Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Современные условия хозяйствования ставят перед предприятием новые задачи, связанные с необходимостью выявления дополнительных источников повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и увеличения прибыльности предприятия. Одним из таких источников является сокращение издержек производства и обращения. Производство продукции требует различных затрат, которые составляют издержки производства или себестоимость продукции. К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. но готовая продукция должна быть доведена до потребителя. Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты финансового механизма управления операционной прибылью
1.1 Понятие операционной прибыли. Взаимосвязь категорий "издержки - объем продаж - прибыль"
1.2 Элементы операционного анализа
1.3 Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага
2. Операционный анализ (на примере предприятия ОАО "Альфа")
2.1 Характеристика предприятия ОАО "Альфа"
2.2 Операционный анализ (на примере предприятия ОАО "Альфа")
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая четверг.docx

— 62.51 Кб (Скачать файл)

 

Эол = Дм / П. 

 

Коэффициент операционного  рычага показывает, что при изменении  объемов продаж на 1% прибыль изменится  на kор%. Чем ближе плановый объем продаж Nпл к критическому Nкр, тем меньше сумма прибыли и, соответственно, больше сила операционного рычага, и даже небольшое падение продаж может вызвать очень существенное падение прибыли от реализации. Таким образом, сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска: чем больше эффект рычага, тем выше риск.

2. Операционный  анализ (на примере предприятия  ОАО "Альфа") 

 

2.1 Характеристика  предприятия ОАО "Альфа" 

 

ОАО "Альфа" было создано 18 июля 1997 года в форме акционерного общества открытого типа.

Основные виды деятельности предприятия - производство и оптовая  торговля мебелью.

Предприятие "Альфа" производит недорогую, современную и удобную  корпусную мебель, которая предназначена  как для населения, так и для  компаний. Ценовой ряд выпускаемой  продукции ориентирован на население  и фирмы со средним уровнем  доходов.

Высшим руководящим органом  предприятия является собрание акционеров, которое избирает генерального директора  ОАО. Генеральный директор назначает  финансового и исполнительного  директора, в обязанности которых  входит текущее управление финансовым и производственным сектором предприятия.

Баланс предприятия и  отчет о прибылях и убытках  за 2008-2009 гг. приведены в приложении 1-2. 

 

Таблица 2.1. Аналитический  баланс предприятия за 2008-2009 годы (тыс.руб.)

Статьи баланса2008

год1 кв.

2009 г.I полу-годие

2009 г.9 меся-

цев

2009 г.2009

годТемп

роста, %АКТИВ1 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (S) 102 39990 67797 704870 96582 34680,422 Дебиторская  задолженность и прочие оборотные  активы (Ra) 1 244 0501 261 2281 133 862828 867657 21052,833 Запасы и затраты (Z) 115 89393 43687 96268 73376 81066,28Всего текущие активы (Аt) 1 462 3421 445 3411 319 5281 768 565816 36655,834 Внеоборотные активы (иммобилизованные средства (F)) 4 709 7774 627 2784 538 7924 291 3694 250 74590,25Итого активов (имущество предприятия) (Ва) 6 172 1196 072 6195 858 3206 059 9345 067 11182,10ПАССИВ1 Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (Rp) 931 874905 076906 660913 6651 049 186112,592 Краткосрочные кредиты и займы (Кt) 1 006 6231 232 210988 0371 268 9931 478 692146,90Всего краткосрочный заёмный капитал (краткосрочные обязательства) (Рt) 1 938 4972 137 2861 894 6972 182 6582 527 878130,403 Долгосрочный заёмный капитал (долгосрочные обязательства) (Kd) 3 509 8783 208 9173 140 2912 691 1671 912 71554,504 Собственный капитал (Ес) 723 744726 416823 3321 186 109626 51886,57Итого пассивов (капитал предприятия) (Вр) 6 172 1196 072 6195 858 3206 059 9345 067 11182,10

Рассматривая баланс предприятия  за отчетный год, приведенный в таблице 2.1, можно сказать следующее.

Динамика показателей  актива аналитического баланса с 2008 по 2009 год отражает следующие основные тенденции финансового положения  предприятия. За рассматриваемый период имущество ОАО "Альфа" и соответственно его обязательства уменьшились  на 17,9%. Снижение иммобилизованных средств (внеоборотных активов) на 9,75% свидетельствует о том, что на ОАО "Альфа" не наблюдалась инвестиционная активность в основные фонды и нематериальные активы.

За истекший период на 47,17% сократилась дебиторская задолженность, что свидетельствует об уменьшении кредитных операций компании.

Отмечается уменьшение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений - на 19,58%.

Эти тенденции в формировании имущественного состояния ОАО "Альфа" отразились и на показателях обязательств компании.

Данные таблицы показывают, что ОАО "Альфа" формирует свои пассивы, увеличивая краткосрочные  кредиты и займы - на 46,9%, а также  за счет роста кредиторской задолженности - на 12,59%. Собственный же капитал  ОАО "Альфа" в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 13,43%.

Проведем вертикальный и  горизонтальный анализ баланса. Вертикальный анализ баланса заключается в  том, что определяется структура  баланса, то есть рассчитывается доля в процентах каждой статьи баланса  по отношению к его валюте (столбцы 3 и 5 табл.2.2). Горизонтальный анализ заключается  в том, что по каждой статье баланса  рассчитывается отклонение показателей 2009 года от данных 2008 года. Кроме того, необходимо рассчитать относительное  изменение по каждой статье баланса  в процентах по формуле: 

 

Столбец 8= ( (столбец 4-столбец 2) /столбец 2) *100 (%). 

 

Таблица 2.2. Вертикальный и  горизонтальный анализ баланса

Статьи балансаВертикальный анализГоризонтальный анализ2008 год2009 годИзменениетыс. руб. Струк

тура, %тыс. руб.Струк-

тура, %тыс. руб.Струк-тура, %Относительное,3= (2i/∑)

*10045= (4i/∑)

*1006=4-27=5-38= ( (4-2) /2) *100АКТИВ  1 Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения (S) 102 399282 3462-20 0530-19,582 Дебиторская задолженность и  прочие оборотные активы (Ra) 1 244 05020657 21013-586 840-7-47,173 Запасы и затраты115 893276 8102-39 0830-33,72Всего текущие активы (Аt) 1 462 34224816 36616-645 976-8-44,174 Внеоборотные активы (иммобилизованные средства) 4 709 777764 250 74584-459 0328-9,75Итого активов (имущество предприятия) (Ва) 6 172 1191005 067 111100-1 105 0080-17,90ПАССИВ 1 Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (Rp) 931 874151 049 18621117 312612,592 Краткосрочные кредиты и займы (Кt) 1 006 623161 478 69229472 0691346,90Всего краткосрочный заёмный капитал (краткосрочные обязательства) (Рt) 1 938 497312 527 87850589 3811830,403 Долгосрочный заёмный капитал (долгосрочные обязательства) (Kd) 3 509 878571 912 71538-1 597 163-19-45,504 Собственный капитал (Ес) 723 74412626 51812-97 2261-13,43Итого пассивов (капитал предприятия) (Вр) 6 172 1191005 067 111100-1 105 0080-17,90

Из уплотненного аналитического баланса видно, что его валюта уменьшилась на 1 105 008 тыс.руб. или  на 17,9%, в том числе за счет сокращения оборотных активов на 645 976 тыс. руб. или на 44,17%. Размер внеоборотных активов также сократился на 459 032 тыс.руб. или на 9,75%. Таким образом, имущественная масса уменьшилась, в основном, за счет сокращения оборотных активов.

В целом падение имущества  организации является отрицательным  фактом.

Рассмотрим отчет о  прибылях и убытках предприятия (приложение 2). Приведем горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках. 

 

Таблица 2.3. Горизонтальный и  вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО "Альфа"

ПоказательЗа 2008 годЗа 2009 годОтклонения, тыс.руб.Темпы роста, Структура,%Наименование2008 год2009 годОтклонениеА123= (2-1) 4=

(2/1) 567=6-5Доходы и расходы  по обычным видам деятельности  Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг  (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 32927443097256-1954880,941001000Себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ, услуг22276712273269455981,0267,6573,405,74Валовая  прибыль1065073823987-2410860,7732,3526,60-5,74Внереализационные  доходы185326324789346256711,3456,2880,0423,75Внереализационные  расходы27825392598498-1840410,9384,5183,90-0,61Прибыль  (убыток) до налогообложения42631876549-3497690,1812,952,47-10,48Отложенные  налоговые активы1052165229-999870,053, 200,17-3,03Отложенные  налоговые обязательства44891755-27340,390,140,06-0,08Текущий  налог на прибыль0000,000,000,000,00Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода43778252774-3850080,1213,301,70-11,59

Валовая прибыль равна  выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей) минус себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения  равен валовая прибыль плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы.

По данным таблицы можно  сказать, что в целом по разделу "Доходы и расходы по обычным  видам деятельности" наблюдалась  разнонаправленная динамика показателей.

Так, в 2009 году произошло уменьшение выручки от продажи продукции  на 195488 тыс.руб. или на 6%.

В 2009 году произошло увеличение себестоимости продукции на 45598 тыс.руб. или на 1,02% в связи с этим размер валовой прибыли в 2009 году по сравнению  с предыдущим годом снизился на 23%.

Размер прибыли до налогообложения  уменьшился на 349769 тыс.руб., но чистая прибыль  уменьшилась на 385008 тыс.руб., что  может быть связано с изменением налогообложения.

2.2 Операционный  анализ (на примере предприятия  ОАО "Альфа") 

 

Данные для факторного анализа приведены в приложении 3. 

 

Таблица 2.1. Основные показатели по изделию Б

ПоказательЗначение показателяПо плану (п) По факту (ф) Объем реализации продукции (УРП), шт.100455904Цена единицы продукции (Ц), тыс.руб.3,13,7Себестоимость изделия (С), тыс.руб.2,63,1В том числе переменные затраты (ь) 1,852,0Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб.75346494Прибыль (П), тыс.руб.50223542

Пп=УРПп (Цп-ьп) - Ап = 10045 (3,1-1,85) - 7534=5022 тыс.руб;

П1=УРПф (Цп-ьп) - Ап = 5904 (3,1-1,85) - 7534= - 154 тыс.руб.;

П2=УРПф (Цф-ьп) - Ап = 5904 (3,7-1,85) - 7534=3388 тыс.руб.

П3=УРПф (Цф-ьф) - Ап = 5904 (3,7-2,0) - 7534= 2503 тыс.руб.

Пф=УРПф (Цф-ьф) - Аф = 5904 (3,7-2,0) - 6494=3542 тыс.руб. 

 

Общее изменение прибыли  составляет: 

 

Побщ=3542-5022= - 1480 тыс.руб. 

 

В том числе произошли  изменения за счет: 

 

количества реализованной  продукции Пурп=П1-Пф= (-154) - 5022= - 5176 тыс.руб.

цены реализации Пц=П2-П1= 3388 - (-154) =+3542 тыс.руб.

удельных переменных затрат Пь=П3-П2=2503-3388= - 885 тыс.руб.

суммы постоянных затрат ПА=Пф-П3=3542-2503=+1039 тыс.руб. 

 

Необходимо сделать проверку правильности расчетов.

Алгебраическая сумма  влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна  общему приросту результативного показателя, т.е. 

 

(-5176) +3542+ (-885) +1039= - 1480 тыс.руб.  

 

Рассмотренная методика позволяет  более правильно исчислить влияние  факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь  объема производства (продаж), себестоимости  и прибыли.

Методика операционного  анализа прибыли несколько усложняется  в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом  по предприятию можно использовать следующую модель: 

 

П=сумма/УРПобщ * Удi (Цi-ьi) /-А 

 

Таблица 2.2

Вид

продукцииОбъем продаж, шт.Структура продажЦена, тыс.руб.Переменные затраты на изделие, тыс.руб.Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб.ПланФактПланФактПланФактПланФактПланфактА10455125460,510,685,06,02,83, 201254620074Б1004559040,490,323,13,71,852,0075346494Итог20500184501,01,0----2008026568

На основе данных таблицы 2.2 сделаем расчет влияния фак

торов на изменение суммы  прибыли в целом по предприятию  с помощью приема цепной подстановки:  

 

Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап =

20500*0,51* (5-2,8) +20500*0,49* (3,1-1,85) - 20080= 15477 тыс.руб.;

П1=сумма/УРПобщф*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап =

18450*0,51* (5-2,8) +18450*0,49* (3,1-1,85) - 20080= 11921 тыс.руб.;

П2=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiп-ьiп) /-Ап =

18450*0,68* (5-2,8) +18450*0,32* (3,1-1,85) - 20080= 14901 тыс.руб.;

П3=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiп) /-Ап =

18450*0,68* (6-2,8) +18450*0,32* (3,7-1,85) - 20080= 30989 тыс.руб.;

П4=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Ап =

18450*0,68* (6-3,2) +18450*0,32* (3,7-2,00) - 20080= 25085 тыс.руб.;

Пф=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Аф =

18450*0,68* (6-3,2) +18450*0,32* (3,7-2,00) - 26568 = 18597тыс.руб.;

Побщ=Пф-Пп =

18597-15477= +3120 тыс.руб. 

 

В том числе изменения  произошли за счет следующих факторов:  

 

1) Пурп=П1-Пп=11921-15477= - 3556 тыс.руб.

2) Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.

3) Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.

4) Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.

5) ПА=Пф-П4=18597-25085= - 6488 тыс.руб.

Итого: + 3120 тыс.руб. 

 

Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные  обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно  отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль  более существенно зависит от объема и структуры продаж, так  как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Таким образом, методика маржинального  анализа позволяет исследовать  и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование  этого метода в финансовом менеджменте  отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом  формирования финансовых результатов.

На основе данных вышеприведенной  таблицы 2.2 проведем факторный анализ одного вида продукции (например, изделие  Б). 

 

Рп= Пп =УРПп (Цп-ьп) - Ап =

Зп =УРПп*ьп+Ап

10045 (3,1-1,85) - 7534 = 5022

10045*1,85+7534 26117 *100 = 19,2%

Р1= П1 =УРПф (Цп-ьп) - Ап =

З1 =УРПф*ьп+Ап

5904 (3,1-1,85) - 7534 = - 154

5904*1,85+7534 18456 *100 = - 0,8%

Р2= П2 =УРПф (Цф-ьп) - Ап =

З2 =УРПф*ьп+Ап

5904 (3,7-1,85) - 7534 = 3388

5904*1,85+7534 18456 *100 = 18,4%

Р3= П3 =УРПф (Цф-ьф) - Ап =

З3 =УРПф*ьф+Ап

5904 (3,7-2,0) - 7534 = 2503

5904*2,0+7534 19342 *100 = 12,9%

Рф= Пф =УРПф (Цф-ьф) - Аф =

Зф =УРПф*ьф+Аф

5904 (3,7-2,0) - 6494 = 3542

5904*2,0+6494 18302 *100 = 19,4%

Робщ.=19,4% -19,2% = 0,2% 

 

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в  целом повысился на 0,2%. В том  числе за счет следующих изменений:

  1. объема реализованной продукции Рурп= (-0,8) - 19,2= - 20%
  2. цены реализации Рц=18,4 - (-0,8) = 19,2%
  3. удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= - 5,5%
  4. суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%

По данной методике объем  продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию  используется следующая факторная  модель: 

 

Р = П = (УРПобщ*Удi (Цi-ьi) - А)

З сумма (УРПобщ*Удi*ьi) +А 

 

На основании данных таблицы  № 2.2 и факторного анализа прибыли  рассчитаем влияние факторов на изменение  уровня рентабельности продукции: 

 

Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап

Зп сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп) +Ап

15477 *100=22,8%

67937

Р1= П1 = сумма/ (УРПобщф*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап

Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью