Финансовое бизнес- планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение системы финансового бизнес-планирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить сущность и основные методы финансового бизнес-планирования;

Содержание работы

Введение 6
1. Сущность и основные направления использования финансового бизнес
планирования 8
1.1.Сущность финансового бизнес планирования и его функции в управлении
предприятием 8
1.2. Процесс финансового бизнес планирования 9
1.2.1. Перспективное финансовое бизнес планирование 11
1.2.2. Текущее финансовое бизнес планирование 14
1.2.3. Оперативное финансовое планирование 16
1.3. Методы финансового бизнес планирования - содержание, использование 19
1.4. Инструменты финансового бизнес планирования 24
Заключение 77
Список использованной литературы 80

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование на предприятии.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

1.2.2.  Текущее финансовое  бизнес - планирование

Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом  текущего  финансового  разработка трех основных документов:

- плана движения денежных средств;

- плана отчета о прибылях и убытках;

- плана бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предпринимательской предприятия разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

- финансовую стратегию предприятия;

- результаты финансового анализа за предшествующий период;

- планируемые объемы производства  и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

- систему разработанных на предприятии  норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

- действующую систему налогообложения;

- действующую систему норм амортизационных отчислений;

- средние ставки кредитного  и депозитного процентов на  финансовом рынке и т.п.

Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового бизнес планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом, чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация.

1.2.3. Оперативное финансовое  бизнес планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за| формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативное финансовое бизнес планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация учета временной  стыковки денежных поступлений  и предстоящих расходов предприятия;

- формирование информационной  базы о движении денежных потоков  и оттоков;

- ежедневный учет изменений  в информационной базе;

- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности в краткосрочном  кредите в случаях временной  «нестыковки» денежных поступлений  и обязательств и оперативное  приобретение заемных средств;

- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных  средств предприятия;

- анализ финансового рынка с  позиции наиболее надежного и  выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки  и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Информационной базой платежного календаря служат:

- план реализации продукции;

- смета затрат на производство;

- план капитальных вложений;

- выписки по счетам предприятия  и приложения к ним;

- договора;

- внутренние приказы;

- график выплаты заработной  платы;

- счета-фактуры;

- установленные сроки платежей  для финансовых обязательств.

Процесс составления платежного календаря  можно разделить на пять этапов:

Выбор периода планирования. Как  правило, это – квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);

Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);

Оценка денежных расходов, ожидаемых  в плановом периоде;

Определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;

Подведение итогов показывает, будет  ли у предприятия недостаток средств  или излишек.

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

- перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период;

- ускорить по возможности отгрузку  и реализацию продукции;

- принять меры по изысканию  дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций. Некоторые предприятия разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.

Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Исходные данные для составления  кассового плана:

- предполагаемые выплаты по  фонду заработной платы и фонду  потребления в части денежных средств;

- информация о продаже материальных  ресурсов или продукции работникам;

- сведения о командировочных  расходах;

- сведения о прочих поступлениях  и выплатах наличными деньгами.

Кассовый план необходим предприятию  для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предпринимательской предприятия и повысить ее эффективность.

1.3. Методы финансового бизнес планирования - содержание, использование

В последние годы наибольшее распространение на практике получили три метода финансового бизнес планирования:

- метод процента от  реализации;

- расчетно-аналитический  метод;

- бюджетное планирование.

Сущность метода процента от реализации заключается в решении  двуединой задачи:

1) на основе запланированного  роста объема продаж на предстоящий  хозяйственный год, выраженного  в процентах, определить будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж;

2) на основе полученных  финансовых параметров составить  сбалансированные форматы прогнозной информации:

- прогнозного отчета  о прибылях и убытках (плана  доходов и расходов);

- прогнозного баланса;

- прогнозного отчета  о движении денежных средств;

- сметы наличности (календарного  плана).

Решение первой задачи не вызывает особых затруднений и выполняется в следующей последовательности:

1) увеличение всех  связанных активов из отчетного  баланса на процент от продаж;

2) определение объема  нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль планового года равна нераспределенной прибыли на конец отчетного периода плюс чистая прибыль планового года за вычетом прибыли на потребление;

3) определение суммы долга;

4) вычисление дефицита  источников финансирования как  разности между приростом активов  и суммой изменения источников (долга и нераспределенной прибыли).

Главное достоинство  этого метода - простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:

- сомнительное предположение,  что предприятие постоянно работает  на полную мощность, все связанные  ресурсы сбалансированы, а для  роста объема продаж нужны  лишь капитальные вложения;

- при наличии у предприятия  недогруженных активов использование  данного метода вызовет усиление  степени недозагрузки, что может  привести к серьезным искажениям  в конечных параметрах всего  финансового бизнес плана.

Однако при всех перечисленных  недостатках этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятия порой, и  не располагает достаточным количеством данных.

Нормативный цикл потока денежных средств предприятия открывает путь другому методу финансового планирования - расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах.

Расчетно-аналитический  метод финансового планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у  российских специалистов

Алгоритм финансового  планирования данным методом предполагает:

- подбор источников  финансирования в прогнозном матричном балансе с одновременным их отражением в прогнозе денежного потока (в ходе этой операции выявляется необходимая структура и объем источников финансирования, которая в дальнейшем подлежит оптимизации);

- подбор недостающих  источников финансирования и  обоснование их содержания в  ходе формирования третьего раздела  прогноза денежного потока, предназначенного для завершения окончательной балансировки всех параметров финансового плана, (поэтому прогнозный баланс выполняется до завершения прогноза денежного потока). Обратная последовательность в алгоритме планирования нарушает общую логику финансового планирования;

- оценку эффективности  спланированного сценария с помощью  финансовых коэффициентов и оформление сводной аналитической записки.

Расчетно-аналитический  метод финансового бизнес планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения:

а) бизнес-план развития предприятия на ближайшие несколько  лет вперед, построенный по стандартной схеме;

б) бюджет инвестиций на предстоящий год;

в) кредитный план на предстоящий  год (по существу это расчет доступного объема заемного капитала);

г) операционные бюджеты  и сметы;

д) нормативный цикл денежного  оборота предприятия.

С методической точки зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного баланса, его назначение и методология построения опирается на два финансовых постулата:

- ликвидность как фактор  финансового равновесия баланса  предприятия;

- ликвидность как функция  времени и риска.

Исходными посылками  конструирования прогнозного матричного баланса с позиций первого постулата являются:

- критерии банкротства;

- необходимость конструировать  структуру матричного баланса  в расчете на возможную трансформацию данных баланса в формат отчета или прогноза потока денежных средств (практическая реализация этой посылки предполагает учет в матричном балансе корректировок, отражаемых в стандартной схеме потока денежных средств).

В отличие от первого  метода, как видим, этот метод более  требователен к объему, содержанию, структуре  информации, используемой для планирования.

И тем не менее, сама технология финансового бизнес планирования основана на хорошо известном в России методе планирования от достигнутого, успешно используемом на Западе не только по отношению прогнозирования прибыли и убытков, но и прогнозирования изменений в активах и пассивах предприятия.

Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях.

Во-первых, однобокий  подход - во главу угла ставится содержательная часть проблемы – собственно планирование,  вводят в действие, как правило, не всю систему, а какую-то ее часть, (нет четкого осознания разницы между бюджетом как инструментом планирования в узком смысле и бюджетом как инструментом управления;

Во-вторых,  в современных  условиях только бухгалтерия располагает  информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности, но  в том виде, в каком она существует, она не годится  - ни по форме, ни по регламенту. Другими словами, планирование планированием, а отчетность отчетностью. И то и другое – типичная  «вещь в себе». А нужно чтобы и планирование и отчетность были элементами единого контура бюджетного управления.  Только тогда, собственно бюджетное планирование становится планированием, а бюджет финансовым образом будущего.

Информация о работе Финансовое бизнес- планирование