Финансовые риски на микро- и макроэкономическом уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 02:23, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы определяется в выявлении понятия финансовых рисков, оценки финансовых рисков и возможных способах оценки степени финансового риска в компании.
Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- определить понятие и виды рисков;
- обозначить сущность и содержание риск-менеджмента;
- определить методы управления финансовыми рисками;
- разработать способы оценки степени финансового риска.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..3
ГЛАВА 1. РИСКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...………………………..5
1.1. Понятие риска………………………………………………………..……….5
1.2. Классификация видов риска………………………..………………..…..…..8
ГЛАВА 2. ПУТИ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА…...…………..……12
2.1. Анализ среды организации и методы ее оценки…………….…………..12
2.2. Анализ риска и методы его оценки…………………..……………….…...13
2.3. Сущность и понятие риск-менеджмента……………...………………..…15
2.4. Способы снижения риска……………………………………….……….....18
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»….....21
3.1. Характеристика внешней деятельности предприятия….....……………21
3.2. Оценка на основании анализа финансовых показателей…………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………...…………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….26

Файлы: 1 файл

англени курсач.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Валютные риски относятся  к спекулятивным рискам, поэтому  при потерях одной из сторон в  результате изменения валютных курсов другая сторона, как правило, получает дополнительную прибыль, и наоборот.

  1. Налоговые риски можно рассматривать с двух позиций - предпринимателя и государства.

Налоговый риск предпринимателя  связан с возможными изменениями  налоговой политики (появление новых  налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок.

Уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие  ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства, когда  существует высокая вероятность  того, что ставки налогов могут быть изменены, как правило, в сторону увеличения. Постоянно вносимые поправки и дополнения являются источником риска, лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятельности.

Налоговый риск государства  состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики и/или величины налоговых ставок.

  1. Риск форс-мажорных обстоятельств - риск стихийных бедствий (природные катастрофы: наводнения, землетрясения, штормы и др. климатические катаклизмы), войны, революции, путчи, забастовки и т.п., которые мешают предпринимателю осуществлять свою деятельность.

Возмещение потерь, вызванных  форс-мажорными обстоятельствами, осуществляется, как правило, посредством страхования  сделок в специализированных страховых компаниях.

К внутренним рискам относятся:

  1. Ресурсный риск. Основными причинами ресурсного риска являются: отсутствие запаса прочности по ресурсам в случае изменения ситуации; нехватка рабочей силы; нехватка материалов; срывы поставок; нехватка продукции.

Отсутствие запаса ресурсов в случае изменения ситуации (изменение  оплаты труда, изменения пошлин и  налогов, хищения, повышенный брак, порча  товаров, изменения требований к  ведению предпринимательской деятельности и др.) приводит к увеличению сроков реализации проекта и, как следствие, к его удорожанию, а в наиболее сложных случаях - к его провалу (ликвидации) со всеми вытекающими из этого последствиями.

Наглядными примерами  такого обстоятельства дел могут  служить долгострои, объекты незавершенного строительства и др.

  1. Систематический риск связан с изменением цен на акции, их доходностью, текущим и ожидаемым процентом по облигациям, ожидаемыми размерами дивиденда, вызванными общерыночными колебаниями. Он обусловлен общим состоянием экономики, который связан с такими факторами, как: война; инфляция; глобальные изменения налогообложения; изменения денежной политики и др.

 Совокупность систематических и несистематических рисков называют риском инвестиций.

  1. Кредитный риск, или риск невозврата долга - это риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему в соответствии со сроками и условиями кредитного договора.
  2. Инновационный риск связан с финансированием и применением научно-технических новшеств. Поскольку затраты и результаты научно-технического прогресса растянуты и отдалены во времени, они могут быть предвидены лишь в некоторых, обычно широких пределах. Инновационный риск воспринимается как объективная и неизбежная реальность.

Практика показывает, что инновационный риск неизбежен. Поэтому зачастую на западе практикуется безвозмездное пожертвование исследовательским организациям, а венчурные фирмы, занимающиеся практическим освоением новых технологий, имеют налоговые льготы, а также поощряются путем предоставления государственной помощи.[27]

 

ГЛАВА 2

2.1. Анализ среды организации  и методы ее оценки

Анализ среды организации - это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать  влияние на способности фирмы  в достижении своих целей.

Процесс изучения организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными, их называют "критическими точками". Затем фирма собирает необходимую информацию о критических точках. И, наконец, производится оценка организационной среды.

Анализ среды выполняет ряд  важных функций в деятельности фирмы:

- улучшает учет наиболее  важных факторов, влияющих на  экономическую организацию и ее будущее;

- помогает создать наиболее  благоприятное впечатление о  фирме;

- обеспечивает информацией, необходимой  для наилучшего выполнения рабочих  функций.[14]

Диагностика внутренней среды предприятия осуществляется в процессе анализа факторов, влияющих на его текущую деятельность и перспективы, и служит для:

• выявления резервов предприятия, позволяющих ему наиболее эффективно решать свои проблемы и  адаптироваться к условиям внешней  среды;

• выявления конкурентных преимуществ  предприятия, создающих базу для  эффективного развития;

• определения позиций предприятия  в конкурентной среде, в рейтинге его инвестиционной привлекательности.

Диагностика внешней  среды служит инструментом для контроля ее влияния на деятельность предприятия  с целью обоснованного принятия стратегических и тактических управленческих решений с учетом возникающих извне угроз и возможностей. В процессе диагностики внешней среды рассматривается степень благоприятности ее элементов (шансы и риски) для деятельности предприятия.[18]

Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной  среды. Основной целью оценки информации является выяснение отрицательных  и положительных воздействий  среды на будущую деятельность фирмы.

Существует несколько распространенных методов оценки:

1) метод использования  знаний окружающей среды руководителями  отдельных служб;

2) метод "5 * 5". Он включает  в себя пять вопросов о пяти  факторах внешней среды;

3) перечень из четырех вопросов, включающий основные критерии  оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее организации;

4) матрица Дж.Х. Вилсона.

5) методы STEP- и SWOT- анализа.[24]

2.2. Анализ риска  и методы его оценки

Анализ рисков можно  подразделить на два дополняющих  друг друга вида: качественный и количественный. [16]

Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:

·        статистический метод;

·        анализ целесообразности затрат;

·        метод экспертных оценок;

·        метод аналогий.

 

 
 


Рис.2. Схема анализа риска

Количественная оценка предпринимательского риска с помощью методов математической статистики устанавливается главными инструментами данного метода оценки - дисперсией, стандартным отклонением, коэффициентом вариации.

Преимуществом данного метода оценки предпринимательского риска является несложность математических расчетов, а явным недостатком - необходимость большого количества исходных данных (чем больше массив, тем достовернее оценка риска).[7]

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Метод аналогий обычно используется при анализе рисков нового проекта.

Проект рассматривается как  «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, 'можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.

Метод целесообразности затрат позволяет определить критический  объем производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой проекции и при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами. Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.п.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.п.).[8]

2.3. Сущность  и понятие риск-менеджмента

Основой реализации рискового  подхода в предпринимательской  деятельности является концепция приемлемого риска. Концепция приемлемого риска состоит в формировании сознательного отношения к риску и ориентирует на обоснованные анализом решения, сопровождаемые комплексом мероприятий по смягчению и нейтрализации возможных нежелательных событий в предпринимательской деятельности.[10]

Риск-менеджмент представляет собой систему анализа, оценки и  управления риском, а также финансовыми  отношениями, возникающими в процессе предпринимательской деятельности.

В основе риск-менеджмента  лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли, выгоды) в неопределенной предпринимательской среде. С расширением зоны рисковых ситуаций, что характерно для рыночной экономики, особенно в условиях ее нестабильности, риск-менеджмент становится объективно необходимым и весьма значимым элементом управления, важной предпосылкой делового успеха.

Цель риск-менеджмента  — сохранение полностью или частично своих ресурсов или получение  ожидаемой предпринимательской прибыли при приемлемом уровне риска.

Риск-менеджмент быть представлен  как сложная многоуровневая управленческая система. Это обусловлено сложностью содержания предпринимательского риска  как экономической категории  и высоким динамизмом внутренней и внешней среды.

Представление риск-менеджмента  в виде системы дает возможность  выявить основные элементы, определить их внутренние и внешние взаимосвязи  со средой и использовать как инструмент для практического использования.[11]

В целом риск-менеджмент включает следующие укрупненные элементы: окружающую среду; субъект управления (управляющую подсистему); объект управления (управляемую подсистему).

Технология риск-менеджмента  базируется на представлении его  как вида целенаправленной деятельности финансового менеджера и предусматривает структурирование процесса управления риском, т.е. выделение элементов принятия решений и связей между ними.

Первый этап процесса управления риском — определение  цели, под которой в общем случае может пониматься сохранение полностью или частично своих ресурсов или получение ожидаемого дохода в полном объеме при приемлемом уровне риска.

В состав второго этапа  управления риском входят фазы: выявление, идентификация, выбор показателей  и оценка риска, анализ полученных вариантов для принятия решения.

Полученные оценки степени  риска являются исходными данными  для третьего этапа управления риском — разработки мероприятий по уменьшению риска.

В технологической цепи также важны заключительные фазы (третий этап) риск- менеджмента.

Организация выполнения намеченной программы предусматривает  объединение специалистов, совместно  ее реализующих на основе определенных правил и процедур.[13]

Контроль за выполнением  намеченной программы направлен  на своевременное обнаружение (в  идеале — упреждение) существенного изменения уровня риска, определение его причины.

После разработки технологии риск-менеджмента важна его организация. Организация предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение ее эффективного функционирования при реализации как отдельных фаз, так и технологического процесса в целом.[5]

 

 

 

 

 

2.4. Способы  снижения риска

Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.

Информация о работе Финансовые риски на микро- и макроэкономическом уровнях