отношений

• альтернативные затраты

• временная неограниченность функционирования хозяйствующего субъекта

 

Концепция денежного потока предполагает:

• а) идентификацию денежного  потока, его продолжительность и  вид

• б) оценку факторов, определяющих величину его элементов

• в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные  моменты времени

• г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его  учета

Концепция временной ценности основана на том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через  какое-то время, не являются равноценными. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин:

• инфляцией

• риском неполучения ожидаемой  суммы

• оборачиваемостью

 

Инфляция присуща практически  любой экономике. Происходящее в  условиях инфляции перманентное обесценивание  денег вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует  инвестиционный процесс, а, с другой стороны, как раз отчасти и  объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые  к получению.

 

Вторая причина различия – риск неполучения ожидаемой  суммы – также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в  будущем ожидается поступление  денежных средств, имеет ненулевую  вероятность быть неисполненным  вовсе или исполненным частично.

 

Представьте себе ситуацию, когда вам нужно сделать выбор  между двумя потенциальными покупателями вашей продукции: первый предлагает гарантированную сумму в 100 тыс. руб. в виде предоплаты, второй обещает  выплатить 150 тыс. руб., но через месяц. Из неофициальных источников вы располагаете информацией о том, что второй покупатель втянут в судебное разбирательство  и в случае неблагоприятного исхода может понести колоссальные убытки, что, не исключено, приведет к его  банкротству. По мнению вашего финансового  консультанта, вероятность такого исхода равна 0,3. Таким образом, если сравнивать варианты без учета риска возможного неполучения платежа, то второй покупатель явно более предпочтителен. Если риск учитывается, то выбор становится уже  не столь очевидным, поскольку, хотя ожидаемый доход примерно такой  же (105 тыс. руб.), вероятность неполучения  денег достаточно высока.

 

Третья причина – оборачиваемость  – заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к  получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в  момент принятия решения, на величину приемлемого дохода. Поскольку решения  финансового характера предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция  временной ценности денег имеет  особое значение.

Информация о работе Финансовый менеджмент и его особенности