Факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Факторинг (от англ. factor — агент, посредник, маклер) — это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги и права получения по ним.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Экономические выгоды, которые получит поставщик при факторинге…6
3. Недостатки факторинга……………………………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………....14
5. Список используемой литературы………………………………………..15

Файлы: 1 файл

курс.фин.менедж..doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ  ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

КАФЕДРА «Финансы и кредит»

 

 

 

Курсовая работа

по теме «Факторинг»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальность

«Финансы и кредит»

Группа _________

Бушуева С.В.

                                                              Преподаватель

                                                              Нагорных Г.А.

 

 

 

 

 

Ижевск, 2013 г.

 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Экономические выгоды, которые получит поставщик при факторинге…6
  3. Недостатки факторинга……………………………………………………10
  4. Заключение………………………………………………………………....14
  5. Список используемой литературы………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Факторинг (от англ. factor — агент, посредник, маклер) — это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги и права получения по ним.

В факторинговых операциях  участвуют три стороны:

  • факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • предприятие (фирма) — покупатель товара.

Функции и преимущества факторинга

Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций:

  • во-первых, финансирование оборотного капитала;
  • во-вторых, инкассацию задолженности клиента;
  • в-третьих, если это предусмотрено договором, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков.

Такой комплекс функций  делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно  затруднен. Кроме того, факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Первое — он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе только начинающих свою деятельность. Второе преимущество — при факторинге происходит 100%-ное целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна. В-третьих, он позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством этот налог должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.

Факторинговое обслуживание клиентов является многоэтапным процессом, каждая стадия которого имеет свое назначение. В данном процессе целесообразно  выделить три этапа:

  • 1-й этап — предварительная работа;
  • 2-й этап — работа по оформлению документов;
  • 3-й этап — мониторинг факторинговой сделки.

В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:

  • факторинг с финансированием и без финансирования;
  • открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
  • без права регресса и с правом регресса;
  • внутренний и международный и т.д.

Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный  товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать  свои финансовые потоки. Таким образом, факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота капитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные риски и риск ликвидности

При этом покупатель, заключая договор  факторинга, получает возможность вернуть  долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторинговые компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические выгоды, которые получит поставщик при факторинге.

1)  Направленное воздействие на дебиторскую задолженность. Это происходит вследствие: во-первых, передачи дебиторской задолженности фактору; во-вторых, изменения оборачиваемости оборотных активов, запасов, капитала и т.д.; в-третьих, оказания фактором таких услуг, как предоставление продавцу аванса, ведение книги продаж, контроль выполнения покупателем условий договора, предоставления отчетности продавцу и др.

2) Получение дополнительной  прибыли за счет возможности  увеличить объем продаж, получив  от фактора необходимые для  этого оборотные средства.

Рассмотрим образование  дополнительного дохода при использовании факторинга на условном примере:

 Торговая компания  ООО «Оникс» имеет следующие характеристики:

·  Среднемесячный торговый оборот: 5000000 рублей

·  Рентабельность продаж:7%

·  Средняя поставка в адрес одного покупателя: 500 000 рублей

·  Отсрочка платежа по договору поставки: 30 дней

·  Комиссия за факторинговое обслуживание: 1,7% от суммы поставки

·  Лимит финансирования: 85%

Уступка денежного требования:

·  Отгрузка продукции на 500 000 рублей в адрес одного покупателя первого числа месяца

·  Финансирование со стороны Банка-фактора в размере 85% от стоимости поставки: 425 000 рублей

·  Оплата покупателем 31 числа: фактическая отсрочка – 30 дней

·  Комиссия банка-фактора: 1,7%*500 000= 8500 рублей

·  НДС в размере 1530 руб идёт к возмещению

Эффективность использования факторинга. Доход с каждой поставки при рентабельности продаж 7% составит:

·  Без использования факторинга: 500 000 руб*7%=35000 рублей

·  При пользовании факторинговым обслуживанием:

(35000-8500)+425000*7%=56250 рублей.

Итого получаем дополнительный доход в размере 21250 рублей.

3) Факторинг позволяет  ликвидировать кассовые разрывы,  образующиеся вследствие несовпадения  сроков оплаты счетов поставщиков  и поступления денег от покупателей.

4) Возможность не отвлекать финансовые  ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия и сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса.

5) Финансовый агент берет на себя всю работу с дебиторами. В этом случаем можно говорить об экономии на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за: а) контроль за дебиторской задолженностью; б) привлечение финансовых ресурсов.

      6) Финансовый агент берет на себя риски, связанные с отсрочкой платежа.

7) Факторинг защищает  от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.

8) Экономия за счет появления  возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам. Такая возможность появляется за счет того, что клиент Управления факторинга, получая значительную часть от суммы поставки в день поставки, и, теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, может пойти на сокращение срока отсрочки платежа при закупках товаров и потребовать от своих поставщиков лучших ценовых условий на закупаемый товар. Скидка за немедленный платеж (в течение 5—10 дней) составляет во многих странах около 3%. Если, например, предприятие ежегодно покупает товаров на сумму 1 млн. руб., то легко подсчитать, что при немедленных платежах скидка составит 30 тыс. руб.

9) Факторинг имеет  также налоговые преимущества. Организация  вправе учесть затраты на обслуживание  договора факторинга при расчете налога на прибыль. Об этом сообщил Минфин в письме от 6 ноября 2007 года № 03-03-06/1/772. При этом, если комиссионное вознаграждение за факторинговое обслуживание указано в абсолютном выражении, то оно уменьшает базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Таким образом, уменьшается налоговая база по налогу на прибыль и сумма уплачиваемых налогов. Однако если комиссия за административное обслуживание задолженности установлена в процентах, то такие суммы в целях налогообложения приравниваются к расходам по долговым обязательствам. Следовательно, их следует признавать с учетом положений статьи 269 Налогового кодекса. Этот же порядок в полной мере относится и к процентам за предоставление денежных средств. В отношении НДС преимуществом является то, что поставщик получает средства, необходимые для уплаты налога по отгруженным, но ещё не оплаченным товарам (финансирование до 90% от суммы отгрузки). НДС по комиссии фактора полностью принимается к зачёту.

10) Применение факторинга  позволяет увеличить "финансовый  рычаг" и прийти к наиболее  оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов.

Эффект финансового  рычага при использовании факторинга будет положительным, если рентабельность активов будет выше годовой ставки за факторинговое обслуживание. В  противном случае, применение факторинга не целесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Недостатки факторинга.

1.  Плата за факторинговое финансирование на 20—70% выше ставки по кредиту. В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются следующие три основных компонента:

а) Фиксированный сбор за обработку документов (в большинстве  факторинговых компаний мира составляет 10-15 долларов, в России от 10 до 200 рублей)

б) Фиксированный процент  от оборота поставщика. Большая часть  этой части комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг, а именно:

·  контроль за своевременной выплатой финансирования;

·  контроль за своевременной оплатой товаров дебиторами;

·  работа с дебиторами при задержках платежей;

·  учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов.

Кроме того, эта часть  комиссии включает в себя премию за принятые на себя фактором риски:

·  риск несвоевременной оплаты поставок (ликвидный риск);

·  риск неплатежеспособности дебиторов (кредитный риск);

·  риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск);

В большинстве факторинговых  компаний мира эта часть факторинговой  комиссии в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка находится в пределах от 0,5 до 5% от оборота.

в) Стоимость кредитных  ресурсов, необходимых для финансирования поставщика.

Таким образом, эффективная  годовая ставка по факторингу составляет от 16 до 30% годовых. Соответственно, рентабельность предприятия должна быть такой, чтобы полученная прибыль покрывала расходы на обслуживание факторинга. В противном случае, сделка считается нецелесообразной и может привлечь внимание налоговых органов. Однако убыточность одной конкретной сделки не может рассматриваться как безусловное доказательство экономической необоснованности, необходим анализ ситуации в комплексе. Конечной целью факторинговой сделки может быть избежание штрафных санкций со стороны продавца. В этом случае следует сравнивать возможные штрафы и уплаченное банку вознаграждение. Существенным недостатком факторинга является то, что он доступен не всем компаниям.

Информация о работе Факторинг