Финансовые отношения предприятия со страховым рынком на примере Кемеровской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы показать, что развитие страхового рынка является важнейшей задачей для нашей страны, так как страхование - это вид финансовой деятельности, который может принести значительные доходы в бюджет.
Задачи курсовой работы:
раскрыть теоретические финансовые аспекты страховой компании;
исследование механизма формирования и использования финансовых ресурсов страховых компаний;
анализ формирования и использования финансовых ресурсов;

Содержание работы

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СО СТРАХОВЫМ РЫНКОМ 5
1.1 Источники правового регулирования страховой деятельности 5
1.2 Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового рынка 7
1.3 Развитие и проблемы страхового рынка России 9
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СО СТРАХОВЫМ РЫНКОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 13
2.1 Анализ страхового рынка Кемеровской области 13
2.2 Оценка финансовых отношений предприятий со страховым рынком Кемеровской области 18
Выводы и предложения 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

Стабильная  ситуация наблюдается в секторе  обязательного страхования. Здесь  идет устойчивый рост в течение последних  трех лет.

В целом  объем страховых взносов за 2011 год вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,6 % и составил 29124 млн. рублей. Рост произошел за счет увеличения поступлений обязательных страховых взносов.

Объем страховых  взносов по обязательному медицинскому страхованию за 2011 года составил 27593 млн. рублей и вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 22,8%.

Объем  поступлений  по обязательному страхованию  гражданской ответственности владельцев транспортных средств составил 358 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 27,5%.

Добровольные  виды страхования в целом также демонстрируют спад.

Объем страховых  взносов по добровольным видам страхования составил 1531 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 26,1 %.

Важным показателем, характеризующим степень исполнения страховщиком взятых на себя обязательств, является размер страховых выплат.

Общий объем  выплат по всем видам страхования за 2011 год составил 27790 млн. рублей и вырос на 22% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Основная  сумма выплат приходится на обязательные виды страхования – 96,5%. Доля выплат по ОМС в общем объеме выплат по обязательным видам страхования составила 95,5%.

Общая сумма выплат по ОСАГО составила 256 млн. рублей, что на 16,9% меньше, чем за 2010 год.

Рисунок 1 - Динамика страховых премий (взносов) и страховых выплат, млн. рублей

Как мы видим  из указанной диаграммы, уровень  выплат страхового возмещения показывающий, какую часть в процентном отношении  занимают выплаты в общей сумме  собранных страховых премий, значительно  ниже уровня премий.

Таким образом, таблица 3 наглядно демонстрирует устойчивый рост изменений сумм страховых премий и взносов страховых организаций в Кемеровской области в расчете к 2011 году.

2.2 Оценка финансовых  отношений предприятий со страховым  рынком Кемеровской области

 

За последние 3 года российское страхование сформировало прочный фундамент для дальнейшего развития. Оно выполнило очень важную задачу - укрепило свои позиции в качестве неотъемлемого и значимого звена финансовой системы России. Об этом свидетельствуют как увеличивающиеся спрос и объемы сборов премий (при этом по многим видам страхования темпы роста на протяжение нескольких лет стабильно высокие), так и внимание, с которым общество следит за достижениями отрасли.

Увеличение  объема инвестиций в основной капитал  предприятиями, а также рост благосостояния граждан привели к расширению имущественной базы. Страхование стало критически важной услугой, так как является единственным способом защитить имущество от вероятного ущерба без создания фондов самострахования.

Намерение потребителей пользоваться услугами страховых компаний в первую очередь зависит от осознания опасностей, которые им угрожают и, соответственно, тех финансовых потерь, которые они могут понести в случае непредвиденного события.

Страховые компании предлагают защиту от определенных рисков, которые можно обобщить в ряд групп – риски для здоровья и имущества населения, а также риски, угрожающие предприятиям.

Таблица 4 –  Количество и структура действующих  договоров страхования

 

Тысяч единиц

В % к итогу

     

2009

   

Всего

815

100

  в том числе:

   

 с физическими лицами

683

83,8

 с юридическими лицами

132

16,2

     

2010

   

Всего

623

100

  в том числе:

   

 с физическими лицами

459

73,7

 с юридическими лицами

164

26,3

     

2011

   

Всего

449

100

  в том числе:

   

 с физическими лицами

428

96,3

с юридическими лицами

20,3

4,5


 

По данным таблицы 4 видно, что количество действующих  договоров страхования на период 2011 года значительно снизилось на 47,5 % по отношению к 2008 году.

Когда потребитель  определяется с теми опасностями, которые могут ему угрожать, перед ним встает проблема выбора способов защиты от них. Это может быть либо самострахование (накопление средств на случай неблагоприятных событий), либо кредит в банке на компенсацию потерь, либо обращение за средствами и помощью к друзьям и знакомым, либо страхование. Несмотря на то, что последний вариант в большинстве случаев является наиболее предпочтительным, окончательное решение будет зависеть в значительной степени от отношения потребителей к страхованию. Потребители обратятся в страховую компанию только в том случае, если они посчитают, что страхование будет экономически эффективным способом защиты от угрожающих им опасностей.

Оценка  страхования потребителями:

1. Отношение физических лиц к страхованию.

В целом  можно говорить о том,  что на сегодняшний день у потребителей сложилось положительное отношение к страхованию: преобладает оценка его как экономически обоснованного способа борьбы с опасностями. Только четверть опрошенных считает страхование пустой тратой денег [10, c. 43].

Рисунок 2 - Отношение населения к страхованию

 

Мнение  о страховании меняется по мере повышения  уровня благосостояния – с увеличением доходов растет его положительная оценка потребителями. По мере того, как страхование становится доступнее, потребители осознают и его экономические преимущества. Здесь важно учитывать, что часто потребители маскируют банальное отсутствие свободных средств на страхование тем, что страхование, по их мнению, неэффективно. К тому же с ростом доходов потребители все чаще вынуждены общаться со страховыми компаниями как в силу приобретения дорогостоящего имущества (например, автомобилей), так и в силу профессиональных обязанностей – высокооплачиваемые специалисты, занимающие ответственные посты на предприятиях, как правило, обладают более обширными специальными знаниями в области финансовых инструментов. Поэтому по мере расширения фактического пользования страхованием, сопутствующего росту доходов, растет и его положительная оценка.

2. Отношение к страхованию среди предпринимателей.

Среди предпринимателей и ЛПР также доминирует положительная  оценка страхования.

Но, в  отличие от физических лиц, корпоративные  клиенты обращают большее внимание на экономические преимущества страхования, нежели на психологические. Пустой тратой денег они называют страхование гораздо реже, чем индивидуальные потребители. В значительной степени это связано с лучшим пониманием экономических механизмов, обеспечивающих экономическую эффективность страхования.

Рисунок 3 - Отношение предприятий к страхованию

Такая динамика является проявлением продолжающегося освоения страхования предпринимателям. Ее использование может позволить страховщикам нарастить объем продаж страховых услуг, если они будут рассматриваться потребителями как экономически эффективная защита от рисков.

Таким образом, можно отметить, данные социологического мониторинга свидетельствуют, что все большее число россиян и кемеровчан , а также руководителей предприятий видят в страховании надежную и эффективную защиту своих интересов, причем с каждым годом этот показатель растет.

 

 

Выводы и предложения

 

Страховой рынок — это особая социально-экономическая  среда, определенная сфера экономических  отношений, где объектом купли-продажи  выступает страховая защита, формируются  спрос и предложение на нее.

В настоящее  время страховой рынок России регулируется законодательством в  области административного, финансового, гражданского права, структура которого на сегодняшний день объективно требует  целого ряда усовершенствований.

Анализ  текущего состояния и важнейших  тенденций развития национальной системы  страхования свидетельствуют о  повышении уровня государственного регулирования рынка, о возможности  качественного повышения роли страхования  в социально-экономической системе  государства. Главным моментом эффективной  деятельности страховых компаний является рациональное использование финансовых ресурсов.

На основе анализа можно сделать вывод о том, что страховой рынок за последние 3 года окреп и улучшил свои позиции. Это указывает на равномерное развитие его инфраструктуры и подотраслей страхования.

В дальнейшем для эффективного развития финансовой деятельности страховым компаниям  следует правильно организовывать маркетинг и системы продаж, также повышать качества сервисного обслуживания клиентов.

В дальнейшем для эффективного развития финансовой деятельности страховым компаниям  следует сосредоточиться на решении  таких ключевых задач, как:

  • правильная организация маркетинга, построение системы и инфраструктуры продаж;
  • отработка навыков и освоение технологий управления активами страховых компаний;
  • повышение качества сервисного обслуживания клиентов.

 

Список использованной литературы

 

1. Бочаров, В.В. Корпоративные финансы / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев.  – СПб.: Питер, 2005. –  310с.

2. Бурмистрова, Л. М. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие для студ. вузов / Л. М. Бурмистрова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.

3. Гаврилова,  А.Н.. Финансы организаций (предприятий) / А.Н. Гаврилова, А.А Попов.  – М.: КноРус, 2007. – 608 с.

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая)

5. Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. - М.: Церих-ПЭЛ, 2007.

6. Журавлев Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. - М.: Издательский центр "Анкил", 2004.

7. Зубец А.Н. Страховой маркетинг. - М.: Издательский дом "Анкил", 2004.

8. Ивасенко, А.Г. Финансы организаций (предприятий) : Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2008.

9. Каменская Н.Ю. Новые полномочия органа страхового надзора в Российской Федерации / Н.Ю. Каменская // финансы. – 2012. - № 6. – С. 36-39.

10. Коломин Е.В. Проблемы обеспечения интересов населения на страховом рынке / Е.В. Коломин // финансы. – 2012.. - № 9. – С. 43-48.

11. Лайков А.Ю. Российский страховой рынок и взаимное страхование / А.Ю. Лайков // финансы. – 2012. - № 6. – С. 47-49.

12. Миллерман А.С. Страхование и техническое регулирование / А.С. Миллерман // финансы. – 2012. - № 11. – С. 34-38.

13. Моляков, Д.С., Теория финансов предприятий: Учебное пособие / Д.С. моляков, Е.И. Шохин – М.: Финансы и статистика, 2005. – 318с.

14. Пылов К.И. Правовые условия развития взаимного страхования России / К.И. Пылов // финансы. – 2012. - № 7. – С. 50-54.

15. Страховой рынок Кузбасса 2009-2011: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики по Кемеровской области. Кемерово, 2012.

16. Чернозузова Т.Н. Страховое образование как фактор повышения конкурентоспособности Российских страховых компаний / Т.Н. Чернозузова // финансы. – 2012. - № 11. – С. 31-34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


Информация о работе Финансовые отношения предприятия со страховым рынком на примере Кемеровской области