Финансовые рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.45 Кб (Скачать файл)

     Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут  предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных  производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

     Итак, финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений (или финансового рычага) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Выделяют следующие   группы финансовых стимулов: финансовые  стимулы,  которые  позволяют  обеспечить  выбор   наиболее эффективных   направлений    инвестирования    ресурсов    в    общественное производство; использование специальных поощрительных фондов; финансовые стимулы,  связанные  с  бюджетными  методами  интенсификации производства; специальные финансовые льготы и санкции.

     Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями, направляемых на развитие производства, благотворительность, природоохранные действия. Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам взимаемым в бюджет путём частичного или полного освобождения предприятий от уплаты.

     Финансовые  нормативы - это весомость, размер финансового рычага [12, с.156]. Финансовые нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов. Финансово-экономические нормативы являются  составной частью  финансового механизма.  Нормативное обеспечение включает  в себя:  нормативы,  нормы,  тарифные ставки, инструкции, методические указания и разъяснения [2,с.75].

     Размеры нормативов не постоянны, это зависит  от долговременных задач социально-экономического развития, текущей ситуации. Величина нормативов призванных обеспечить  аккумуляцию  средств  на  решение  каких-то  задач  по  мере  их  разрешения  могут уменьшаться, как  размер чрезвычайного налога на ликвидацию последствий от катастрофы на ЧАЭС. Или же отменяться вовсе как, например, налог на холостяков и малосемейных граждан, который был призван  поощрять рождаемость в СССР в  послевоенный период. В  тоже  время  размер  нормативов  должен  быть  стабильным  в  течение  относительно длительного периода. В этом случае нормативы играют стимулирующую  роль, поскольку принимаются в  расчет при планировании деятельности предприятий или хозяйствующих  субъектов.

    Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг [12, с.152].

     Так, составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств; мера удовлетворения конкретной потребности [8, с.129].

     Применяются разнообразные виды денежных норм. Первый вид включает нормы, основанные на натуральных показателях использования  материальных ценностей. Это - нормы  расходов на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и т.д. Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм.

     В основу второго вида норм кладутся обобщенные индивидуальные выплаты - заработной платы, пенсий, стипендий, служебные командировки.

     К третьему виду относятся нормы, построенные  опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода  средств в прошлые периоды  и с учетом бюджетных возможностей.

     По  степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных  статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее  значение приобретают укрупненные  нормы расходов, охватывающие все  виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.

     Бюджетные нормы подвергаются изменениям под  влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах и т.п.

     На  основе бюджетных норм составляется смета расходов, которая является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств, равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год.

     Итак, финансовые нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов. Нормативное  обеспечение  включает  в  себя:  нормативы,  нормы,  тарифные ставки, инструкции, методические указания и разъяснения, оно всегда должно быть динамично и действенно.  

     1.3. Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия 

     Устанавливая  способы организации финансовых отношений - определяя методы распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов, государство оформляет их в законах, указах,  постановлениях Правительства, приказах, распоряжениях, письмах Минфина и других актах нормативного характера, а также в локальных нормативно-правовых актах организаций (коллективный договор, положение).

     Так, в течение последних двух лет, были изданы следующие правовые акты, регулирующие использование финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия [13].

       Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 ”Об упрощенной системе налогообложения”

     Данный  указ направлен на совершенствование  порядка применения упрощенной системы  налогообложения и ведения бухгалтерского учета, урегулирование вопроса адекватности налоговой нагрузки доходам, получаемым в сферах розничной торговли и  общественного питания.

     Указом  расширены критерии, при соблюдении которых субъекты малого предпринимательства  вправе перейти на упрощенный порядок  налогообложения. Согласно Указу средняя  численность работников организаций  может составлять до 100 человек, а  объем годовой выручки, как для  индивидуальных предпринимателей, так  и для организаций не должен превышать 2 млрд. рублей.

     Отличительной особенностью нового порядка применения упрощенной системы налогообложения  является возможность уплаты налога на добавленную стоимость. При этом уплачивать налог на добавленную  стоимость по желанию могут только те плательщики, у которых средняя  численность и валовая выручка  не превышают соответственно 15 человек  и 450 млн. рублей за первые девять месяцев  года, предшествующего году перехода на упрощенную систему. Для плательщиков, не соответствующих указанным критериям, уплата налога на добавленную стоимость  носит обязательный характер.

     Изменены  подходы в применении налоговых  ставок при упрощенной системе налогообложения. Так, для плательщиков, не уплачивающих налог на добавленную стоимость, ставка налога установлена в размере 10% валовой выручки, для плательщиков, уплачивающих НДС – 8%. При этом для плательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых утверждается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь, предусмотрены пониженные ставки налога в размере 5% (при неуплате НДС) и 3% (в случае уплаты НДС).

     Для отдельных плательщиков, применяющих  упрощенный порядок налогообложения, Указом предусмотрена возможность  ведения статистического и бухгалтерского учета в упрощенной форме.

      Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“

     Данный  Указ призван повысить привлекательность  упрощенной системы налогообложения, а также способствовать выравниванию налоговой нагрузки между организациями  и индивидуальными предпринимателями, созданию условий для инвестиционной и деловой активности.

     В связи с этим с 1 января 2009 г. Указом предусматривается снижение ставок налога, установленных при применении упрощенной системы налогообложения:

     - с 10 до 8 % от валовой выручки  в случае, если не уплачивается  НДС;

     - с 8 до 6 % от валовой выручки  в случае уплаты НДС;

     - с 20 до 15 % при использовании в  качестве налоговой базы валового  дохода.

     Снижение  ставок налога позволит уменьшить уровень  налоговой нагрузки для малого и  среднего бизнеса, а также выровнять  условия налогообложения при  применении общей и упрощенной систем налогообложения.

     В целях расширения применения упрощенной системы налогообложения увеличены  предельные размеры валовой выручки  плательщиков с численностью:

     - до 15 человек – с Br 600 млн. до Br 1 млрд. за год;

     - до 100 человек – с Br 2 млрд. до Br 3,5 млрд.

     В результате такого увеличения право  на применение упрощенной системы налогообложения  дополнительно получат около 4 тыс. организаций.

     Изменяется  методика определения средней численности  работников организации путем ее расчета не в среднем за каждый месяц, а в среднем за период с  начала года по отчетный период включительно (нарастающим итогом). Это позволит учесть интересы плательщиков, деятельность которых имеет сезонный характер.

     Устанавливаются ежеквартальные сроки подачи налоговых  деклараций (расчетов) и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС.

     В результате количество подаваемых плательщиками  в налоговые органы деклараций и  перечислений в бюджет сократится с 24 до 8.

     Кроме того, Указом конкретизированы иные элементы упрощенной системы налогообложения  – порядок определения налоговой  базы, валовой выручки при осуществлении  отдельных видов деятельности, состав выручки от реализации товаров (работ, услуг), особенности перехода на применение упрощенной системы с уплатой  или без уплаты НДС.

     В целом реализация положений Указа  будет способствовать улучшению  условий применения упрощенной системы  налогообложения, повышению ее привлекательности  для представителей малого и среднего бизнеса.

     Декрет Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 ”О стимулировании работников организаций отраслей экономики“

     Декретом  устанавливается единый норматив отнесения  стимулирующих выплат работникам организаций  независимо от формы собственности в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом взамен действующих трех нормативных размеров – 30% начисленной премии, 30% надбавки за высокие достижения в труде и 20% надбавки за стаж работы.

Информация о работе Финансовые рычаги