Финансовые риски предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение направлений по снижению финансовых рисов предприятия.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: исследовать теоретические вопросы управления финансовыми рисками;
- дать экономическую оценку ОАО «КМЗ»;
- провести финансовый анализ ОАО «КМЗ»»;

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.docx

— 2.98 Мб (Скачать файл)

Принцип диверсификации применяется не только для усреднения операций, проводимых одновременно, но в разных местах (усреднение в пространстве), но и проводимых последовательно во времени, например, при повторении одной операции во времени (усреднение во времени).

Теоретически эффект диверсификации только положителен - эффективность усредняется, а риск уменьшается.

 

3.2 Хеджирование финансовых рисков

 

 

Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э. Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» этому термину дается следующее определение: «Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ. hedge - изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.

Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит гарантийный взнос, которым и определяется величина риска спекулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного контракта. 3

В российской практике хеджирование - новый способ компенсации возможных потерь от наступления финансовых рисков, который появился в России с развитием рыночных отношений. В общем виде хеджирование можно определить, как страхование цены товара от риска, либо нежелательного для продавца падения, либо невыгодных покупателю увеличения, путем создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств. Таким образом, хеджирование используется предпринимательской фирмой с целью страхования прогнозируемого уровня доходов путем передачи риска другой стороне.

В зависимости от вида используемых производных ценных бумаг выделяют соответственно несколько видов хеджирования финансовых рисков:

- хеджирование с использованием  опционов, которое позволяет нейтрализовать  финансовые риски по операциям  с ценными бумагами, с валютой, реальными активами. В данном  случае используется сделка с  премией (опционом), которая уплачивается  за право продать или купить  в течение предусмотренного опционом  срока ценную бумагу, валюту в  обусловленном количестве и по  оговоренной цене. Существуют три  возможных способа хеджирования  с использованием опционов:

а) хеджирование на основе опциона на покупку, который предоставляет право покупки по оговоренной цене;

б) хеджирование на основе опциона на продажу, который предоставляет право продажи по согласованной цене;

в) хеджирование на основе двойного опциона, который предоставляет одновременно право покупки или продажи соответствующего инструмента по оговоренной цене.

- хеджирование с использованием  фьючерсных контрактов. Фьючерсные контракты – это срочные, заключаемые на биржах сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент заключения сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предпринимательская фирма несет финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец валюты или ценных бумаг, то она выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество валюты или ценных бумаг, и наоборот.

- хеджирование с использованием  операции «своп». Своп - торгово-финансовая  обменная операция, в которой  заключение сделки о купле (продаже) ценных бумаг, валюты сопровождается  заключением контр сделки, сделки  об обратной продаже (купле) того  же финансового инструмента через  определенный срок на тех же  или иных условиях.

Существует ряд видов своп-операций:

- своп с целью продления  сроков действия ценных бумаг  представляет собой продажу ценных  бумаг и одновременную покупку  такого же вида ценных бумаг  с более длительным сроком  действия;

- валютная своп-операция заключается в покупке иностранной валюты с немедленной оплатой в национальной валюте с условием последующего обратного выкупа;

- своп-операция с процентами  заключается в том, что одна  сторона (кредитор) обязуется выплатить  другой проценты, получаемые от  заемщика по ставке «либор» (ставка  по краткосрочным кредитам, предоставляемым  лондонскими банками другим первоклассным  банкам) в обмен на обратную  выплату по фиксированной в  договоре ставке.

Хеджирование как метод снижения финансовых рисков в российской практике получает все большее применение в процессе управления финансовыми рисками по причине его достаточно высокой результативности.

 

3.3 Страхование финансовых рисков

 

Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение риска до нуля.

Страхование как метод управления риском означает два вида действий: - перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование);

- обращение за помощью  к страховой фирме.

Страхование представляется выгоднейшим мероприятием с точки зрения уменьшения риска, если бы не страховой платеж (иногда, страховой платеж составляет заметную часть страховой суммы).

Страхование представляет собой совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счет средств денежных взносов целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм. Страхованию подлежит большинство чистых рисков (но не все из них), а спекулятивные риски, вообще говоря, не страхуются.

Нестрахуемый риск - это риск, страхования которого избегает большинство страховых компаний из-за того, что вероятность связанных с ним убытков почти непредсказуема (когда риск связан с акциями правительства или общей экономической ситуацией).

К нестрахуемым рискам относятся:

- рыночные риски (факторы, которые могут привести к потере  собственности или дохода, такие  как: сезонные или циклические  изменения цен, безразличия потребителей, изменение моды и т.д.);

- политические риски (опасность  возникновения таких событий, как: смена правительства, война, ограничения  свободной торговли, необоснованные  или чрезмерные налоги, ограничения  свободной торговли валюты и. т.д.);

- производственные риски (опасность таких факторов, как: неэкономическая  работа оборудования, нехватка сырьевых  ресурсов и т.д.);

- личные риски (безработица, бедность вследствие развода  и т.д.)

Страхуемый риск - это риск, уровень допустимых убытков для которого легко определим, и потому страховая компания готова их возместить.

К страхуемым рискам относятся:

- имущественные риски - опасность  возникновения убытков от бедствия, которые приводят к прямой  потере собственности, к косвенной  потере собственности.

- личные риски - опасность  возникновения потерь в результате: преждевременной смерти, нетрудоспособности, старости.

- риски, связанные с юридической  ответственностью - опасность возникновения  потерь из-за пользования автомобилем, пребывания в здании, рода занятий, производства товаров, профессиональных  ошибок.

В соответствии с действующим законодательством, под страхованием финансовых рисков понимается совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов), вызванных следующими событиями:

- остановка производства  или сокращение объема производства  в результате оговоренных событий;

- потеря работы;

- непредвиденные расходы;

- неисполнение договорных  обязательств контрагентом застрахованного  лица, являющегося кредитором по  сделке;

- понесенные застрахованным  лицом судебные расходы (издержки);

- иные события.

В процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания страхового фонда: возмещение ущерба одному или нескольким страхователям осуществляется путем распределения потерь на всех. Число страхователей, внесших платежи в течение того или иного периода, больше числа, получающих возмещение. 

 

  1. Операционный и финансовый леверидж

 

 

В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат ресурсов, понесенных для получения данной прибыли, или затрат, связанных с привлечением и поддержанием соответствующей совокупности источников финансирования, характеризуется с помощью специальной категории — леверидж (leverage). Данный термин используется в финансовом менеджменте для описания зависимости, показывающей, каким образом и в какой степени повышение или понижение доли той или иной группы условно-постоянных расходов (затрат) в общей сумме текущих расходов (затрат) влияет на динамику доходов собственников фирмы (подробнее о видах расходов см. следующий раздел).

Леверидж — это долгосрочно действующий фактор, значением которого управляют; небольшое изменение самого фактора или условий, в которых он действует, может привести к существенному изменению ряда результатных показателей. Здесь проявляется эффект рычага, как известно, позволяющего перемещать довольно тяжелые предметы действием небольшой силы. Итак, в приложении к экономике, леверидж трактуется как некоторый фактор, даже небольшое изменение которого или сопутствующих ему условий может повлечь порой существенное изменение ряда результатных показателей. Влияние левериджа может быть описано как на качественном уровне, так и в терминах количественных оценок. Существуют различные алгоритмы количественной оценки левериджа. [Ковалев с.200-202]

Оценка влияния левериджа предполагает сопоставление изменений некоторых расходов и результатных индикаторов. Как известно, показателей прибыли много, однако в каждом конкретном случае можно выделить те из них, с помощью которых удается идентифицировать и количественно измерить влияние тех или иных факторов, в том числе обусловливающих тот или иной вид риска. Возможны различное представление расходов компании и различная их группировка, что позволяет оценить влияние левериджа.

Основным результатным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, а потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разность выручки и расходов, причем последние с очевидностью могут структурироваться различными способами. Один из них, дающий возможность обособить влияние того или иного вида левериджа, подразумевает дальнейшее разделение условно-постоянных и переменных расходов (затрат) на два типа — производственного (т. е. нефинансового) характера и финансового характера (рис. 8.1). Заметим, что приведенные названия являются условными; кроме того, возможна вариация в их содержательном наполнении (например, является открытым вопрос о том, принимать ли во внимание управленческие и коммерческие расходы при оценке уровня производственного левериджа).

Рис. 8.1. Разделение текущих расходов для выделения эффекта левериджа

 

Расходы производственного и финансового характера не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Приведенное представление и понимание факторной структуры важнейшего компонента прибыли — расходов (затрат) — является исключительно значимым в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, облигационных займов, собственных источников. (Заметим, что упомянутые источники значительно различаются по сопутствующим им процентным ставкам как характеристикам стоимости источника.)

Информация о работе Финансовые риски предприятия