Дивидендная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика акционерных обществ весьма сложна в силу сложности структуры собственности и финансовой системы. Существует несколько путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов акционерных обществ:

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики 5
1.1 Сущность и теория дивидендной политики 5
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику. Нормативное регулирование 15
1.3 Методические подходы к разработке дивидендной политики 19
Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «Сбербанк России» 20
2.1 Дивидендная политика ОАО «Сбербанк России» 20
2.2 Структура акционерного капитала ОАО «Сбербанк России» 22
2.2 История дивидендных выплат ОАО «Сбербанк России» 26
Глава 3. Рекомендации по оптимизации дивидендной политики ОАО «Сбербанк России» 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовик Дивидендная политика Сбербанка.docx

— 625.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                              3

Глава 1. Теоретические аспекты дивидендной политики                                              5

    1. Сущность и теория дивидендной политики                                                   5
    2. Факторы, определяющие дивидендную политику. Нормативное регулирование                                                                                                 15
    3. Методические подходы к разработке дивидендной политики                19

 

Глава 2. Анализ дивидендной  политики ОАО «Сбербанк России»                            20

           2.1 Дивидендная политика ОАО «Сбербанк России»                                        20

           2.2 Структура акционерного капитала  ОАО «Сбербанк России»                     22

           2.2 История дивидендных выплат  ОАО «Сбербанк России»                            26

 

Глава 3. Рекомендации по оптимизации  дивидендной политики ОАО «Сбербанк  России»                                                                                                                               27

Заключение                                                                                                                         30

Список использованной литературы                                                                               31  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая политика акционерных  обществ весьма сложна в силу сложности  структуры собственности и финансовой системы. Существует несколько путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов акционерных обществ:

Первая связана с проведением  обоснованной амортизационной политики. Подразумевает под собой аргументированный  выбор метода начисления амортизационных  отчислений, а также их целевое  использование;

Вторая группа связана  с повышением обоснованности использования  средств резервных фондов и бюджетных  ассигнований;

Третья группа включает в  себя обеспечение и реализацию эффективной  политики реинвестирования прибыли  в развитие предприятия;

И, наконец, четвертая группа связана с реализацией обоснованной дивидендной политики.

Дивидендная политика имеет  важное значение для любого акционерного общества вследствие ее влияния на структуру капитала и финансирование компании. Еще большее значение она имеет для открытых акционерных обществ по причине информационной ценности.

Цель данной курсовой работы – формирование навыков самостоятельной работы  автора, посредством раскрытия содержания дивидендной политики и разработки предложений по ее совершенствованию на примере конкретного экономического субъекта.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы дивидендной политики;

- определить роль и место дивидендной политики в деятельности ОАО «Сбербанк России»;

- проанализировать результаты финансовой деятельности ОАО «Сбербанк России»;

- выявить проблемы организации дивидендной политики ОАО «Сбербанк России» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Теоретическую и методологическую основу данной курсовой работы составила бухгалтерская и статистическая отчетность ОАО "Сбербанк России", специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, федеральные нормативно-правовые акты, публикации периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  дивидендной политики

 

    1. Сущность и теория дивидендной политики

 

Дивиденд - (от лат. dividendum - то, что надлежит разделить) - часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, выплачиваемая акционерам деньгами, акциями, имуществом и другими ценными бумагами; по обыкновенным акциям (с правом голоса) размер дивиденда зависит от величины прибыли и решения собрания акционеров; по привилегированным акциям (без права голоса) размер дивиденда имеет фиксированный размер.1

В соответствии со статьей 42 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.2 Чистая прибыль - разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет этой прибыли.

Источник выплаты дивидендов - чистая прибыль общества за истекший год, по привилегированным акциям дивиденды  могут выплачиваться за счет специально созданных для этого фондов (последние  используются для выплаты дивидендов в случае недостаточности прибыли  или убыточности общества). Поэтому  теоретически коммерческая организация  может выплатить общую сумму  текущих дивидендов в размере, превышающем  прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения  чистой прибыли текущего периода. Поскольку  законом не предусматривается использование  нераспределенной прибыли прошлых  лет для выплаты дивидендов, существенно  повышается ответственность совета директоров и акционеров в отношении  направлений распределения чистой прибыли отчетного года, т.е. нельзя год спустя часть ранее реинвестированной прибыли пустить на выплату дивидендов. Это ограничение в определенной степени нарушает права собственников в отношении возможности использования собственных средств.

Сущность дивидендной  политики опирается на формирование чистой прибыли организации. Чистая прибыль организации используется самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Чистая прибыль, в первую очередь, гарантирует выплату доходов (дивидендов) акционерам организации. Кроме того, рыночные условия хозяйствования также определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных потребностей трудовых коллективов.

В соответствии с этим по мере поступления нераспределенная прибыль организаций направляется:

- на выплату доходов акционерам;

- на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники;

- на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции;

- техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Нераспределенная прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение собственных средств, а также на уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

Наряду с финансированием  производственного развития, нераспределенная прибыль направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности  за счет нераспределенной прибыли, организация  должна стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы  учитывать условия рыночной конъюнктуры  и вместе с тем стимулировать  и поощрять результаты труда работников организации.

Нераспределенная прибыль  служит не только источником финансирования производственного и социального  развития, а также материального  поощрения, но и используется в условиях нарушения организацией действующего законодательства для уплаты различных  штрафов и санкций.

В условиях рыночных отношений  возникает необходимость также  резервировать средства в связи  с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей  доходов от предпринимательской  деятельности. Поэтому при использовании  нераспределенной прибыли организация  вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.

Итак, наличие нераспределенной прибыли, создающей стимулирующие  условия хозяйственного развития организации, является важнейшим фактором дальнейшего  укрепления и расширения предпринимательской  деятельности.

Эффективное управление собственным  капиталом организации предполагает разработку дивидендной политики.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между  текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость организации и обеспечивающим стратегическое ее развитие.

Исходя из этой цели, понятие  дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей  политики управления прибылью, заключающуюся  в оптимизации пропорций между  потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости организации.

Формированию оптимальной  дивидендной политики посвящены  различные теоретические исследования. Наиболее распространенной теорией является теория начисления дивидендов по остаточному принципу (Теория независимости цены капитала от дивидендной политики. Ее последователи полагают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного дохода акционеров. Поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как изучены все возможности реинвестирования (капитализации) прибыли. Следовательно, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет чистой прибыли все инвестиционные проекты. Если всю сумму прибыли целесообразно направить для реинвестирования, то дивиденды не выплачиваются. Напротив, если у корпорации нет эффективных инвестиционных проектов, то чистую прибыль в полном объеме можно направить на выплату дивидендов.

Основные теоретические  разработки в рамках данной теории были выполнены в 1961 году Франко Модильяни  и Мертоном Миллером. Они выдвинули  идею о наличии так называемого  «эффекта клиентуры», согласно которой  акционеры в большей степени  предпочитают стабильность дивидендной  политики, чем получение каких-либо нерегулярных значительных доходов. Кроме  того, Модильяни и Миллер считали, что дисконтированная стоимость  обыкновенных акций после возмещения за счет чистой прибыли всех осуществленных капиталовложений плюс полученные по остаточному принципу дивиденды  примерно равны издержкам, которые  необходимо понести для изыскания  дополнительных источников финансирования корпорации. Тем не менее, эти ученые все же признают определенное влияние  дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом информация о дивидендах, в частности, об их увеличении, провоцирует акционеров на повышении цены акций.

Другая теория, «Теория предпочтительности дивидендов» была разработана М.Гордоном и Д.Линтнером. Ее авторы утверждают, что дивидендная политика непосредственно влияет на совокупное богатство акционеров. Основной аргумент проводимый основоположником теории М.Гордоном, состоит в том, что инвесторы (исходя из принципа минимизации риска) всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущих доходам от прироста курсовой стоимости акций. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли. Кроме того, текущие дивидендные выплаты понижают уровень неопределенности инвесторов относительности выгодности инвестирования в акции данной корпорации, тем самым их устраивает меньшая норма дохода на вложенный капитал, что приводит к росту рыночной стоимости акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, то неопределенность возрастает, повышается необходимая акционерам норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.

Таким образом, основной вывод  из рассуждений Гордона и Линтнера таков: в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение: увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости корпорации, т.е. увеличению благосостояния ее акционеров

«Теория минимизации дивидендов» (или «теория налоговых предпочтений»),

разработанная Н.Литценбергером и К.Рамасвами заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

«Сигнальная теория дивидендов» рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов "подает сигнал" рынку о том, что корпорация находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и "передает сигналы" большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено.

Информация о работе Дивидендная политика