Диагностика предприятия на признаки банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В современной практике большинство дел о банкротстве возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых инспекций.
С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности. Преодоление такого состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки специальных методов финансового управления предприятием.
Однако, если предприятие не в состоянии платить по своим обязательствам, так или иначе оно становится банкротом. Банкротство является негативным фактором в развитии экономики. Процедуры конкурсного производства (ликвидация несостоятельного должника) являются эффективным инструментом оздоровления экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая финмен.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

        Введение этой процедуры необходимо прежде всего для кредиторов, для защиты их прав. При введении внешнего наблюдения любые требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в пределах процедуры внешнего наблюдения, предусмотренной Законом «О банкротстве», что означает мораторий на банкротство со стороны других кредиторов. Должностным лицам должника запрещается отчуждение принадлежащих им акций, долей в имуществе должника. Уполномоченным органом назначается администратор внешнего наблюдения: это физическое лицо – индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства, выдаваемую уполномоченным органом. В целях обеспечения интересов кредиторов при внешнем наблюдении создается комитет кредиторов, который координирует и контролирует все действия администратора внешнего наблюдения.

       Сегодня рыночная экономика диктует свои правила. В условиях кризиса неэффективные производства как суровое правило ужесточенного рынка оказываются за бортом. Кризис вычищает рынок, слабые и недобросовестные его покидают. С каждым годом предъявляются повышенные требования к развитию института банкротства. При его наличии и при грамотном управлении им у государства появляется возможность освободиться от долгового балласта, восстановить платежеспособность предприятий, на базе ликвидированных создать новые предприятия и рабочие места. К сожалению, наряду с этими, безусловно, позитивными сторонами имеются и негативные. В частности, если раньше доля банкротов, не имевших имущества, была невелика, то сегодня она (доля) возросла. Связано это с тем, что предприниматели научились выводить имущество из юрисдикции хозяйствующего субъекта, когда становится ясно, что предприятию грозит банкротство. Данное явление называется преднамеренным или ложным банкротства. Таким образом, должностные лица хозяйствующего субъекта, имея возможность расплатиться по обязательствам, своими действиями намеренно наносят ущерб предприятию, доводя его до банкротства, либо скрывают активы, заявляя, что не в состоянии расплатиться по обязательствам, и обращаются с заявлением объявить их банкротами. Как правило, предприятие-должник приходит к банкротству без имущества, то есть «пустым». Из-за так называемых «пустышек» страдают интересы кредиторов и государства. Чтобы поставить заслон подобного рода недобросовестным предпринимателям и не допустить незаконного вывода имущества должника в Республике Казахстан введена процедура внешнего наблюдения.

        Наличие существенных недостатков в действующем законодательстве о

 банкротстве, некоторые противоречия в механизме проведения процедур банкротства требуют незамедлительного пересмотра нормативного акта. 2012 год рассматривается как 1-й этап реформирования системы банкротства. Он заключается в срочном внесении изменений и дополнений Закон о банкротстве. Постепенно функции Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов будут переданы саморегулирующимся общественным организациям (конкурсным управляющим), процедуры банкротства должны достичь конечной цели –оздоровления экономики страны. Так, на сегодняшний день задача по преодолению кризиса и достижению последующего экономического роста Казахстана признана как стратегическая цель в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» от 06 марта 2009 года. Необходимо и на этом направлении определить цели и на их основе выработать предложения по совершенствованию действующего института банкротства.

       Для начала необходимо внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о банкротстве (совершенствование действующего института банкротства), вызванное кризисом, который разразился сейчас в экономической сфере, а столь быстрое их принятие должно стать в своем роде рычагом антикризисного реагирования.

       Вместе с тем остановимся на наиболее значимых предложениях о внесений изменений и дополнений в действующий закон о банкротстве: 

- целесообразно  было бы в законе предусмотреть  создание Единого  республиканского  реестра организаций,  подлежащих  финансовому  оздоровлению. Это должен быть документ, дополняющий выстраиваемую в Казахстане структуру системного государственного контроля за хозяйственной деятельностью в целом.

  - создать  единый информационный ресурс неплатежеспособных организаций.

      Улучшить прозрачность в сфере финансового оздоровления предприятий, но и помочь организациям избежать мошенничества со стороны желающих обогатиться при проведении процедуры банкротства.

  - создать государственную систему мониторинга финансового состояния организаций. Это позволит объединить результаты работы многих государственных структур. Свое место в ней должны занять Комитет по работе с несостоятельными должниками, Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и, безусловно, органы финансового контроля. Контрольно-счетные органы вполне могли бы в рамках аудита эффективности

взять на себя функции экспертной деятельности по подготовке заключений о преднамеренном или ложном банкротстве, участвовать совместно с другими государственными органами в осуществлении надлежащего контроля за оценкой активов при формировании конкурсной массы.

   - изменить порядок инициирования процедуры банкротства кредитором. Право кредитора инициировать дело о банкротстве должника возникает только после вступления в законную силу решения суда, экономического суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

   - ввести новую процедуру – погашение задолженности по обязательным  платежам третьими лицами. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе процедур банкротства будет новой возможностью, которая позволит изменить распределение интересов в деле о банкротстве. Дело в том, что у налогового органа, занимающего место кредитора по обязательным платежам, задача всегда одна – взыскание в бюджет обязательных платежей в максимальном размере.

   - срок конкурсного производства сократить с 9 месяцев до 6 месяцев. Так, длительность данной процедуры приводит к необоснованному расходованию денежных средств из конкурсной массы на ее проведение (включая вознаграждение конкурсного управляющего), в результате чего требования кредиторов не удовлетворяются.

   - внести изменение в систему государственных органов, обладающих  полномочиями по контролю и регулированию в сфере банкротства. Наделить уполномоченный орган полномочиями по нормативно-правовому регулированию контроля за управляющими и их объединениями, разработкой республиканских стандартов в сфере банкротства, утверждением официального издания для опубликования сведений о банкротстве, а также полномочием предусматривать в отношении отдельных категорий должников иной порядок оплаты услуг лиц, привлеченных управляющим.

- изменить порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства. Данные изменения направить в первую очередь на ограничение

необоснованных  действий со стороны конкурсного управляющего в ходе продажи имущества должника. Как и ранее, продажа имущества будет производиться на основании предложения конкурсного управляющего о порядке продажи имущества, которое подлежит утверждению Комитетом кредиторов. При этом в случае несогласия Комитета кредиторов с данным предложением на процедуру дальнейшего согласования впустую тратится несколько месяцев. Принятие поправок позволит избежать длительной процедуры. Предусмотреть, что в случае несогласия кредиторов с предложением конкурсного управляющего о продаже имущества суд может сам одобрить данное предложение. В случае, если торги были признаны несостоявшимися, предусмотреть возможность заключения договора с единственным участником торгов либо проведения повторных торгов; в случае не реализации имущества на повторных торгах данное имущество подлежит продаже посредством публичного предложения с последовательным снижением начальной цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Проведенное исследование в соответствии с поставленными целевыми задачами позволило нам сделать ряд теоретических и практических выводов. Неотъемлемым элементом рыночной системы экономических отношений является банкротство. Конкуренция выявляет и продвигает на рынке наиболее

состоятельных субъектов и очищает от тех, кто не соответствует его жестким требованиям. Дифференциация субъектов рынка усиливается в условиях экономических кризисов и неопределенности. Предприятия, не способные выдерживать конкуренцию, превращаются в балласт национальной экономики, втягивая в орбиту неплатежеспособности своих экономических партнеров. Для очищения экономической среды в рыночной системе применяется институт банкротства.

          Банкротство – категория институциональной экономики, отражающая экономико-правовые, организационные и социально-этические отношения по поводу неисполнения предприятиями своих обязательств перед государством, кредиторами, партнерами и обществом в целом. Это исходное определение банкротства дано автором на основе изучения трудов зарубежных и отечественных исследователей, а также на основе собственных наблюдений и системного анализа поведения отечественных предприятий. Институт банкротства служит определенным (принудительным) стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

           Банкротство (несостоятельность), будучи по содержанию экономическим

явлением, отражая  определенное (кризисное) экономическое состояние данного хозяйствующего субъекта, в то же время становится правовым явлением по способу разрешения последствий экономической несостоятельности данного хозяйствующего субъекта как за рубежом, так и в Казахстане. Тесное переплетение экономических, правовых и других системных отношений усложняет сам процесс банкротства, соответственно и процесс исследования этого института. Освещение проблемы банкротства в научной зарубежной и отечественной литературе и ее теоретическая база имеют противоречивый характер, поскольку банкротство как экономическое явление часто растворяется в юридической характеристике, которая рассматривается как приоритетная при принятии решения о банкротстве без прогнозной оценки социально-экономических последствий.

       Следствием отсутствия экономической теории банкротства в научных изданиях в развитых странах и в нашей стране по теме банкротства преобладает юридическая литература, посвященная юридическим аспектам банкротства: законодательной базе процесса банкротства, его правовым и процессуальным нормам, комментариям к законам о банкротстве, в то время как правовые теоретические и практические аспекты явления банкротства должны опираться на экономическую теорию банкротства. В самой экономической науке тема банкротства разбита на части и не является самостоятельной. В настоящее время тема банкротства в зарубежной и казахстанской экономической науке и в экономической литературе занимает промежуточное, междисциплинарное положение. До настоящего времени в отечественной науке и практике не выработан устойчивый понятийный аппарат в отношении явления банкротства, которое часто отождествляют с несостоятельностью или неплатежеспособностью, а иногда даже и убыточностью. В законодательстве Казахстана понятия коммерческой несостоятельности и банкротства используются как синонимы, обозначающие признанную судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Все это делает проблему теоретического осмысления категории «банкротство» весьма актуальной. Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в защите социально-экономических процессов от последствий неэффективной или недобросовестной деятельности их участников и невыполнения взятых на себя обязательств. Задачей института также является помощь в ликвидации несостоятельных предприятий на добровольной или принудительной основе, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо реабилитация, либо внешнее наблюдение не обеспечили необходимый уровень платежеспособности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. О Концепции перехода Республики Казахстан  к устойчивому развитию на 2007-2024 годы: утв. Указом Президента Республики Казахстан №216. 14 ноября 2006 г.
  2. Абдрахманова Г.Т. Диагностика банкротства и оценка стоимости бизнеса // Вестник университета Туран. – Алматы, 2010. – № 4. – С. 48.
  3. Банкротства и разорения мирового масштаба: история крахов крупнейших корпораций и целых государств / сост. Башкирова В., Соловьев. – Алматы; М.: ИД «Коммерсантъ»; Эксмо, 2009. – С. 17.
  4. Балдин К.В., Белугина В.В., Галдицкая С.Н., Передеряев И.И. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2007. – С. 223-243.
  5. Закон Республики Казахстан «О банкротстве» № 67-I: принят 21 января 1997 года (с изменениями и дополнениями от 2011 г.).
  6. Косжанова Ж.Ж. Понятие несостоятельности, банкротства и конкурсного производства (мировой опыт и практика применения) // Информационный бюллетень МФ РК. – 2007. – № 6. – С. 19-21.

      7) Мамаев С.Е. Банкротство промышленных предприятий в условиях рыночной экономики: теория, оценка и меры предупреждения: дис. … канд. экон. наук. – Алматы, 2003. – С. 13 -17.

     8) Мухамбетов Т.И., Нукушев А.Г. Банкротство и антикризисное управление предприятием: учеб. пособие. – Алматы, 2000. – С. 6-7.

      9) Булдубаева А. Банкротство // Юридическое издание для деловых людей «Предприниматель и право». – 2008. – № 24. – С. 1-13.

     10) Сарсекеев Д.Н. Характеристика антикризисного управления. Формы и процедуры банкротства // АльПари. – 2005. – № 2. – С. 15-20.

    11) Кунанбаева Д. О факторах несостоятельности промышленных организаций // АльПари. – 2007. – № 1. – С. 40-42.

     12) Шабалин Е.М., Кричевский Н.А., Карп М.В. Как избежать банкротства. – М.: ИНФРА-М., 1996. – 105 с.

     13) Долгий В.И. Экономика экстремальных состояний. – Саратов: Издательский центр СГЭА, 1998. – 455 с.

     14)   www.minfin.kz.

     95) www.nationalbank.kz.

     96) www.government.kz.

      97)  www.stat.kz

 

 


Информация о работе Диагностика предприятия на признаки банкротства