Финансовые службы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить содержание работы финансовой службы на предприятии.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты финансовой работы на предприятии;
- рассмотреть содержание работы финансовой службы на предприятии, в частности финансовое планирование, оперативную и контрольно-аналитическую работу, финансовый контроль;
- рассмотреть пути повышения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой службы предприятия……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность финансовой службы предприятия, ее структура……….5
1.2 Задачи и функции финансовой службы предприятия……………..11
Глава 2. Основные направления работы финансовой службы на предприятии……………………………………………………………………14
2.1 Финансовое планирование на предприятии………………………14
2.2 Оперативная и контрольно-аналитическая работа финансовой службы…………………………………………………………………………..20
2.3 Финансовый контроль как метод управления финансами предприятия……………………………………………………………………..24

Глава 3. Планирование и прогнозирование прибыли…………….31
Глава 4. Повышение эффективности управления на предприятии…………………………………………………………………...38
4.1 Методы управления финансовым риском на предприятии……….38
4.2 Риск-менеджмент как система управления………………………….44
Заключение………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………49

Файлы: 1 файл

курс анциферова ВИ фик 4-6.docx

— 84.41 Кб (Скачать файл)

Верхний уровень - контроль исполнения бюджетов структурных подразделений  компании. Его проводят финансово-экономические  службы и бухгалтерия компании.

Ключевыми элементами системы  контроля являются:

- объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

- предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимита фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и энергии и т. д.);

- технологий контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от клановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (процентах),

- субъекты контроля - структурные подразделения и экономические службы компании.

Контроль выполнения доходной части сводного бюджета призван  обеспечить бесперебойность финансирования текущей и операционной деятельности предприятия. Его осуществляет финансовая служба. Контроль соблюдения расходной  части консолидированного бюджета  является важной проблемой, от решения  которой зависит эффективность  финансово-хозяйственной деятельности компании.

Рекомендуется устанавливать  четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

- оперативный анализ фактических отклонений от планового, функциональных и сводного бюджет за месяц, квартал;

- разработку мероприятий по устранению непроизводственных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

- оформление на передачу дирекции предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, в цепях корректировки их доходной и расходной частей.

Следует использовать метод  пересмотра расходов бюджета, основанный на принятой системе приоритетов  финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.

Приоритетными являются следующие  расходы бюджета:

- оплата труда работников в расчете на производственную программу;

- выплата налогов в федеральный, региональные и местные бюджеты;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- оплата закупок материальных ресурсов и энергии,

В целях повышения эффективности  управления финансами целесообразно  создавать и внедрять в каждой компании комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети). Такая система позволяет получать оперативную (ежедневную) информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы «доходную и  расходную части.

Наряду с бюджетным  важным элементом контроля является финансовый анализ бухгалтерской отчетности, который включает следующие виды анализа:

- горизонтальный;

- вертикальный;

- трендовый;

- финансовых коэффициентов (финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса, рентабельности активов, собственного капитала и продаж, оборачиваемости активов);

- сравнительный (пространственный);

- факторный.

Анализ бухгалтерской  отчетности выражается и исследовании абсолютных показателей, представленных в этой отчетности. В процессе такого анализа устанавливают состав и  структуру имущества предприятия, те финансовые вложения, источники  образования собственного капитала, изучают связи с поставщиками и покупателями, определяют объем  и источники привлеченных средств, оценивают объем выручки от продаж н прибыли. Устанавливают долю чистой прибыли в выручке от реализации продукции, т. е, величину налоговой  нагрузки на предприятие.

Метод финансовых коэффициентов  характеризует соотношение между  показателями бухгалтерской отчетности, а также взаимосвязи между  ними. При проведении анализа следует  учитывать следующие факторы: [10, c.57]

- эффективность применяемых методов планирования;

- достоверность бухгалтерской отчетности;

- использование различных методов учета (учетной политики);

- уровень диверсификации хозяйственной деятельности предприятий-конкурентов;

- статичность применяемых коэффициентов и др.

После перехода на качественно  иной уровень планирования и контроля предприятие становится более привлекательным  и открытым для инвесторов, кредиторов и иных партнеров, что расширяет  его финансовые возможности.

Таким образом, основными  направлениями работы финансовой службы на предприятии являются: финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая  работа, финансовый контроль. Без финансового  анализа и планирования невозможно правильно выбрать стратегию  и тактику предприятия в сфере  финансов, инвестиций и инноваций. Устойчивость дохода предприятия непосредственно зависит от качества долгосрочных и среднесрочных управленческих решений.

 

 

Глава 3. Планирование и прогнозирование прибыли

 

Планирование прибыли  имеет большое значение для предприятия. Оно позволяет правильно оценить  его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального  стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и  реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

Методы планирования финансовых результатов в настоящее время  не регламентированы. Традиционно применяют  метод прямого счета или аналитический. Расчеты рекомендуется выполнять  отдельно по видам деятельности. Это  облегчает расчеты, повышает их точность; имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как  доходы от некоторых видов деятельности не облагаются налогом на прибыль, а  другие облагаются по повышенным или  пониженным ставкам.

Расчет прибыли методом  прямого счета выполняется по отдельным видам изделий или  группам однородных изделий с  последующим суммированием в  целом по предприятию. При этом используют формулу:

 

П = В - Вф - А - НДС - З,(1)

 

где П - прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции в отпускных ценах;

Вф - отчисления во внебюджетные фонды и другие централизованные фонды государства, включаемые в отпускную цену продукции;

А - акцизы;

НДС - налог на добавленную  стоимость;

З - полная себестоимость  реализуемой продукции,

или формулу

 

П = Пн.г + Пт - Пк.г,(2)

 

где Пн.г, Пк.г - прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода;

Пт - прибыль на товарный выпуск продукции.

По каждой из составляющих формулы расчет делается по схеме  формулы (1) с той разницей, что  при расчете прибыли в остатках продукции на начало и конец планируемого периода прибыль рассчитывается с учетом производственной себестоимости, а прибыль на товарный выпуск продукции  определяется на базе полной себестоимости  товарной продукции.

Прямой счет методически  прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает.

Расчет требует:

а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

б) составления калькуляций  по изделиям сравнимой продукции;

в) исчисления плановой себестоимости  и договорных цен по несравнимой  продукции, что в свою очередь  предполагает разработку сметы производства по ее элементам;

г) установления цен реализации выпускаемой продукции. Недостатком  метода является то, что он не позволяет  выявить факторы, влияющие на размер прибыли, в плановом периоде.

Аналитические методы находят  применение при планировании прибыли  в отраслях с широким ассортиментом  продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки.

Базой расчета служат затраты  на 1 тыс. р. товарной продукции, базовая  рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

С учетом затрат на 1 тыс. р. товарной продукции прибыль планируется  по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Расчет выполняется по формуле:

 

П = Т( 1000 - З) / 1000,(3)

где П - прибыль от выпуска  товарной продукции;

Т - товарная продукция в  ценах реализации предприятия;

З - затраты, р. на 1 тыс. р. товарной продукции, исчисленной в ценах  реализации.

Для определения общей  суммы прибыли от продаж полученный результат корректируется на изменение  прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Данный аналитический  метод применяют при ускоренном (перспективном) планировании, а также  на стадии составления предварительных  расчетов для бизнес-плана.

На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой  товарной продукции, прибыль в переходящих  остатках готовой продукции и  прибыль от реализации в планируемом  году.

Расчет включает девять стадий:

1) расчет прибыли по  сравнимой продукции на основании  базовой рентабельности;

2) определение влияния  изменения себестоимости сравнимой  товарной продукции на прибыль;

3) определение влияния  на прибыль по сравнимой товарной  продукции изменений в ассортименте;

4) расчет влияния качества  на прибыль по сравнимой товарной  продукции;

5) расчет влияния на  прибыль изменений цен реализации  товарной продукции;

6) определение прибыли  в переходящих остатках готовой  продукции;

7) расчет прибыли от  реализации продукции;

8) определение прибыли  по несравнимой товарной продукции;

9) расчет общей прибыли  от реализации сравнимой и  несравнимой продукции.

Финансовые расчеты по каждому этапу выполняются в  соответствии с определенным алгоритмом.

Определение прибыли по несравнимой  товарной продукции. Прибыль рассчитывается методом прямого счета как  разница между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют  по среднему уровню рентабельности.

Для исчисления конечного  финансового результата кроме прибыли  от реализации рассчитывают результат  от прочей реализации и доходов от внереализационных операций.

Прибыль от прочей реализации - это финансовый результат от реализации основных фондов и прочего имущества (сырья, материалов, топлива, запчастей, нематериальных активов в виде патентов, лицензий, торговых марок, программных  средств, иностранной валюты, ценных бумаг). На этапе составления финансового  плана изучается наличие такого имущества на предприятии, возможность  его реализации и эффективность  этой операции. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной  ценой, балансовой стоимостью имущества, расходами, связанными с реализацией, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды и другие централизованные фонды государства, включаемые в  отпускную цену.

Перечень внереализационных  доходов и расходов предприятия  довольно обширен. Это свидетельствует  о дополнительных возможностях предприятий  получать доходы в условиях рыночных отношений. Поэтому тот, кто составляет финансовые расчеты, должен уметь не только планировать эти доходы, но и знать источники их получения. К ним, в частности, относятся  доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (покупка акций, облигаций, предоставление средств  взаймы, долевое участие в делах  других предприятий), доходы от сдачи  имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с бюджетом); другие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, доходы от дооценки товаров, проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия).

Для реальной оценки финансовых результатов от внереализационных  операций важно не только правильно  прогнозировать внереализационные  доходы, но и предвидеть вероятность  возникновения внереализационных  расходов, так как прибыль определяется как разница между доходами и  расходами. Чаще всего внереализационные  расходы могут выступать в  виде:

- убытков по операциям  прошлых лет, выявленных в отчетном  году;

- убытков от уценки  товаров;

- убытков от списания  безнадежной дебиторской задолженности;

- недостач материальных  ценностей, выявленных при инвентаризации;

- затрат по аннулированным  производственным запасам;

- судебных издержек.

Включенные в план источники  доходов должны быть постоянными, связанными с нормальной деятельностью предприятия, иметь обоснование. Вероятность  поступления таких доходов, как  арендная плата, штрафы, пени, неустойки  может подтверждаться заключенными к моменту составления финансового  плана договорами, решением хозяйственного суда, принятыми и документально  оформленными обязательствами и  другими материалами. Для определения  размера средств, которые могут  быть помещены на депозиты или в  ценные бумаги без риска снижения ликвидности предприятия, необходимо рассчитать ту часть выручки от реализации продукции, которая не понадобится  предприятию на протяжении планируемого срочного вложения средств при сохранении в планируемом году тенденции  прошлого года. Это делается путем  сопоставления средних остатков средств на расчетном счете за прошлый год с фактической  выручкой за этот период. Полученная выручка  от реализации, безболезненно отвлеченная  из хозяйственного оборота (Д), умноженная на ожидаемый размер выручки в планируемом году (ОВ), дает размер возможного срочного вложения средств (СВ):

Информация о работе Финансовые службы предприятия