Финансовые риски на микро- и макроэкономическом уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 02:23, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы определяется в выявлении понятия финансовых рисков, оценки финансовых рисков и возможных способах оценки степени финансового риска в компании.
Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- определить понятие и виды рисков;
- обозначить сущность и содержание риск-менеджмента;
- определить методы управления финансовыми рисками;
- разработать способы оценки степени финансового риска.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..3
ГЛАВА 1. РИСКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...………………………..5
1.1. Понятие риска………………………………………………………..……….5
1.2. Классификация видов риска………………………..………………..…..…..8
ГЛАВА 2. ПУТИ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА…...…………..……12
2.1. Анализ среды организации и методы ее оценки…………….…………..12
2.2. Анализ риска и методы его оценки…………………..……………….…...13
2.3. Сущность и понятие риск-менеджмента……………...………………..…15
2.4. Способы снижения риска……………………………………….……….....18
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»….....21
3.1. Характеристика внешней деятельности предприятия….....……………21
3.2. Оценка на основании анализа финансовых показателей…………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………...…………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….26

Файлы: 1 файл

англени курсач.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Для снижения степени  риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

-диверсификация;

-приобретение дополнительной информации о выборе и ре­зультатах;

-лимитирование;

-самострахование;

-страхование;

-страхование от валютных рисков;

-хеджирование;

-приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;

-учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах.

Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска.

Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.

Диверсификация - это  рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.

Внешние факторы затрагивают  весь финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие  субъекты.

К внешним факторам относятся  процессы, происходящие в экономике  страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставки Банка России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.

Таким образом, риск состоит из двух частей: диверсифицируемого и недиверсифицируемого риска.

Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т.е. диверсификацией.

Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.

Причем исследования показывают, что расширение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.

С этой целью зарубежная экономика разработала так называемую «портфельную теорию». Частью этой теории является модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг (Capital Asset Pricing Model – САРМ).

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.[5]

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.[19]

Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.[26] 

 

 

 

 

ГЛАВА 3      РАСЧЕТ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»

3.1. Характеристика внешней деятельности предприятия

Поставка продукции ОАО "АВТОВАЗ" осуществляется по двум направлениям: внутренний и внешние рынки. Основные рынки сбыта продукции ОАО "АВТОВАЗ" в России: г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Самарская, Свердловская, Ростовская, Пермская и Нижегородская области. Основная часть экспортных поставок продукции ОАО "АВТОВАЗ" осуществляется в Украину, Азербайджан, Германию, Казахстан, Молдову, Беларусь, Северную Корею, Египет, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Рынок стран СНГ является важнейшим стратегическим рынком после России. Доля поставок ОАО "АВТОВАЗ" в этот регион в последние годы росла, но в 2009 году, под влиянием сложившейся кризисной ситуации в России, доля экспорта автомобилей и сборочно-кузовных комплектов снизилась до 66% против 89% в 2008 году. Положительная динамика продаж на европейском рынке в первую очередь связана с существенным ростом реализации автомобилей LADA в Германии, вызванным правительственными мерами по стимулированию рынка. Египет. За 2009 год в Египет в общей сложности было экспортировано порядка 9 тыс. автомобилей, включая сборочные комплекты. Объем поставок в Северную Корею по итогам 2009 года составил 530 автомобилей LADA. Потребителями продукции ОАО "АВТОВАЗ" в Республике Корея являются государственные структуры.[30]

 

 

 

 

          3.2. Оценка на основании анализа финансовых показателей

По итогам 2012 года в целом в структуре активов ОАО «АВТОВАЗ» произошли заметные изменения, а именно увеличилась величина внеоборотных активов с 61,95% до 71,86%, то есть примерно на 10% и соответственно на эту же величину уменьшилась доля оборотных активов – до 28% на конец года. Данное изменение в структуре активов является отрицательным, так как понизилась доля мобильных активов.

Наблюдается значительное увеличение объема основных средств с 54 578тыс.руб. в 2010году до 65 356тыс.руб. в 2012году. Такая тенденция в деятельности организации положительна, так как в условиях высокой инфляции основные средства меньше подвержены ее воздействию. 

За отчетный период наблюдается спад наиболее ликвидных активов. Краткосрочные финансовые вложения уменьшились в 7 раз, а денежные средства почти вдвое.

Обращает на себя внимание рост долгосрочной дебиторской задолженности  почти в 3 раза за анализируемый период. Такое увеличение можно рассматривать как отрицательное, поскольку оно свидетельствует о росте сомнительной задолженности, у предприятия возрастает риск возникновения сумм затруднительных для взыскания (риск неплатежа) и, кроме того, денежные средства имеют временную стоимость, то есть предприятие теряет  возможность пустить их в оборот.

В общем итоге величина активов организации за рассматриваемый  период увеличилась на 12 834тыс.рублей(на 5,07%).

За анализируемый период произошли также заметные изменения в структуре пассивов  организации. Собственный капитал акционерного общества возрос за год на 20 899 тыс. руб.

Также следует отметить рост заемного капитала, даже более  значительный, чем увеличение собственного капитала. Это свидетельствует об активном привлечении предприятием заемного капитала, что в принципе могло бы привести в конечном итоге к повышению рентабельности собственного капитала.   

При этом отрицательным фактором в деятельности организации является увеличение долгосрочных обязательств в виде займов и кредитов к 2012году на 26 697тыс.руб.

Об устойчивом финансовом положении ОАО «АВТОВАЗ» свидетельствуют многие финансовые показатели, рассчитанные с 2010 по 2012год. Например, коэффициенты абсолютной, срочной и текущей ликвидности находятся в пределах допустимых рекомендуемых значений.

Однако коэффициент финансовой устойчивости, который отражает удельный вес источников финансирования, которые могут быть использованы в течение долгого периода, в общей сумме источников финансирования, был ниже своего нормативного значения в 2010году на 0,3 (и это уже тревожный для организации результат), но в 2012году он вырос до 0,772, что, в принципе, является приемлемым и допустимым значением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью предпринимательства  является получение максимальных доходов  при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения  размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Вместе с тем, при  осуществлении любого вида хозяйственной  деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск – это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.

Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты  информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей.

В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с  совокупностью различных видов  рисков, которые отличаются между  собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания.

Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают  влияние на деятельность предпринимателя. Эти обстоятельства затрудняют принятие решений по оптимизации риска  и требуют углубленного анализа состава конкретных рисков, а также причин и факторов их возникновения.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. А без  знаний о риске предприниматель неполноценен. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще (это практически невозможно), а привидение и снижение его до минимального уровня.

Более того, отсутствие риска, то есть опасности возникновение  непредсказуемых и нежелательных для фирмы последствий его собственных действий, как правило, вредит экономике, поскольку подрывает ее динамичность и эффективность.

Проблема количественной и качественной оценки экономических  рисков и управления рисками ввиду  возможных больших потерь при реализации финансовой, производственно-хозяйственной, сервисной, инновационной, управленческой и других видов деятельности является актуальной.

Проведенный анализ деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» позволяет  сделать вывод о том, что оно  является ликвидным, платежеспособным и устойчивым на конец 2012года.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N208-ФЗ (ред. от 05.04.2013)
  1. Федеральный закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ

  1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2

  1. Багаутдинов, Р.А. Поведение фирм в условиях неопределенности их взаимодействия / Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Багаутдинов Ренат Ансарович. – Йошкар-Ола, 2009.
  2. Балдин К.В. Риск-менеджмент. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2011.
  3. Белолипецкий, В. Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В. Г. Белолипецкий. – Москва: КноРус, 2008
  4. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами / И. А. Бланк. – Москва: Омега-Л: Эльга, 2011.
  5. Бригхем, Юджин; Гапенски, Луис Финансовый менеджмент; СПб: Университет экономики и финансов, 2013( послед.ред)
  6. Варламова Т.П., Варламова М.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. – М: Дашков и К°, 2012.
  7. Васин С.М., Шутов В.С. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С.М. Васин, В.С. Шутов. – М.: КНОРУС, 2013.
  8. Гарантуров В. Экономический риск. -М.: Дело и Сервис, 2009.
  9. Ендовицкий Д.А.Финансовый менеджмент: учебник–М: Рид Групп,2012.
  10. Ефимова О.В. «Финансовый анализ» М. «Бухгалтерский учет» 2010.
  11. Жилкина, А. Н. Управление финансами: финансовый анализ предприятия: учебник / А. Н. Жилкина. – Москва: Инфра-М, 2010.
  12. Казакова Н.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски / Н.А. Казакова. – М.: Инфра-М, 2012.
  13. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  14. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. – Москва: Эксмо, 2010.
  15. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: Учеб. пособие / Н.Н. Никулина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  16. Савчук, В. П. Управление финансами предприятия / В. П. Савчук. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  17. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Финансовый менеджмент на предприятии: учебник – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2009
  18. Скляренко В.К. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.К. Скляренко. – М.: Инфра-М, 2013.
  19. Тихомиров, Е. Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: учебник / Е. Ф. Тихомиров. – Москва: Академия, 2011.
  20. Урицкая О.Ю. Основы теории экономического риска: риск в экон. системах: учеб. Пособие. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2009
  21. Уткин Э.А. Управление рисками предприятия: Учеб. - практ. пособие. М.: ТЕИС, 2010.
  22. Филин С. Неопределенность и риск. Место инновационного риска в классификации рисков // Управление риском. - 2011.
  23. Хохлов Н.В. Управление риском. - М.: Юнити-Дана, 2011.
  24. Царёв Р.М. Предпринимательские риски: Учеб. Пособие. - М.: 2009.
  25. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина - М.: ИД ФБК-Пресс, 2010.
  26. Ясенев В.Н., Кокин А.С. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. С. Кокин, В. Н. Ясенев. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012.
  27. Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ» http://www.lada-auto.ru/

Информация о работе Финансовые риски на микро- и макроэкономическом уровнях