Финансирование инвестиционных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и выявить наиболее эффективный метод финансирования инвестиционных проектов, так как от того на сколько будут эффективно распределены финансовые ресурсы, будет зависеть успешность проекта.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть какие бываю методы финансирования инвестиционных проектов и определить их содержание и роль.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Понятие и классификация инвестиционных проектов……………….5
Глава 2. Содержание и роль проектного финансирования…………………...11
Глава 3. Методы финансирования инвестиционных проектов……………….17
3.1. Классификация методов финансирования инвестиционных проектов………………………………………………………………………….17
3.2. Традиционное и венчурное финансирование………………………17
3.3. Облигационные займы……………………………………………….21
3.4. Лизинг…………………………………………………………………25
3.5. Бюджетное финансирование………………………………………...27
Глава 4. Международный опыт проектного финансирования и его применение в Кыргызстане……………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая по фин упр кор.docx

— 84.88 Кб (Скачать файл)

Заметим, что правило традиционного  финансирования "СК > ЗК" (СК - собственный  капитал, ЗК - заемный капитал) направлено в первую очередь на разделение риска  между собственниками и кредиторами. Вкладывая собственный капитал, предприниматель демонстрирует  свою уверенность в успехе реализации проекта, что документально подтверждают расчеты экономической эффективности  инвестиций в бизнес-плане.

Термин «венчурное финансирование»  происходит от английского слова «venture» — «рискованное начинание», хотя объектом так называемого «венчурного финансирования» могут являться как действительно «начинания» в виде едва родившихся на свет бизнес-идей, так и стабильно растущие, давно присутствующие на рынке и уже давно реализовавшие свои бизнес-идеи компании.

Кратко процесс венчурного финансирования можно описать следующим  образом: венчурный фонд (ВФ) выкупает часть акционерного капитала компании-объекта  инвестирования. При этом юридическое  лицо – управляющая компания фонда  – пользуется финансовыми средствами одного либо нескольких инвесторов. Используя  эти средства, компания-объект развивается, увеличивая при этом свою стоимость. Через некоторое время управляющая  компания осуществляет обратный процесс  обмена приобретенных ей акций на денежные средства, фиксируя свою прибыль от данной инвестиционной сделки.

Такая схема, впервые возникшая  в США в 50-60 годы ХХ века, предоставила революционную по тем временам возможность  получения средств на свое развитие тем предпринимателям, для которых  иные пути финансирования были просто недоступны. В качестве хрестоматийных примеров освоения венчурного финансирования компаниями, находившимися на начальном  этапе развития, часто приводят таких  гигантов, как Microsoft, Intel, Apple или Sun.

С точки зрения венчурного инвестора, в истории компании-объекта  инвестирования можно выделить несколько  стадий:

  1. Бизнес-идея – маркетинг идеи, предложение «пилотных» образцов товара или услуги.
  2. Создание бизнеса – переход к полноценному функционированию бизнеса.
  3. Стадия роста – освоение новых производственных мощностей, рост численности персонала.
  4. Расширение – завоевание доли рынка, стабилизация прибыли.
  5. Стадия ликвидности – возникновение у бизнеса реальной рыночной стоимости.

Венчурное финансирование может  быть осуществлено уже на первых трех стадиях развития, тогда, как традиционное долговое финансирование, в лучшем случае – на трех последних.

Венчурное финансирование в  противовес традиционному не связано с жесткими ограничениями доли собственного капитала. Условиями венчурного финансирования являются быстрая окупаемость и высокая доходность - для компенсации высокого риска инвестирования отбирают проекты с ожидаемой годовой нормой доходности порядка 30-40%. Венчурный капитал называют рисковым капиталом, капиталом шансов. Венчурный фонд объединяет свободные средства многих участников и инвестирует их преимущественно как стартовый капитал - для развития на базе инноваций новых компаний, обладающих уникальными чертами и мощным потенциалом роста, с сильной руководящей командой.

Минимизацию риска обеспечивает высокий конкурс заявок, жесткий  отбор немногих высокоэффективных  проектов.

Венчурный капитал помимо функции обеспечения (финансирования) как таковой выполняет также  функцию сопровождения бизнеса - обеспечивает консультационной поддержкой и конфиденциальной информацией, передает опыт гибкого управления, быстрого принятия решений, сервиса. Эти функции  охватывают все фазы жизненного цикла  и оказывают влияние на процесс  изготовления товаров и на результаты деятельности.

В соответствии с разделением  финансирования на традиционное и венчурное среди так называемых заинтересованных лиц (покупающих акции компании) различают стратегических и финансовых инвесторов.

Стратегические инвесторы  стремятся к росту рентабельности своего основного вида деятельности и инвестируют обычно в компании из смежных отраслей, приобретая крупный  пакет акций. Стратегические инвесторы  заинтересованы в полном контроле или, по крайней мере, в контроле основных решений. Как правило, они относятся  к той же сфере бизнеса и  активно участвуют в текущем  управлении компанией. Стратегические инвесторы нацелены на реализацию определенной стратегии - рост продаж, лидерство  на рынке, снижение затрат, высокие  дивиденды и т.д.

Финансовые (венчурные) инвесторы  стремятся к максимизации стоимости  бизнеса и собственного дохода за счет своевременного выхода из проекта. Они приобретают небольшой, обычно блокирующий пакет акций, выбирая  небольшую динамичную компанию, акции  которой пока не котируются на рынке, с целью продажи своего пакета акций через 4-6 лет с высокой  доходностью. Участие их в управлении ограниченно. Оно осуществляется на уровне совета директоров и собрания акционеров и сводится к отслеживанию принятия решений. Кроме приобретения акций существуют также и другие схемы венчурного финансирования, сочетающие акционерный, ссудный и предпринимательский капитал.

Объекты венчурного финансирования - это небольшие инновационные  фирмы с хорошим менеджментом (сложившимся коллективом), высоким  потенциалом роста объемов продаж, отсутствием сильных конкурентов  в данном сегменте рынка. В финансировании с участием венчурных инвесторов выделяют начальную и экспансионную стадии. Эти стадии разделяет момент окупаемости инвестиций - переход от отрицательных финансовых результатов к положительным, из зоны инвестиций в зону дезинвестиций.

3.3. Облигационные  займы.

На практике не только крупные, но и мелкие и средние предприятия  прибегают к различным источникам внешнего инвестирования, в том числе  к банковским кредитам, заимствованию  средств на финансовых рынках, использованию  рисковых капиталов и т.д. Выбор  источников финансирования зависит  от многочисленных факторов, среди  которых – размер предприятия, природа  его рынков, отрасль и сфера  деятельности, технологические особенности, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования  и налогообложения бизнеса, связи  с рынками и др.

Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре  внешних источников финансирования корпораций занимают эмиссии ценных бумаг и, прежде всего, акций и  облигаций. В современных развитых странах облигационная масса  корпораций составляет, как правило, от 10—15 до 60—65% общих объемов эмиссий  ценных корпоративных бумаг, что  свидетельствует о важной роли облигаций  как альтернативного источника  инвестиций.

Прежде всего, облигация  является ценной бумагой, удостоверяющей отношения займа между ее владельцем (кредитором или инвестором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком или  эмитентом). Главное ее достоинство  состоит в том, что она является наиболее действенным и эффективным  инструментом, позволяющим, не перераспределяя  собственность, аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рынок капиталов.

В этом своем качестве облигация  удостоверяет:

  • факт предоставления владельцем ценной бумаги денежных средств эмитенту (корпорации);
  • обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, которую эмитент получил при выпуске данной бумаги (т.е. вернуть сумму основного долга);
  • обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Эмиссия облигаций – удобный  способ мобилизации капитальных  фондов, содержащий ряд привлекательных  черт для корпораций9.

Основными преимуществами облигационного займа как инструмента привлечения  инвестиций с точки зрения предприятия-эмитента являются:

  • возможность мобилизации значительных объемов денежных средств и финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов и программ на экономически выгодных для предприятия условиях без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев облигаций) в управление его текущей финансово-хозяйственной деятельностью;
  • возможность маневрирования при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.) определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемого за счет привлекаемых средств инвестиционного проекта;
  • возможность аккумулирования денежных средств частных инвесторов (населения), привлечения финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок (продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и на более выгодных условиях с учетом реальной экономической обстановки и состояния финансового рынка;
  • обеспечение оптимального сочетания уровня доходности для инвесторов, с одной стороны, и уровня затрат предприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, с другой стороны;
  • оптимизация взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности предприятия-эмитента.

В то же время облигация  – весьма жесткое долговое обязательство: осуществляя эмиссию облигаций, эмитент несет определенные риски, и всегда существует вероятность  того, что облигационный займ не будет успешным, т.е. сам факт эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения на разработанных эмитентом условиях.

В связи с этим, рассматривая финансовые возможности облигаций, следует учитывать противоречивый характер интересов эмитента и инвесторов. Поэтому при организации облигационных  займов, в процессе конструирования  ценных бумаг важно уметь найти  «золотую середину», обеспечить баланс этих интересов на основе комплексного анализа преимуществ и недостатков  данного финансового инструмента.

Исследование зарубежного  опыта позволяет выделить несколько  важнейших особенностей функционирования рынка корпоративных облигаций:

  • корпоративные облигации, как правило, обеспечивают привлечение капитала на длительный период: это долгосрочные займы, размещаемые на рынке ценных бумаг, однако в последние десятилетия наметилась тенденция к сокращению сроков их обращения (с 25—30 лет до 5—10 лет), что связано, с одной стороны, с ускорением внедрения новейших научно-технических разработок, приводящим к быстрому старению основных фондов, широкому использованию механизмов ускоренной амортизации и т.д., а, с другой стороны, со стремлением инвесторов вкладывать свои средства в ценные бумаги с более короткими сроками погашения и уменьшить тем самым инвестиционные риски;
  • портфель выпускаемых корпорациями облигаций неоднороден: различия в выборе характеристик выпускаемых облигаций обусловлены такими факторами, как отраслевая специфика, связи корпораций с рынком ценных бумаг и кредитной системой, деловой престиж, финансовое положение;
  • в процессе обращения корпоративных облигаций на рынке приоритетное внимание уделяется вопросам оценки их качества и надежности: более высокое качество облигации означает более низкий процент выплат по ней и, соответственно, более выгодные для эмитента условия привлечения инвестиций;
  • для корпоративных облигаций характерна большая устойчивость по сравнению с другими ценными бумагами: курс облигаций, как правило, не снижается при ухудшении конъюнктуры, он становится даже более привлекательным для инвесторов по сравнению с акциями и ценными государственными бумагами;
  • значительную часть держателей (владельцев) корпоративных облигаций составляют, как правило, мелкие инвесторы и население: высокая доля индивидуальных участников на рынке ценных бумаг является характерной чертой для стран с развитой рыночной экономикой и отражает современные тенденции к переходу денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, банковские депозиты и т.п.) в форму ценных бумаг и превращению все большей массы капитала в ценные бумаги, доступные самому широкому кругу инвесторов.

Таким образом, облигационные  займы являются перспективным инструментом мобилизации свободных средств  инвесторов в интересах развития предприятия – эмитента и, в конечном итоге, всей экономики в целом.

3.4. Лизинг.

Под лизингом понимают долгосрочную аренду машин и оборудования на сроком от 3 до 20 и более лет, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.

Информация о работе Финансирование инвестиционных проектов