Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 10
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 13
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 27
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
4.ПРАКТИКА……………………………………………………………………38
5. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………….…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

курсовая. дебит задолженность.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

По возможности осуществления контроля выделяют контроли­руемую и неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается дебиторская задолженность в том случае, если имеется заинтересованное аффилированное лицо, кото­рому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.

 

 

1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью

 

Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов.[8]

Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.

Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.

Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.

При проведении в жизнь политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.

Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.

Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.

Переменные второй группы также могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.

Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления ис­пользованием оборотного капитала и маркетинговой полити­ки предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях долж­на разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя сле­дующие направления деятельности:

- контроль за образованием и состоянием дебиторской задол­женности;

- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);

- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных исто­рий);

- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просро­ченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на ос­нове коэффициентов инкассации);

- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью

 

Как показывает практика, значительный удельный вес дебитор­ской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство норматив­ной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфиче­ские условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.

На величину дебиторской задолженности предприятия влияют:

- общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях по­следующей

Рис. 1. Управление дебиторской задолженностью

 

оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;

- условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличе­ние сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;

- политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской за­долженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебитор­ской задолженности;

- платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной снижения платежной дисциплины покупателей и заказчиков следует назвать общее экономическое состояние. Кризисное состояние эко­номики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевремен­ность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются сурро­гаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебитор­ской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;

- состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего конт­роля;

- качество анализа дебиторской задолженности и последователь­ность в использовании его результатов. Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информа­ции о величине и возрастной структуре дебиторской задолженно­сти, наличии и объемах просроченной задолженности, а также кон­кретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает пробле­мы с текущей платежеспособностью предприятия.

Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивно­го управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправлен­ное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и рас­пределить между ними обязанности по проведению анализа, опреде­лить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.

Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или не­погашения задолженности и обязательств, направленное на улучше­ние платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Объект анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получе­нию, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.

При проведении анализа дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:

        оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности;

        проанализировать изменение соотношения дебиторской и кре­диторской задолженности;

        исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности;

        охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности;

        спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности;

        разработать базовые положения политики расчетов и обосно­вать условия предоставления коммерческого кредита отдельным по­купателям;

        оценить изменение финансового состояния должников;

        выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости;

        оценить эффективность использования дебиторской задолженности;

        составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа.

Решение поставленных задач возможно при использовании си­стемного подхода к анализу дебиторской задолженности, реализация которого представлена в виде схемы на рис. 2.

Блоки 1 и 2 системы комплексного анализа дебиторской задолженности охватывают ана­лиз потребности в дебиторской задолженности на основе информации, полученной в ходе предварительного анализа факторов внешней и внутренней среды. На данном этапе определяют величину собственных и привлекаемых дополнительных средств для поддержания текущей платежеспособ­ности и нормального функционирования организации. В блоках 3. -и 5 представлен анализ сбытовых и финансовых возможностей хозяй­ствующего субъекта путем выработки грамотной кредитной политик на основе анализа допустимого уровня финансового и бизнес-риска, оценки структуры и динамики дебиторской задолженности. Блоки 6 и 7 посвящены монито­рингу финансового состояния должников и расчетов с кредиторам; поскольку своевременное проведение анализа позволит организации более точно спрогнозировать величину доходов и расходов (блок 8), а также выяснить уровень сомнительной и безнадежной задолженно­сти. В ходе оперативного анализа рассматривается выполнение ориен­тиров положений кредитной политики и принимаются оперативные управленческие решения. Блок 10 посвящен анализу эффективное использования дебиторской задолженности, так как он является неотъемлемой частью проверки качества работы с дебиторской задолженностью.

На основании информации, полученной от блоков 9 и 10, прово­дится анализ влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние ком­мерческой организации (блок 11). Результаты оперативного анализа, анализа эффективности использования дебиторской задолженности, а также анализа влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние используются для корректи­ровки кредитной, маркетинговой и финансовой политики организа­ции (обратная связь 11, 10, 9 и 1).

 

Рис. 2. Схема взаимодействия отдельных блоков системе комплексного анализа дебиторской задолженности

 



2

2. Методика анализа дебиторской задолженности

2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования

 

Анализ дебиторской задолженности коммерческих организаций необходимо начинать с оценки ее состава, структуры и динамики. Это обусловлено значением данных показателей как для определения эффективности принятых ру­ководством мер в ходе перспективного анализа и контроля, так и для оперативного контроля и управления реализацией различных планов и бюджетов, а также для последующего контроля их выполнения.

Анализ структуры и динамики проводится по данным бухгалтер­ского баланса, приложенной к нему пояснительной записки, регистров синтетического и аналитического учета. Изучение характера изменения дебиторской задолженности за ряд лет позволяет судить об исполнительной дисциплине рас­четов, о проблемах в финансовом менеджменте, степени надежности поставщиков и кредиторов (банкротстве некоторых кредиторов), из­менении спроса на продукцию. Рост величины дебиторской задолженности свидетельствует, с одной стороны, об увеличении объема продаж организацией, а с дру­гой, - о финансовой зависимости от своих покупателей и заказчиков.

Информация о работе Дебиторская задолженность