Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Современные условия хозяйствования ставят перед предприятием новые задачи, связанные с необходимостью выявления дополнительных источников повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и увеличения прибыльности предприятия. Одним из таких источников является сокращение издержек производства и обращения. Производство продукции требует различных затрат, которые составляют издержки производства или себестоимость продукции. К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. но готовая продукция должна быть доведена до потребителя. Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты финансового механизма управления операционной прибылью
1.1 Понятие операционной прибыли. Взаимосвязь категорий "издержки - объем продаж - прибыль"
1.2 Элементы операционного анализа
1.3 Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага
2. Операционный анализ (на примере предприятия ОАО "Альфа")
2.1 Характеристика предприятия ОАО "Альфа"
2.2 Операционный анализ (на примере предприятия ОАО "Альфа")
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая четверг.docx

— 62.51 Кб (Скачать файл)

З1 сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп) +Ап

11921 *100=18,9%

63047

Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiп-ьiп) /-Ап

З2 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп) +Ап

14901 *100=22,5%

66131

Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiп) /-Ап

З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп) +Ап

30989 *100=46,9%

66131

Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Ап

З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Ап

25085 *100=34,8%

72035

Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Аф

Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Аф

18597 *100=23,7%

78532

Робщ= 23,7% -22,8%=0,9% 

 

Изменение уровня рентабельности произошло за счет:

  1. объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= - 3,9%
  2. структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9= 3,6%
  3. цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%
  4. переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= - 12,1%
  5. постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8=-11,1%

Итого: +0,9%

Данная методика учитывает  влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело  к снижению рентабельности на 3,9%.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая  модель: 

 

Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) /-А

В сумма (УРПобщ*Удi*Цi) 

 

Анализ рентабельности операционного  капитала производится по следующей  модели: 

 

Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) - А

КЛ В/Коб (сумма УРПобщ*Удi*Цi) /Коб, 

 

Где КЛ - средняя сумма  операционного капитала,

Коб - коэффициент оборачиваемости капитала.

Преимущество рассмотренной  методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния  факторов и как следствие - более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов.

Например:

Производственная мощность предприятия 1000 шт.

Цена изделия (Ц) 20 тыс. руб.

Выручка (нетто) (В).20 000 тыс. руб.

Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб.

Переменные расходы на единицу продукции (ь) 12 тыс. руб.

Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (П)

4000 тыс. руб. 

 

Маржа покрытия (МД=В-Зпер) 8000 тыс.руб.

Доля маржи покрытия (Дмд=МД/В= 1-ь/Ц) 0,4

Ставка маржинального  дохода (Смд=Ц-ь) 8 тыс.руб. 

 

Для определения безубыточного  объема продаж в стоимостном выражении  необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального  дохода в выручке: 

 

Вкр= А = 4 =

Дмд 0,4 10 млн.руб. 

 

Для одного вида продукции  безубыточный объем продаж определяется в натуральном выражении: 

 

УРПкр = А = А = 4000 = 500 шт.

Смд Ц-ь 20-12 

 

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к  максимальному объему, который принимается  за 100%, может быть использована формула:  

 

Т = А/МД*100%

Т= 4/8*100= 50%. 

 

Если ставится задача определить объем реализации продукции для  получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет такой: 

 

УРП = А+П = 4000+2000 = 750 ед.

Ц-ь 20-12 

 

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем  продаж в натуральном измерении (750: 500). При этом нужно произвести и реализовать 500 единиц продукции, чтобы покрыть постоянные затраты  предприятия и 250 единиц - для поучения прибыли в сумме 2000 тыс.руб.

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении: 

 

В= А+П = 4000+2000 = 15000 тыс.руб.

Дмд 0,4 

 

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным  показателям используется следующая  формула: 

 

ЗБ = В-Вкр = 20000-10000 = 0,5 или 50%

В 20000 

 

Для одного вида продукции  зону безопасности можно найти по количественным показателям: 

 

ЗБ = УРП-УРПкр = 1000-5000 = 0,5 или 50%

УРП 1000 

 

Необходимость принятия дополнительного  заказа по цене ниже себестоимости  продукции может возникнуть при  спаде производства, если предприятие  не сумело сформировать портфель заказов  и его производственные мощности используются недостаточно полно.

Допустим, что производственная мощность предприятия рассчитана на производство 100 000 изделий, рыночная цена которых 200 тыс. руб. Постоянные расходы  составляют 7200 млн. руб. Переменные расходы  на изделие - 90 тыс. руб. При таких  условиях себестоимость одного изделия (С), прибыль (П) и безубыточный объем  продаж (УРПкр) составят: 

 

С=А + ь = 7200000 + 90 = 72+90= 162 тыс.руб.

УРП 100000

П=УРП (Ц-ь) - А=100000 (200-90) - 7200000=3800 млн.руб.

УРПкр = А = 7200000 = 65454 шт.

Ц-ь 200-90

ЗБ = 100000 - 65454 *100 = 34,5%

100000 

 

В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30 000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах  остались на том же уровне. Рассчитаем себестоимость изделия, прибыль  и безубыточный объем продаж в  изменившейся ситуации. 

 

С = 7200000 +90 = 330 тыс.руб

30000

П = 30000 (200-90) - 7200000 = - 3900 млн.руб.

УРПкр = 7200000 = 65454шт. ЗБ = 30000-65454 *100 = - 118%

  1. 30000

 

 

Такой результат объясняется  высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При  снижении объема продаж постоянные расходы  стали непосильными для предприятия.

Чтобы избежать убытков, предприятие  будет искать выход из сложившейся  ситуации. И если в это время  поступит предложение от заказчика  на выпуск продукции, которая требует  несколько иной технологии и, соответственно, дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут  принять такой заказ даже по ценам  ниже критического уровня. Допустим, что  заказчик согласился разместить заказ  на 50000 изделий по цене 180 тыс.руб., которая  ниже рыночного ее уровня. При это  предприятие должно дополнительно  израсходовать на конструкторского-технологическую подготовку производства этой партии продукции 160 млн.руб.

Выгодно ли это предприятию. На первый взгляд не выгодно, так как  цена реализации ниже себестоимости  единицы продукции. Кроме того, потребуется  дополнительные затраты на подготовку производства.

Сделаем технико-экономическое  обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких  условиях: 

 

С= 7200000+160000 + 90=182 тыс.руб.

30000+50000

П= 30000 (200-90) + 50000 (180-90) - 7360000 = 440 млн.руб.

УРПкр = 7360000 = 75487 штук, ЗБ 80000-75487 *100 = 5,64%

187,5 - 90 80000 

 

Это доказывает, что даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет  значительно снизить себестоимость  единицы продукции за счет наращивания  объемов производства и вместо убытков  получить прибыль.

Заключение  

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности  реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и обращения и спросом  на выпускаемую продукцию. Поскольку  издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный  фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы  невозможно без анализа уже имеющихся  издержек производства и обращения  и их величины на перспективу.

К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда  работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. Издержки производства представляют собой  расходы на производство, которые  должны понести организаторы предприятия  с целью создания товаров и  последующего получения прибыли.

Издержками обращения  называются выраженные в денежной форме  затраты живого и овеществленного  труда по планомерному доведению  и реал�

�зации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

Постоянные издержки - это  издержки, которые не зависят от объема производства, их величина остается постоянной при изменении объема производства. Это предшествующие обязательства  предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы  на обслуживание оборудования при нулевом  объеме производства, зарплата управленческого  персонала и т.д.

Переменные издержки - это  издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в  зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как  комиссионные торговым посредникам, плата  за телефонные разговоры, траты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением  бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако, в большинстве  своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся  к постоянным, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются  под влиянием динамики выпуска продукции. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д.

Операционный анализ - это  элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид  анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован  в ценообразовании. В специальной  литературе вместо термина "операционный анализ" могут быть также использованы термины "анализ безубыточности", "CVP-анализ (costs, volume, profit) - анализ "затраты-объем-прибыль".

Центральными элементами операционного анализа являются:

маржинальный доход

порог рентабельности или  точка безубыточности

маржинальный запас прочности = (выручка фактическая - выручка  пороговая) /выручка фактическая * 100%

операционный рычаг (производственный леверидж)

Сущность операционного  анализа заключается в анализе  соотношения объема продаж (выпуска  продукции), себестоимости и прибыли  на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением  ее анализировать. С помощью метода операционного анализа изучаются  тенденции развития, глубоко и  системно исследуются факторы изменения  результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности  производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его  развития.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер и другие специалисты  экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических  исследований. Благодаря знанию техники  и технологии маржинального анализа  они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и  находить правильные решения и ответы.

Список  использованной литературы 

 

1. Баканов М.И. Анализ  хозяйственной деятельности в  торговле. - М.: Экономика, 2004. - 310 с.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 360 с.

3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2006.

4. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). - М.: Инфра-М, 2009. - 240 с.

5. Бурыкин А.И. Аналитическая проверка издержек обращения в процессе аудита // Аудиторские ведомости. - 2003. - № 11. - с.14 - 28.

6. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Минск: Высшая школа, 2002. - 199 с.

7. Васин Ф.П. Управленческий  учет: учебное пособие. - М., 1997. - 350с.

8. Галицкая С.В. Финансовый  менеджмент. Финансовый анализ. Финансы  предприятия. - М.: Эксмо, 2008. - 656 с.

9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 368 с.

10. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. Спб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2006. - 304 с.

11. Ефимова О.В. Анализ  финансовой отчетности. М.: Омега  - М, 2004. - 405 с.

12. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Финансы организаций (предприятий). - М.: КноРус, 2009. - 208 с.

13. Кириченко Т.В. Финансовый  менеджмент. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 628 с.

14. Котляров С.А. Управление  затратами. - Спб.: Питер, 2001. - 311 с.

15. Куликов Л.М. Экономическая  теория: Учебник. - М.: Проспект, 2006 г.

16. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 640 с.

17. Николаева С.А. Учет  затрат в условиях рынка. - М.: Аналитика-Пресс, 2002. - 285 с.

18. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 342с.

19. Панкратов Ф.Г., Серегина  Т.К. Коммерческая деятельность, - М.: ИКЦ Маркетинг, 2002. - 580 с.

20. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 248 с.

21. Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Состав и учет затрат в современных условиях. Москва - Санкт-

Приложение 1 

 

Баланс предприятия ОАО "Альфа" за 2008-2009 гг.

Статьи баланса2008

год2009

годАКТИВ1 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (S) 102 39982 3462 Дебиторская задолженность  и прочие оборотные активы (Ra) 1 244 050657 2103 Запасы и затраты (Z) 115 89376 810Всего текущие активы (Аt) 1 462 342816 3664 Внеоборотные активы (иммобилизованные средства (F)) 4 709 7774 250 745Итого активов (имущество предприятия) (Ва) 6 172 1195 067 111ПАССИВ1 Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (Rp) 931 8741 049 1862 Краткосрочные кредиты и займы (Кt) 1 006 6231 478 692Всего краткосрочный заёмный капитал (краткосрочные обязательства) (Рt) 1 938 4972 527 8783 Долгосрочный заёмный капитал (долгосрочные обязательства) (Kd) 3 509 8781 912 7154 Собственный капитал (Ес) 723 744626 518Итого пассивов (капитал предприятия) (Вр) 6 172 1195 067 111

Приложение 2 

 

Отчет о прибылях и убытках  предприятия ОАО "Альфа" за 2008-2009 гг.

ПоказательЗа 2008 годЗа 2009 годНаименованиеА12Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 32927443097256Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг22276712273269Валовая прибыль1065073823987Внереализационные доходы18532632478934Внереализационные расходы27825392598498Прибыль (убыток) до налогообложения42631876549Отложенные налоговые активы1052165229Отложенные налоговые обязательства44891755Текущий налог на прибыль00Чистая прибыль (убыток) отчетного периода43778252774

Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью