Диагностика предприятия на признаки банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В современной практике большинство дел о банкротстве возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых инспекций.
С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности. Преодоление такого состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки специальных методов финансового управления предприятием.
Однако, если предприятие не в состоянии платить по своим обязательствам, так или иначе оно становится банкротом. Банкротство является негативным фактором в развитии экономики. Процедуры конкурсного производства (ликвидация несостоятельного должника) являются эффективным инструментом оздоровления экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая финмен.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

       Вышерассмотренный метод диагностики  банкротства является нормативным.  Вообще их существует несколько,  но внимания заслуживает интегральная  оценка. Наиболее распространенным  методом в ней является модель  Альтмана. Она представляет собой  пятифакторную модель, факторами  которой являются такие параметры  диагностики риска банкротства:

1) отношение  рабочего капитала к сумме  всех активов предприятия;

2) уровень  рентабельности капитала;

3) уровень  доходности активов;

4) оборачиваемость  капитала;

5) коэффициент  отношения суммы собственного  капитала к заемному.

В принципе, ни один из этих и других существующих методов не дает стопроцентных результатов. Но благодаря им можно получить хотя бы примерную картину риска банкротства, что тоже является немаловажным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ и оценка финансовоых состояний предприятий

2.1 Анализ по оздоровлению несостоятельных компаний В Республике Казахстан

      Анализ деятельности межрегиональных департаментов Комитета поработе с несостоятельными должниками и их филиалов по работе с несостоятельными должниками и банкротству показывает, что за период 2009 – 2011 годов по результатам направленных в органы финансовой полиции материалов межрегиональным департаментом «Сарыарка» и филиалом по Акмолинской области, межрегиональным департаментом «Каспий» и филиалом по Атырауской области, филиалом по Жамбылской области «Онтустик»,межрегиональным департаментом «Тобол» и «Ертыс» решений о возбуждении уголовных дел принято не было. Все это еще раз доказывает о принижении роли региональных подразделений в лице областных филиалов, которые в экономическом, организационном, управленческом и социальном аспекте не обеспечивают той отдачи, на которую государство дает им функции. Соответственно, функции регулирования государства и оздоровление экономики областей при подобной практике не выполняются в полном масштабе. Одним из путей решения проблем оздоровления экономики также является укрепление позиций национального аудита и оценки в республике, однако до сих пор еще не разработаны национальные стандарты оценки бизнеса, а стандарты аудита не отвечают международным требованиям. При подобной практике создание действенных органов института банкротства повышение их статуса не обеспечивает эффективности всей работы институтов банкротства и механизма совершенствования процедур банкротства и реабилитации организаций. Поэтому следует подходить к данной проблеме с учетом всех экономических, управленческих, организационных и социальных аспектов хозяйствования при повышении статуса работников бухгалтерской и аудиторской служб на уровне организаций.

       Между тем опыт развитых стран  показывает, что в Казахстане  следует создать самостоятельный  институт присяжных бухгалтеров.  К сожалению, мировоззрение руководителей  республиканского уровня показывает, что путем повышения заработной  платы работникам правоохранительных  структур можно обеспечить эффективность  их работы, снизить бюрократические  подходы и повысить их качество  работы. Однако на деле происходит  совсем иное явление, при котором,  наоборот, начинаются хождения собственников  и кредиторов по различным  инстанциям, в конечном итоге  все это подрывает государственную  значимость проводимых в стране  мер. 

        В этой связи Межрегиональным  департаментам Комитета по работе  с несостоятельными должниками  и их филиалам также необходимо  усилить работу в данном направлении  и при каждом случае необоснованного  отказа в возбуждении или прекращении  уголовного дела проводить работу  по обжалованию вынесенных решений.  С другой стороны, государство  должно дать оценку возврата  уголовных дел со стороны различных  судей, занимающихся вопросами банкротства, которые должны быть основным критерием квалификации судей и работников органов банкротства. При подобном подходе существенно повысится уровень проводимых процедур банкротства в регионах и различных сферах экономики. Пока же на деле экономическая сторона процесса банкротства уступает юридической стороне данного процесса. В то же время с экономической позиции за каждым предприятием стоят безработица, снижение платежеспособности в целом экономики регионов, жизненные судьбы людей, их социально-бытовые и другие условия.

Экономика республики напрямую зависит от состояния платежеспособности действующих предприятий той  или иной сферы; правильно проводимая государственная политика в части  оздоровления несостоятельных организаций  имеет приоритетное значение для  дальнейшего устойчивого функционирования национального рыночного хозяйства, что определяет работу структурных  подразделений Комитета по работе с  несостоятельными должниками МФ РК (таблица 4)

Таблица4: Финансово-экономическое оздоровление несостоятельных предприятий Республики Казахстан (по состоянию на 1 января 2011 г.)

 

 

В настоящее  время структура Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан выглядит следующим образом (схема 1).

 По принципу  СПК (социально-предпринимательской  корпорации) были созданы межрегиональные  департаменты и их филиалы.  СПК – это устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли от производства и продажи товаров и услуг. В то же время привязка интересов отдельных регионов к этим структурам и формирование органов банкротства в их интересах не создают реальной основы для укрепления позиции экономики отдельных регионов. Поэтому, необходимо в каждой области создать не филиалы, а областные департаменты по банкротству.

 

Схема 2: Структура уполномоченного органа в сфере банкротства

 

 

 

Переход в  дальнейшем к местному самоуправлению в областях должен сегодня обеспечить укрепление регионального хозрасчета, создание действенных институтов банкротства, определить критерии мотивации работников данных органов при обеспечении  повышения платежеспособности и  финансовой устойчивости юридических  лиц. Это будет способствовать реализации своих знаний и организационных  навыков работниками, а также  укреплению позиции института частной  собственности. Исходя из изложенного, предлагается следующая структура  Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан (схема 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3: Предлагаемая структура уполномоченного органа в сфере банкротства

 

 

       По оценке Всемирного банка, в Казахстане время проведения процедуры реабилитации составляет 3,3 года, затраты – 18% от стоимости имущества и коэффициент взыскания долга – 25,3 (рассчитывается по специальной формуле). Эти данные получены Всемирным банком путем опроса респондентов.

       Анализ действующего законодательства Республики Казахстан и практики в сфере банкротства показал, что в Казахстане время проведения процедуры ликвидации составляет 1,7 года, затраты – 16,2%. Для улучшения показателя Казахстана в рейтинге «Doing Business» проводится работа с респондентами по разъяснению действующего законодательства о банкротстве, а также по информированию их и представителей Всемирного банка о действительном положении дел в области ликвидации предприятий через процедуры банкротства. Кроме того, планируется увеличение доли предприятий, ликвидированных в срок до 9 месяцев, к 2014 году до 95% при установленном законодательством о банкротстве максимальном сроке 12 месяцев. Однако это не всегда возможно в связи с рядом внешних факторов, влияющих на продление сроков конкурсного производства, а именно судебных разбирательств в различных инстанциях с участием должников, взысканием дебиторской задолженности, возвратом имущества и др. Обобщая данный раздел, необходимо отметить, что рассмотрен процесс становления и развития института банкротства в экономике Казахстана, который можно разделить на три этапа: принятие Закона «О банкротстве» от 1992 года, Указа «О банкротстве» от 1995 года и Закона «О банкротстве» от 1997 года. Основанием для этого послужили экономические реформы того периода. Анализ деятельности межрегиональных департаментов и их филиалов по работе с несостоятельными должниками показал необходимость образования областных департаментов по банкротству на базе областных филиалов, предложена структура уполномоченного органа в сфере банкротства.

    

2.2 Процедура реабилитации компаний в РК

 

       В зарубежных  странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используются дискриминатные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Бивера, Голдера, Лиса, Кокана, Таффлера, Тишоу и других, разработанные с помощью ногомерного дискриминантного анализа. Чаще всего для оценки вероятности банкротства предприятия используются Z–модели, предложенные известным западным экономистом Эдвардом Альтманом, который предлагает расчет индекса кредитоспособности.

       Самый простой их этих моделей является двухфактарная. Для нее выбирается два основных показателя, от которых, по мнению Э. Альмана, зависит вероятность банкротства: коэффициент покрытия (характеризует ликвидность) и коэффициент финансовой зависимости (характеризует финансовую устойчивость). На основе анализа западной практики были выявлены весовые коэффициенты каждого из этих факторов.

       Для США, например, модель, выглядела следующим образом (1):

  

  Z = – 0,3877 – 1,0736 Кп + 0,579 Кфз, (1)

  

где Кп – коэффициент покрытия (отношения текущих активов к текущим  обязательствам);

Кфз – коэффициент финансовой зависимости, определяемой как отношение заемных средств к общей величине пассивов. Для предприятий, у которых Z = 0, вероятность банкротства равна 50%.

Если Z < 0, то вероятность банкротства меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z. Если Z > 0, то вероятность банкротства больше 50% и возрастает с ростом ∆Z. Достоинство модели – в возможности применения в условиях ограниченного объема информации о предприятии, но данная модель не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, так как не учитывает влияния на финансовое состояние предприятия других важных показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности). Ошибка

прогноза  с помощью двухфакторной модели оценивается интервалом Z,

равным ± 0,65. В западной практике чаще используются многофакторные модели Э. Альтмана (таблица 5):

 

Таблица5: Уровень угрозы банкротства предприятия по Z-счету Альтмана для акционерных обществ открытого типа

Значение Z

Вероятность банкротства

Менее 1,81

Очень высокая

От 1,1 до 2,7

Туманная облачность

От 2,7 до 2,99

Вероятность невелика

Более 2,99

Вероятность очень низкая


 

Так, в 1968 году им была предложена пятифакторная модель прогнозирования, построенная по данным 33 обанкротившихся предприятий США (2):

  

 Z = 1,2 Коб + 1,4 Кнп + 3,3 Кр + 0,6 Кп +1,0 Ком, (2)

  

 где Коб – доля оборотных средств в активах, т.е. отношение текущих активов к общей сумме активов;

 Кнп – рентабельность активов, исчисленная исходя из нераспределенной прибыли, т.е. отношение нераспределенной прибыли к общей сумме активов;

 Кр – рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли (рентабельность активов);

 Кп – коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т.е. отношение рыночной стоимости акционерного капитала (суммарная рыночная стоимость акций предприятия) к краткосрочным обязательствам;

 Ком – отдача всех активов, т.е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов.

         Данная формула, по расчетам Альтмана, применена для акционерных обществ открытого типа. Для акционерных обществ закрытого типа и предприятий, акции которых не котируются на рынке, рекомендуется следующая модель (3):

  

  Z = 0,7 Коб + 0,8 Кнп + 3,1 Кр + 0,4 Кп + 1,0 Ком,(3)

  

 где Кп – коэффициент покрытие по балансовой стоимости собственного капитала, т.е. отношение балансовой стоимости акционерного капитала (суммарная балансовая стоимость акций предприятия) к краткосрочным обязательствам.

 Если «туманная область» для акционерных обществ открытого типа составляет от 1,81 до 2,7, то для акционерных обществ закрытого типа – от 1,23 до 2,89. В этом диапазоне значений Z–счета находится та грань, пройдя которую фирма устремляется к банкротству. Точность прогноза в этой модели не горизонте одного года составляет 95%, на два года – 83%, что говорит о достоинстве данной модели. Данный показатель не может быть рассчитан в своем истинном варианте для большинства предприятий, так как в настоящее время как в России, так и в Казахстане отсутствует информация о рыночной стоимости акций всех эмитентов. Некоторые экономисты рекомендуют его определять как отношение общей величины активов к общей сумме заемных средств. По мнению таких ученных, как Ю.В. Адаев, В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир, более точной будет замена рыночной стоимости акций на сумму уставного и добавочного капитала, ведь увеличение стоимости активов предприятия приводит либо к увеличению его уставного капитала (увеличение номинала или дополнительный выпуск акций), либо к росту добавочного капитала (повышение курсовой стоимости акций в силу роста их надежности). В 1977 году Альтманом была разработана семифакторная модель, которапозволяет прогнозировать банкротство на горизонте в пять лет с точностью 70% и включает следующие показатели: рентабельность активов, изменчивость прибыли, коэффициент покрытия процентов по кредитам, кумулятивную прибыльность, коэффициент покрытия, коэффициент автономии и совокупные активы. Однако существуют мнения, согласно которым в условиях переходной  экономики использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонников этих мнений служат:

Информация о работе Диагностика предприятия на признаки банкротства