Финансовое бизнес- планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение системы финансового бизнес-планирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить сущность и основные методы финансового бизнес-планирования;

Содержание работы

Введение 6
1. Сущность и основные направления использования финансового бизнес
планирования 8
1.1.Сущность финансового бизнес планирования и его функции в управлении
предприятием 8
1.2. Процесс финансового бизнес планирования 9
1.2.1. Перспективное финансовое бизнес планирование 11
1.2.2. Текущее финансовое бизнес планирование 14
1.2.3. Оперативное финансовое планирование 16
1.3. Методы финансового бизнес планирования - содержание, использование 19
1.4. Инструменты финансового бизнес планирования 24
Заключение 77
Список использованной литературы 80

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование на предприятии.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, недостаток маркетинговой  информации. Структур, которые собирают, анализируют эту информацию во всем ее многообразии, пока не хватает.

Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности,  на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов.

Конечная цель метода бюджетного планирования - выявление  потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год.

В качестве основных результатов  можно рассматривать:

- ведение учета, анализа  и планирования финансовых потоков  предприятия в целом и образующих центров учета; ведение учета, анализа и планирования доходов и расходов, прибылей и убытков, рентабельности предприятия в целом и образующих ее центров финансового учета;

- обеспечение текущей  платежеспособности;

- учет, анализ и планирование  налогов на прибыль;

- определение уровней  и возможностей возврата кредитов.

- выявление размеров  динамики положительного и отрицательного  сальдо наличных средств как  в целом по предприятию, так  и по каждому центру учета.

- учет, анализ и планирование  соотношений выручки от реализации  с суммарными, а также переменными и постоянными затратами.

В основном на предприятиях целесообразно вводить краткосрочные  бюджеты, и иметь дело с плановым периодом, равным одном году. Это  объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Кроме того, ориентируясь на западный опыт, можно отметить полезность скользящего варианта, когда бюджет, составленный, на год или квартал, корректируется каждый месяц.

В условиях, когда предприятиям предоставлена самостоятельность, они могут представлять бюджеты в любой форме, которую они считают более приемлемой для себя, работа по адаптации бюджетов к типу организации может заключаться в  подборе наиболее приемлемых элементов  и формировании особой системы планирования. Кроме того, необходимо помнить, что в условиях современной российской действительности ничего нельзя решать  автоматически, поскольку для этого просто нет устоявшихся предпосылок. Поэтому, слепое копирование западного опыта может только навредить, нежели помочь.

1.4. Инструменты финансового бизнес планирования

Финансовое планирование в сфере финансовых решений начинается с денежных средств  Денежные средства – это только один, но  важнейший объект краткосрочного финансового бизнес планирования, сфера планирования охватывает  также такие компоненты оборотных средств, как ожидаемые поступления (дебиторская задолженность), легкореализуемые ценные бумаги (большая редкость для российских предприятий) и кредиторская задолженность.

Оборотный капитал – это выраженные  в рублях текущие активы организации, включающие денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторскую задолженность. Реализация, маркетинг, финансовые решения, установление цен и заработная плата – это кратчайший перечень видов деятельности, которые влияют не только на величину оборотного капитала, но и на скорость превращения отдельных активов в деньги. Что касается внешних факторов – это, прежде  всего, конъюнктура рынка.

Как было отмечено, основной задачей  краткосрочного финансового планирования является обеспечение и поддержание  ликвидности предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия осуществлять денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные договорами. Предприятие, являющаяся ликвидной, в состоянии осуществлять текущую деятельность, т.е. у нее имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т.д. И наоборот, предприятие, не являющееся ликвидным, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций. В некоторых случаях не ликвидность может быть временной.

Теперь рассмотрим ряд основных коэффициентов характеризующих  ликвидность.

Коэффициент текущей ликвидности, исчисляется делением стоимости оборотных средств на сумму краткосрочных пассивов, является основным показателем, характеризующим уровень ликвидности предприятия. Необходимо иметь в виду, что высокое значение этого показателя, вовсе не является гарантией того, что предприятие будет иметь достаточно денежных средств для покрытия необходимых расходов.

Коэффициент быстрой ликвидности  равен величине оборотных средств за вычетом товарно-материальных запасов, деленной на  сумму краткосрочных пассивов. Коэффициент не учитывает сумму товарно-материальных запасов в величине оборотных средств, так как этот элемент наименее ликвиден. 

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывает какую часть краткосрочной задолженности, может покрыть организация за счет имеющихся у нее денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.

Еще один коэффициент отражающий прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов (с учетом компенсации осуществленных затрат) – коэффициент покрытия.

Для получения детальной и всесторонней картины, отражающей степень ликвидности предприятия, необходим анализ ее бюджета денежных средств.

Ликвидность и движение потоков  денежных средств тесно взаимосвязаны между собой. Но концепции движения денежных средств и движения активов имеют разное происхождение и применение.  В центре внимания концепции движения активов находится приход и расход, фиксируемые бухгалтерским учетом, смысл которого состоит в фиксации расходов и поступлений за определенные периоды. Финансовых менеджеров больше интересуют текущие и будущие потоки денежных средств, поскольку им нужно знать, чем они располагают (смогут располагать) для осуществления деятельности.

Для планирования денежных потоков необходимо производить:

- учет движения денежных средств;

- анализ  потоков денежных средств;

- составление  бюджетов денежных средств.

Основная задача анализа  денежных потоков заключается в  выявлении причин недостатка (избытка) денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования.

Для определения потоков  денежных средств используются прямой и косвенный методы.

Прямой метод основан  на анализе движения денежных средств  по счетам предприятия.

 Этот метод:

- позволяет показать  основные источники притока и  направления оттока денежных средств;

- дает возможность  делать оперативные выводы относительно  достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;

- устанавливает взаимосвязь между   реализацией и выручкой за  отчетный период.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах.

Метод позволяет:

- показать взаимосвязь  между разными видами деятельности  предприятия;

- устанавливает взаимосвязь  между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.

Основная деятельность порождает поступление использование  денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций.

Поскольку основная деятельность компании - главный источник прибыли, она должна быть и основным источником денежных средств.

 

Схема поступления и  выбытия  денежных средств от основной деятельности показана на рис 2.

 

Поступления и выбытия денежных средств от основной деятельности


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

 

Инвестиционная деятельность включает в себя поступление и  использование денежных средств, связанных с приобретением, продажей долгосрочных активов и доходами от инвестиций.

Поскольку при благополучном ведении дел компания стремится к расширению основной деятельности, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.

Схема поступления, и  выбытия от инвестиционной деятельности показана на рис. 3.

 

Поступления и выбытия средств от инвестиционной деятельности


 

 

 

 

 

 

Рис.3

 

Финансовая деятельность включает поступление денежных средств  в результате получения кредитов или эмиссий акций, а также  оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов.

Финансовая  деятельность призвана увеличивать  денежные средства в распоряжении компании для финансового обеспечения  основной и инвестиционной деятельности.

Схема поступления, и выбытия от финансовой деятельности показана на рис. 4.

Концепция денежного кругооборота также важна для целей краткосрочного  финансового планирования. Рассмотрим  ее основные элементы.

Период обращения товарно-материальных запасов – средняя продолжительность времени, необходимая для их реализации.

 

   (1)

Поступления и выбытия денежных средств от финансовой деятельности

 


 


 



 

 

Рис. 4.

 

 

Период обращения дебиторской  задолженности – среднее количество дней, необходимое для превращения  дебиторской задолженности в  денежные средства.

 

              = ,              (2)

 

Период обращения кредиторской задолженности – средний промежуток времени между покупкой товаров и начислениями по оплате труда и соответствующими платежами (формула аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что в числителе значение кредиторской задолженности).

Еще одна концепция, которую целесообразно  рассмотреть в качестве отправной  точки для осуществления краткосрочного финансового планирования – моделирование достижения роста. Проблема в том, чтобы определить, какой уровень роста продаж согласуется с реальным положением компании и финансового рынка. В этом отношении моделирование роста является могучим средством планирования и широко применяется в западной практике. Моделирование уровня достижимого роста (SGR) – это максимально достижимый рост объема продаж  в процентах, за определенный период, основанный на запланированных коэффициентах  издержек хозяйственной деятельности, коэффициенте  задолженности и сумме дивидендов к выплате.

При наших посылках целесообразно рассматривать не модель устойчиво роста, а моделирование при изменяющихся предположениях.

В условиях изменяющийся внешней среды  уровень достижимого роста определяется по формуле:

 

SGR=(Eq0 + New Eq – Div)*(1 + D/Eq)*(S/A)*(1/S0)    -  1,                       (4)

         1 – ((Np/S)*(1+D/Eq)*(S/A))

 

где Eq - начальный размер собственного капитала;

      New Eq –объем привлеченного нового собственного капитала;

      Div – абсолютная сумма годовых дивидендов;

      D/Eq – коэффициент определяющий соотношение заемных и собственных

                  средств;

      S/A – отношение объема продаж к общей величине активов;

      S0    –   объем продаж за прошлый период;

     Np/S – коэффициент прибыльности (отношение чистой прибыли

                  к объему продаж).

Моделирование уровня достижимого  роста предоставляет интегрированное средство, помогающее в процессе принятия решений. При постоянном внимании предприятия к оборачиваемости активов и к управлению активами такое моделирование может играть существенную роль.

Необходимо, также рассмотреть  один из ключевых элементов операционного анализа – финансовый рычаг. Так как предприятие может использовать различные модели роста, в том числе предполагающие привлечение заемных средств, то целесообразно оценить правильность принятия этого решения, его риск/16/.

 

ЭФР=(1-ставка налога)*(экон. рентабельность – средняя расчетная) ЗС ,       (5)

              на прибыль        активов                           ставка процента       СС

 

где  ЭФР – эффект финансового рычага;

        ЗС – заемные  средства;

        СС – собственные  средства.

 

Экон. рентабельность=Прибыль до уплаты налогов,                                (6)

                                       Активы предприятия

 

 

Средняя расчетная =сумма, начисленных процентов,                               (7)

Ставка процента       средняя величина кредита

 

Таким образом, по результатам  исследования сущности и направлений  использования финансового планирования можно сделать следующие выводы.

Финансовое состояние предприятий определяется системой показателей, которые могут рассчитываться как при планировании, так и на основе отчетных данных.

Сущность финансового  планирования заключается в определении  плановой системы финансовых показателей предприятия, обеспечивающих его стратегическое развитие.

Финансовый план отражает конечные итоги плановых расчетов по всему кругу показателей, характеризующих поступление различных денежных ресурсов и направление их использования, что является содержанием финансового планирования.

Информация о работе Финансовое бизнес- планирование