Дивидендная политика сети Аптек «Золотой доктор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........3
Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора………….....5
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………....5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО……….............10
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику………………...15
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов………………………….....19
Глава 2. Дивидендная политика сети Аптек «Золотой доктор».……..23
2.1 Технико-экономическая характеристика сети..……………..……..23
2.2 Разработка дивидендной политики сети…….……….……..……...26
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций.................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….38
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ (вариант 1)………………………… ……………40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансовому менеджменту Дивидендная политика.docx

— 253.28 Кб (Скачать файл)

 

5. Ограничения в связи с интересами акционеров

Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления — принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынках капитала, товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

 Определенные противоречия  могут возникать и среди акционеров. Так, более богатые акционеры  могут настаивать на реинвестировании  всей прибыли с тем, чтобы избежать  налога; другие интересы могут  иметь относительно небогатые  акционеры.

Наконец дивидендная политика тесно связана с проблемой» разжижения» права собственности. Под ним понимается появление новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а для обеспечения потребности в финансовых источниках коммерческая организация прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов.

6. Ограничения рекламно-информационного  характера

В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры.

Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании [2, c. 662-664].

 

1.4 Расчет и порядок выплаты  дивидендов

 

Размер выплачиваемых дивидендов зависит от:

  • суммы полученной прибыли;
  • размера неотложных расходов организации и возможности направления на дивиденды части полученной прибыли с учетом этих расходов;
  • доли привилегированных акций организации в общем объеме акций и уровня объявленных по ним выплат;
  • размера уставного капитала организации;
  • размера обязательного резервного капитала организации.

Учитывая эти факторы, администрация организации рассчитывает показатели дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям и выносит эти показатели на утверждение общего собрания акционеров.

Например, размер дивидендов по обыкновенным акциям рассчитывается по формуле:

,

где ЧП.Д – чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

ЧП – чистая прибыль организации;

ДЧ.П – доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов;

КП.А – номинальная стоимость всех привилегированных акций;

ДП – уровень дивидендов по привилегированным акциям (в % к номиналу).

Уровень дивидендов по обыкновенным акциям можно рассчитать по формуле:

,

где ДО – уровень дивидендов по обыкновенным акциям;

КА – номинальная стоимость всех акций в обращении.

Порядок выплаты дивидендов определяется рядом дат:

1. Дата  объявления дивиденда. Это дата, когда совет директоров акционерной  компании официально объявляет  о выплате дивидендов, их размере, датах переписи, регистрации акционеров, имеющих право на получение  дивидендов. Многие компании публикуют  эту информацию в финансовой  прессе.

Акционерная организация не имеет права принимать решение об объявлении выплаты дивидендов в случае, если:

  • не полностью оплачен уставный капитал организации;
  • не выкуплены собственные акции, по которым у их владельцев возникло право требовать их выкупа;
  • на момент выплаты дивидендов у организации имеются признаки банкротства или эти признаки могут появиться в результате выплаты дивидендов;
  • стоимость чистых активов организации меньше суммарной величины ее уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидной стоимости размещенных привилегированный акций либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивидендов.

2. Дата  регистрации владельцев акций. Необходимость  в такой регистрации определяется  тем, что состав акционеров постоянно  меняется ввиду обращения акций  на рынке ценных бумаг. Дата  регистрации обычно начинается  за 2 – 4 недели до начала выплаты  дивидендов. Начиная с нее, акционер  имеет право на получение дивидендов.

3. Дата, когда акция теряет право на  дивиденд, т.е. дата, освобождающая акцию  от права на получение дивиденда. Право акции на получение дивидендов  сохраняется за акцией на срок  не позднее, чем за четыре дня  до даты регистрации владельцев  акций.

4. Дата  платежа – дата, когда организация  выдает чеки, на основании которых  выплачиваются дивиденды.

Согласно российскому законодательству акционерное общество вправе объявлять о выплате дивидендов ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Решение о выплате промежуточных дивидендов, их размере и форме выплаты по различным типам акций принимается советом директоров; аналогичное решение по годовым дивидендам принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Величина годовых дивидендов не может быть больше рекомендованной советом директоров и меньше величины промежуточных дивидендов. Отсюда, кстати, следует, что совет директоров играет решающую роль в определении факта выплаты дивидендов: если промежуточные дивиденды не выплачивались, и совет директоров не рекомендовал объявление годовых дивидендов, то общее собрание акционеров не сможет повлиять на это решение. В случае невыплаты или неполной выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций они получают право голоса на всех последующих собраниях акционеров до момента первой выплаты дивидендов в полном объеме. То же самое имеет место и в том случае, если на собрании обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы владельцев привилегированных акций в части дивидендной политики.

В большинстве стран, в том числе и в России, размер дивиденда объявляется без учета налогов. Дивиденд устанавливается в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. Дивиденды могут выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами) [2, c. 666].

Дивиденд в форме акций – это способ дополнительный пакет акций, распределяемый среди акционеров. Этот способ выплаты дивидендов применяется в нескольких случаях:

  1. акционерная организация находится в неустойчивом финансовом состоянии и испытывает затруднения с денежной наличностью. Чтобы не вызывать недовольства акционеров, организация предлагает им в счет денежных выплат дополнительное количество акций;
  2. акционерная организация успешно развивается. Для сохранения прибыли в качестве инвестиционного ресурса она предлагает акционерам дополнительный пакет акций;
  3. акционерная организация, увеличив количество акций, хочет снизить их рыночную стоимость и тем самым ускорить их реализацию на фондовом рынке [5, c. 161].

 

Глава 2. Дивидендная политика на примере сети аптек «Доктор Столетов»

 

2.1 Технико-экономическая характеристика  сети

 

Компания ЗАО "Эркафарм" работает на рынке фармацевтического ритейла с 1994 года в составе Группы "УНИКОР", координирующей деятельность ряда финансово-кредитных и промышленных предприятий.

В 2002 году Советом директоров компании было принято решение об объединении сети аптек "Эркафарма" под единой торговой маркой "Доктор Столетов".

В настоящее время сеть аптек "Доктор Столетов" присутствует в 17 регионах России, включая Москву и Московскую область, Ростовскую, Волгоградскую, Белгородскую, Оренбургскую, Курскую, Саратовскую, Орловскую области, Тулу, Краснодарский край, Ставропольский край, Республику Адыгея, Татарстан, Липецк, Новосибирск, Магнитогорск и насчитывает более 472 торговых точек. Вместе с тем, динамика развития и планируемые объемы финансирования компании позволяют прогнозировать их поступательный рост.

Концепцию и идеологию новой торговой марки определило вхождение в сеть московской аптеки № 65 на Маросейке, существующей с 1901 года. Основателем аптеки был земский врач и провизор доктор Брунс. Будучи по-настоящему семейным врачом, он оказывал широкий круг медицинских услуг: проводил осмотры, лечил, назначал лекарства, и сам же их изготавливал.

Ориентированная на широкий круг покупателей с разным уровнем достатка, сеть аптек "Доктор Столетов" наследует лучшие традиции российского аптечного и врачебного дела, органично сочетая их с новейшими достижениями в области красоты и здоровья.

Основным видом деятельности сети аптек «Доктор Столетов» является аптечная розница, а именно: продажа медикаментов и парафармации (шампуней, специальной косметики).

В аптеках сети "Доктор Столетов" представлено более 15 000 наименований лекарственных средств, предметов ухода и гигиены от ведущих российских и зарубежных производителей.

Специальные проекты компании, направленные на различные слои населения, способствуют позиционированию сети как "аптека для всей семьи".

Сеть аптек "Доктор Столетов" принимает активное участие в районных, городских и региональных социальных проектах по поддержке малозащищенных слоев населения, активно сотрудничает с органами социальной защиты по вопросам оказания помощи детям и молодым мамам, пенсионерам и ветеранам ВОВ.

Основные направления социальной деятельности компании:

  • В рамках программы поддержки материнства и детства предоставление мамам с детьми до трех лет пятипроцентной скидки на лекарственные препараты во всех аптеках сети "Доктор Столетов".
  • Осуществление социальной поддержки пенсионеров - предоставление по социальной карте или пенсионному удостоверению специальной скидки в размере пяти процентов в сети аптек "Доктор Столетов" Москвы и других городов и регионов России.

Все аптеки "Доктор Столетов" объединены современной системой управления бизнес-процессами и товарно-материальными запасами.

Наличие собственного учебного центра позволяет на постоянной основе реализовывать программы повышения квалификации сотрудников. Сеть аптек активно сотрудничает с органами исполнительной власти различных уровней в области реализации совместных программ, направленных на обеспечение населения качественными лекарственными средствами, сопутствующими товарами и услугами.

Целесообразно представить организационную структуру управления предприятием в следующей схеме:

 

 

Приоритетной задачей компании является дальнейшее развитие в регионах, где уже представлены аптеки сети "Доктор Столетов", а также выход в новые регионы, что обусловлено растущими потребностями жителей в приобретении гарантированно качественных лекарственных средств и получении дополнительных услуг в рамках аптечного предприятия.

По итогам 2007 года число регионов присутствия сети увеличилось с 10 до 16, а общее количество аптек выросло с 247 до 434. Выручка увеличилась более чем на 110% с 74 до 157 миллионов долларов. Доля рынка за 9 месяцев 2007 года увеличилась с 0,67% до 1,2%. В комплексном рейтинге аптечных сетей компания переместилась с 12 на 5 место (По данным ЦМИ «Фармэксперт» за 9 месяцев 2007 г.).

 

2.2 Разработка дивидендной  политики сети

 

Часть нарабатываемой компанией «Доктор Столетов» чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд.

Так, к примеру, в 2007 году, если прибыль после уплаты налога равна 100 мил. дол, а сумма дивидендов — 23 мил. дол, то НР равна 23 % или 0,23.

Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же компания решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой РПС распределения и процентом увеличения собственных средств, т. е. внутренними темпами роста (ВТР).

Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной политики компании на примере только г. Москвы в сочетании с финансовым прогнозированием на основе следующей структуры аналитического баланса:

Информация о работе Дивидендная политика сети Аптек «Золотой доктор»