Финансовый анализ деятельности ОАО «Хитон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа финансового состояния предприятия.
Объект исследования – финансовая деятельность открытого акционерного общества «Хитон» (далее – ОАО «Хитон»).
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия послужили «Бухгалтерский баланс» (форма №1) и «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2) с 2008 по 2010 годы

Содержание работы

Введение
1 Экспресс–анализ финансово-хозяйственной деятельности
2 Углубленный финансовый анализ деятельности ОАО «ХИТОН»
2.1 Анализ изменения имущественного положения предприятия.
2.2 Анализ структуры капитала7
Структура капитала
2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.4 Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия8
3 Анализ рентабельности предприятия7
Заключение 80
Список используемых источников 82

Файлы: 1 файл

Курсовая фин.менеджмент.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Рекомендации 

Для того, чтобы  улучшить ликвидность, можно провести следующие мероприятия:

  • увеличить долю собственных оборотных средств в стоимости имущества и добиваться, чтобы темпы увеличения собственного оборотного капитала превышали темп роста заемного капитала;
  • принимать меры по снижению кредиторской задолженности;
  • необходимо увеличить оборачиваемость оборотных средств предприятия
  • рассчитать величину необходимого денежного резерва, страхового запаса, а остальные средства можно пустить на выплату поставщикам;
  • величина медленно реализуемых активов достаточно велика, а вот себестоимость реализации увеличилась незначительно. Поэтому нужно заняться сбытом продукции, размещением рекламы. Если имеются залежалые товары, то их надо реализовать по любой стоимости.
 

   2.5 Анализ деловой активности предприятия 

    Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.

    Качественные  критерии

    Рынок сбыта: уже действуют представительства ОАО «Хитон» в Москве и Московской области, Санкт - Петербурге, Краснодарском крае, в г. Хабаровске, Самаре, Перми. Продукция за счёт сети дистрибьюторов распространяется по всем регионам России (наибольший спрос в Москве и Московской области). Также компания предоставляет на экспорт свою продукцию в страны ближнего зарубежья (Абхазия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Украина, Южная Осетия.

    Деловая репутация ОАО: крупнейший российский производитель лакокрасочной продукции и бытовой химии уже более 65 лет на российском рынке. За все эти годы предприятию удавалось удерживать лидирующие позиции среди производителей аэрозольной продукции в России.

    Конкурентоспособность: основными конкурентами ОАО “Хитон” являются ведущие иностранные импортёры такие как: Lanico (Германия), Bonfigliolly (Италия), Soudronic (Швейцария). Из-за их известности и высокого качества предприятие не может конкурировать с ними на европейский рынок, однако в России  ОАО имеет значительные конкурентные преимущества:

  • более низкий уровень цен (за счёт меньшей себестоимости продукции, а также минимального количества посредников)
  • возможность организации собственного производства упаковки, исключающая зависимость от сторонних поставщиков.
  • Развитая сеть дистрибуции
  • Использование в производстве сырья известных фирм Германии, Греции, Италии, Швейцарии, Японии.
  • Система Менеджмента Качества ИСО 9000
  • Полный  производственный цикл
  • Близость производства к рынкам сбыта

   Одним из слабых мест компании является  маркетинг. При этом ценообразование на ОАО  «Хитон» основано на анализе цен  конкурентов, то есть цена устанавливается  из соображений «по какой цене покупают у конкурентов и по какой цене могут покупать у нас». Использование вышеуказанного подхода при определении цены может быть также связано с низкой себестоимостью продукции, поэтому отправной точкой при установлении цены является цена на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов. на фоне отечественных конкурентов ОАО «Хитон» смотрится неплохо, но чтобы стать одним из лидеров в РФ, необходимы  высококвалифицированные кадров менеджмента, повышение производительности каждого работника, четкий план развития на ближайшие годы и инвестиции в модернизацию оборудования и разработку уникальной продукции.

   Постоянные покупатели готовой продукции:

  • Госзаказ продукции автохимии для республики Татарстан
  • ГУП "Казанский завод "Электроприбор" – контракт на поставки продукции на 3 года.
  • ООО «Акватьюб», г. Казань – реализация бытовой химии и ЛКМ
  • ОАО «НК «Роснефть», г. Москва – контрактное производство
  • ИП Соломонова, г. Бийск, Алтайский край – реализация бытовой химии
  • ООО «Луидор Тюнинг», г. Нижний Новгород, - реализация автохимии

    Количественные  критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями.

    Абсолютные  показатели деловой  активности предприятия

    Таблица 19. Абсолютные показатели деловой автивности

  Ед. изм. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
- лакокрасочные материалы тн 1 726 2 930 4 651
- СМС, шампуни, чистящие тн 301 273 415
- продукция в аэрозольной  продукции тыс. бал. 18 986 19 455 19 011
Отгруженная продукция в действ.ценах без  НДС тыс. руб. 350 411 384 574 419 828
Прибыль/убыток от отгруженной продукции тыс. руб. 19 430 - 16 788 -24 358
Нераспределенная  прибыль/убыток тыс. руб. -3 359 - 48 169 -87 829

 

     Проанализировав данные таблицы 19 мы видим, что несмотря на рост объема продаж как в количественном выражение (объём продаж с 2008 года до 2010: лакокрасочных материалов увеличился на 2925 тонн;  СМС, шампуней, чистящих средств увеличился на 114 тонн; аэрозольной продукции увеличился на 25 тыс. баллонов) так и в денежном выражение(отгруженная продукция в действующих ценах без НДС с 2008 по 2010 год увеличилась на 69417 тыс. руб.) только в 2008 году ОАО получило прибыль от отгруженной продукции в размере 19430 тыс. руб., а в остальных годах предприятие получало убыток, который достиг в 2010 году 24358 тыс. руб., что не могло не отразится на убытке отчётных периодов, который возрос с 2008 по 2010 год с 3359 тыс. руб. До 87829 тыс. руб. Данные показатели говорят о крайне не удовлетворительной работе ОАО “Хитон” опускающую её на долговое дно. 

     Относительные показатели деловой  активности предприятия

Коэффициенты  деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие  использует свои средства. К данным коэффициентам относятся различные  показатели оборачиваемости:  

Таблица 19. Коэффициенты деловой активности предприятия (тыс. руб.)

Расчетная формула Что характеризует Формула Расчет  Комментарий
  1. Показатели оборачиваемости активов
1.1.Коэффициент  оборачиваемости активов
 
 
 
Показывает  скорость оборота всего авансированного  капитала (активов) предприятия, т.е. количество совершенных им оборотов за анализируемый период.
 
 
 
КОа =  ВР / Аср

(стр. 010 ф. №  2 / стр. 300 б. ср.)

 
 
 
КОа2008 = 179729 / ((352713 + 433443) / 2) = 0,46;

КОа2009 = 408030 / ((433443 + 575010) / 2) = 0,81;

КОа2010 = 436376 / ((575010 + 865371) / 2) = 0,61.

 
 
 
Коэффициент оборачиваемости активов – КОа2008 = 0,46; КОа2009 = 0,81 КОа2010 = 0,61 – показывает, что число оборотов активов предприятия за 2009 год увеличилось почти в два раза, однако к 2010 году число оборотов не много снизилось, но всё равно выше чем в 2008 году, т.е. активы предприятия стали более эффективно использоваться в производственном процессе. И соответственно продолжительность одного оборота уменьшилась с 793,48 дня до 598,36. Таким образом, активы предприятия стали быстрее превращаться в денежную форму, что положительно сказывается на деятельности организации
1.2.Продолжительность одного оборота активов (дни) Характеризует продолжительность одного оборота  всего авансированного капитала (активов) в днях. Па = Д / КОа Па2008 = 365 / 0,46 = 793,48;

Па2009 = 365 / 0,81 = 450,62;

Па2010 = 365 / 0,61 = 598,36.

1.3. Коэффициент  оборачиваемости внеоборотных активов Показывает  скорость оборота немобильных активов  предприятия за анализируемый период. КОвоа =ВР / ВОАср

(стр. 010 ф. №  2 /          стр. 190 б. ср.)

КОвоа2008 = 179729 / ((137061 + 180231) / 2) = 1,13;

КОвоа2009 = 408030 / ((180231+ 295223) / 2) = 1,72;

КОвоа2010 = 436376 / ((295223 + 406706) / 2) = 1,24

Оборачиваемость внеоборотных активов, увеличилась: с 1,13 оборотов до 1,24 оборотов, что является хорошим признаком, т.е. внеоборотные активы стали эффективнее использоваться и образовываться в денежную форму. Однако надо обратить внимание на спад оборачиваемости активов с 2009 по 2010 годы.
1.4. Продолжительность  одного оборота внеоборотных  активов (дни)  
Характеризует продолжительность одного оборота  внеоборотных активов в днях
 
Пвоа = Д / КОвоа
 
Пвоа2008 = 365 / 1,13 = 323;

Пвоа2009 = 365 / 1,72 = 212.

Пвоа2010 = 365 / 1,24 = 294.

1.5. Коэффициент  оборачиваемости оборотных активов Показывает скорость оборота мобильных активов за анализируемый период. КОоа =ВР / ОАср

(стр. 010 ф. №  2 / стр. 290 б. ср.)

КОоа2008 = 179729 / ((215652+253212)/2)= 0,77

КОоа2009 = 408030 / ((253212+279787)/2)= 1,53

КОоа2010 =436376 / ((279787+458665)/2)= 1,18

Скорость превращения в денежную форму оборотных активов увеличилась с 2008 по 2009 годы составила 1,53 оборот. Однако спад оборачиваемости в 2010 годы снизил скорость до 1,18 оборота. Длительность одного оборота уменьшилась с 474,03 до 309,32 дня. Это благоприятная тенденция.    
1.6. Продолжительность одного оборота  оборотных активов (дни) Выражает продолжительность  оборота мобильных активов за анализируемый период, т.е. длительность производственного (операционного) цикла  предприятия. Поа = Д / КОоа Поа2008 = 365 / 0,77 = 474,03;

Поа2009 = 365 / 1,53= 238,56.

Поа2010 = 365 / 1,18 = 309,32.

1.7. Коэффициент  оборачиваемости запасов Показывает  скорость оборота запасов (сырья, материалов, незавершенного производства, готовой  продукции на складе, товаров) КОз = СРТ / Зср

(стр. 020 ф. №  2 / стр. 210 б. ср.)

КОз2008 = -179729 / ((159086 + 151756) / 2) =

-1,16;

КОз2009 = -395866 / ((151756 + 126126) / 2) = -2,85;

КОз2010 = -414364 / ((126126 + 248296) / 2) = -2,21.

Коэффициент оборачиваемости запасов отражает увеличение оборотов запасов с 1,16 до 2,21. Отсюда видно, что запасы стали быстрее обращаться, т.е  – преобразовываться в денежную наличность.    
1.8. Продолжительность  одного оборота запасов (дни) Показывает  скорость превращения запасов из материальной в денежную форму. Снижение показателя – благоприятная тенденция. Пз = Д / КОз Пз2008 = 365 / -1,16 =     -314,66;

Пз2009 = 365 / -2,85 =     -128,07;

Пз2010 = 365 / -2,21 =     165,16-.

1.9. Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности Показывает  число оборотов, совершенной дебиторской задолженностью за анализируемый период. При ускорении оборачиваемости происходит повышение значения показателя, что свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами. КОдз = ВР / ДЗср

(стр. 010 ф. №  2 / стр. 231 + 241 б. ср.)

КОдз2008 = 179729 / ((0 + 32904) / 2) = 10,92;

КОдз2009 = 408030 / ((0+ 61315) / 2) = 13,3.

КОдз2010 = 436376 / ((0 + 111381) / 2) = 7,83.

С дебиторской  задолженностью ситуация ухудшилась: число оборотов снизилось с 10,92 до 7,83, т.е. расчеты с дебиторами ухудшились – дебиторской задолженности стало больше.    
1.10. Продолжительность  одного оборота дебиторской задолженности  (дни) Характеризует продолжительность одного оборота  дебиторской задолженности. Снижение показателя – благоприятно. Пдз = Д / КОдз Пдз2008 = 365 / 10,92 = 33,42;

Пдз2009 = 365 / 13,3 = 27,44;

Пдз2010 = 365 / 7,83 = 46,62.

  1. Показатели  оборачиваемости  собственного капитала.
2.1.Коэффициент  оборачиваемости собственного капитала
 
 
 
Отражает  активность собственного капитала. Рост в динамике отражает повышение эффективности использования собственного капитала.
 
 
 
2.1.КОск =ВР/ СКср

  (стр. 010 ф.  № 2 / стр. 490 б. ср.)

 
 
 
КОск2008 = 179729 / ((124312 + 118787) / 2) = 1,48;

КОск2009 = 408030 / ((118787 + 78594) / 2) =4,13 ;

КОск2010 = 436376/ ((78594 + 7180) / 2) = 10,18.

 
 
 
Зато  повысилась эффективность использования  собственного капитала с 1,48 до 10,18 оборотов. Следовательно, длительность одного оборота  снизилась. Это благоприятная тенденция.
2.2. Продолжительность  одного оборота собственного капитала (дни) Характеризует скорость оборота собственного капитала. Снижение показателя в динамике отражает благоприятную тенденцию. Пск = Д / КОск Пск2008 = 365 / 1,48 = 246,62;

Пск2009 = 365 / 4,13 = 88,38;

Пск2010 = 365 / 10,18 = 35,85.

3.Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности

3.1. Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности

 
 
 
 
Показывает  скорость оборота задолженности  предприятия. Ускорение неблагоприятно сказывается на ликвидности предприятия; если Окз < Одз, то возможен остаток свободных средств у предприятия.
 
 
 
 
3.1.КОкз =ВР/ КЗср

(стр. 010 ф. №  2 / стр. 620 б. ср.)

 
 
 
 
КОкз2008 = 179729 / ((161306 + 187355) / 2) = 1,03;

КОкз2009 = 408030 / ((187355 + 72750) / 2) =3,13 ;

КОкз2010 = 436376 / ((72750 + 139704) / 2) = 4,11.

 
 
 
 
Эффективность работы с кредиторами понизилась. Число  оборотов кредиторской задолженности  увеличилось с 1,03 до 4,11, что неблагоприятно влияет на ликвидность предприятия. А уменьшение периода расчета  с кредиторами с 354,37 до 88,81 дней говорит о неблагоприятной деятельности предприятия.    
3.2. Продолжительность  одного оборота кредиторской  задолженности (дни) Характеризует период времени, за который предприятие  покрывает срочную задолженность. Замедление оборачиваемости, т.е. увеличение периода свидетельствует о благоприятной тенденции деятельности предприятия. Пкз = Д / КОкз Пкз2008 = 365 / 1,03 = 354,37;

Пкз2009 = 365 / 3,13 = 116,61;

Пкз2010 = 365 / 4,11 = 88,81.


 
 

 

Выводы

     Проанализировав абсолютные и относительные показатели ОАО “Хитон” мы видим расширение объёмов сбыта продукции, расширение деятельности компании, однако данные мероприятия не приводят к благоприятным показателям прибыльности компании. Число оборотов активов увеличилось, что говорит о более эффективном использование их в процессе производства.  Однако необходимо обратить внимание на спад оборачиваемости активов с 2009 по 2010 год Оборачиваемость внеоборотных активов, увеличилась, что является хорошим признаком, т.е. внеоборотные активы стали эффективнее использоваться и образовываться в денежную форму. С дебиторской задолженностью ситуация ухудшилась, необходимо найти более эффективный метод взимания дебиторской задолженности. Зато повысилась эффективность использования собственного капитала в 8 раз, а это говорит о высокой эффективности использования собственного капитала. Однако эффективность работы с кредиторами и их доверие компании понизилась что отражается в уменьшение периодов расчётов с кредиторами. На фоне отечественных конкурентов ОАО «Хитон» нет сильных соперников, но чтобы стать одним из лидеров в РФ и обойти своих основных конкурентов(Lanico (Германия), Bonfigliolly (Италия), Soudronic (Швейцария)), необходимы  высококвалифицированные кадров менеджмента, повышение производительности каждого работника, четкий план развития на ближайшие годы и инвестиции в модернизацию оборудования и разработку уникальной продукции.

     Рекомендации

   Дебиторская задолженность означает временное  отвлечения средств из оборота предприятия  и использования их в обороте  другого предприятия, это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности и, следовательно, приводит к затруднению в выполнении обязательств предприятием. Для увеличения эффективности можно использовать следующие методы:

  • уменьшение размеров дебиторской задолженности
  • назначить скидку на готовую продукцию своим постоянным покупателям при условии оплаты товара в строго установленный срок
  • своевременно выявлять недопустимые виды кредиторской и дебиторской задолженности (просроченные (неоправданные) задолженности).
  • по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.
  • следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей: значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования.

3 Анализ рентабельности предприятия

 

Таблица 20. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках за 2008 год

Показатели

2008 год

2007 год

Отклонения

Абсолютные  величины, тыс. руб. Удельный  вес,  %
Доходы  и расходы по обычным  видам деятельности

Выручка

Себестоимость

Валовая прибыль

Коммерческие  расходы

Управленческие  расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие  доходы и расходы

Проценты к  получению

Проценты к  уплате

Доходы от участия  в других организациях

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые  активы

Отложенные налоговые  обязательства

Текущий налог  на прибыль

Чистая  прибыль (убыток) отчетного  периода

 
 
361880

324446

37434

-18004

-

19430 

20

-12408

-

8782

-19183

-3359

7247

-9408

-

-5520

 
 
207399

183988

23411

-7859

-

15552 

5

-11008

-

4513

8454

608

532

-1867

-

-727

 
 
154481

140458

14023

-10145

-

3878 

15

-1400

-

4269

-27637

-3967

6715

-7541

-

-4793

 
 
+74,5

+76,3

+59,9

+129,1

-

+24,9 

+300

+12,7

-

+94,6

-326,9

-652,5

+1262,2

+403,9

-

+659,3

Информация о работе Финансовый анализ деятельности ОАО «Хитон»