Дебиторская задолженность: понятие и сущность, задачи анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 05:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение порядка формирования и закрытия дебиторской задолженности предприятия.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению дебиторской задолженности предприятия;
2. Выявить основную проблему дебиторской задолженности предприятия в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 3


Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ и Методика анализа дебиторской задолженности

1.1 Дебиторская задолженность: понятие и сущность, задачи анализа……………………………………… 5

1.2 Политика управления дебиторской задолженностью.…………………………………………………… 9

1.3 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования………………………..… 14

Глава 2 расчетная часть

2.1 Анализ финансового состояния оао «ленмолоко» за 2011 год………………………………………………………………..… 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………42

ПРОЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Разработка на предприятии  политики управления дебиторской задолженностью предполагает:

1. Анализ динамики и состава дебиторской задолженности, а также периода ее инкассации в предшествующем периоде. В процессе этого анализа используется обширная система показателей ее оценки (см."дебиторская задолженность").

2. Формирование принципов  осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к поставщикам сырья и материалов и покупателям готовой продукции и определять два основных направления: а) формирование приемлемых для предприятия сроков платежей; б) формирование приемлемых форм расчета с контрагентами. [22]

  При формировании приемлемых сроков платежей с поставщиками продукции следует иметь в виду, что наиболее эффективной является ее оплата по факту поставки или с отсрочкой платежа, а с покупателями продукции — полная или частичная ее предоплата. Однако при этом должна быть учтена сложившаяся практика их осуществления в отношениях с коммерческими партнерами.

   При формировании приемлемых форм расчета следует иметь в виду, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции — расчеты посредством аккредитива (при предоплате форма расчетов может быть избрана любая). [14]

3. Выявление финансовых  возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого) или потребительского кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у предприятия до статочных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.

4. Определение возможной  суммы оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому)  и потребительскому кредиту, а  также по выданным авансам.  Расчет этой суммы основывается  на объеме закупки и продажи продукции; сложившейся практики кредитования контрагентов; сумме оборотных активов предприятия, в том числе сформированных за счет собственных финансовых средств; формировании необходимого минимального уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия; правовых условиях обеспечения взыскания дебиторской задолженности и других. При определении возможной суммы средств, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарным операциям, следует иметь в виду, что ограничение практики предоставления товарного кредита отрицательно влияет на рост объема деятельности и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как слишком либеральная политика его предоставления может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить платежеспособность предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном счете снизить рентабельность используемого капитала.

5. Определение состава  и оценка предстоящих дебиторов по товарным операциям. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим пяти критериям: а) репутация партнера в деловом мире; б) объем хозяйственных операций с партнером, их стабильность; в) платежеспособность партнера; г) результативность его хозяйственной деятельности; д) конъюнктурная стадия (подъем, спад и т.п.) в отрасли, в которой партнер осуществляет свою деятельность. Состав предстоящих дебиторов по товарному кредиту формируется прежде всего из числа хозяйственных контрагентов, с которыми у предприятия сложились длительные коммерческие связи.

     По потребительскому кредиту определяется перечень групп товаров, по которым предоставляется этот кредит. При этом следует исходить из состояния конъюнктуры товарного рынка, размеров и оборачиваемости товарных запасов; уровня реальных денежных доходов покупателей соответствующих товаров; практики предоставления потребительского кредита предприятиями-конкурентами и других условий. Перечень товаров, по которому торговое предприятие предоставляет потребительский кредит, должен периодически обновляться с учетом изменений перечисленных условий на потребительском рынке.    [18]

Результатом оценки является формирование состава оцениваемых  дебиторов по следующим категориям: а) партнеры, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме ("первоклассные заемщики"); б) партнеры, которым кредит предоставляется в ограниченном размере; в) партнеры, которым кредит не предоставляется.

6. Лимитирование размеров  предоставляемого кредита. Определение предельных размеров предоставляемого кредита должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности ("кредитный лимит ") может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов.

7. Оценка размера финансовых  потерь от отвлечения оборотных  активов и возможностей их  компенсации. Основу такой оценки  составляют методы наращения  или дисконтирования настоящей  или будущей стоимости долга. Используемая для расчетов ставка процента должна учитывать инфляционную составляющую. Рассчитанная таким образом сумма возможных финансовых потерь от отвлечения оборотных активов должна быть предусмотрена к компенсации путем их включения в цену реализуемой продукции (в размер скидки по реализуемой продукции при осуществлении наличного платежа) или в сумму векселя.

8. Формирование условий  обеспечения взыскания дебиторской  задолженности. В процессе формирования  этих условий определяется система мер, гарантирующих получение суммы долга. К таким мерам относятся: а) оформление товарного кредита обеспеченным векселем; б) требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и другие.

9. Формирование системы  штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств. При формировании системы штрафных санкций к дебиторам должны предусматриваться соответствующие пени, штрафы, неустойки, размеры которых должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). Санкции по потребительскому кредиту могут быть дифференцированы в зависимости от сроков погашения кредита и групп покупателей.

10. Определение процедуры  взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний контрагентом о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.

11. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются факторинг, учет векселей, форфейтинг (см. "рефинансирование дебиторской задолженности[16]

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:

- контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;

- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);

- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);

- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);

- определение  приемов ускорения востребования  долгов и уменьшения безнадежных  долгов. [4]

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Управление дебиторской задолженностью

 

 

Если цена товаров  не установлена договором и не может быть определена из его условий, то сумму дебиторской задолженности  определяют исходя из тех цен, по которым  компания определяет выручку в отношении  аналогичных товаров в аналогичных  обстоятельствах (то есть с учетом количества проданных товаров, условий их поставки и т.д..[25]

1.3. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования

 

Анализ дебиторской  задолженности коммерческих организаций необходимо начинать с оценки ее состава, структуры и динамики. Это обусловлено значением данных показателей как для определения эффективности принятых руководством мер в ходе перспективного анализа и контроля, так и для оперативного контроля и управления реализацией различных планов и бюджетов, а также для последующего контроля их выполнения.

Анализ структуры и  динамики проводится по данным бухгалтерского баланса, приложенной к нему пояснительной записки, регистров синтетического и аналитического учета. Изучение характера изменения дебиторской задолженности за ряд лет позволяет судить об исполнительной дисциплине расчетов, о проблемах в финансовом менеджменте, степени надежности поставщиков и кредиторов (банкротстве некоторых кредиторов), изменении спроса на продукцию. Рост величины дебиторской задолженности свидетельствует, с одной стороны, об увеличении объема продаж организацией, а с другой, - о финансовой зависимости от своих покупателей и заказчиков.[24]

Анализ состава и  структуры дебиторской задолженности показывает, за счет каких составляющих произошли изменения в совокупной величине задолженности (если это не основная деятельность, следовательно, можно оценить, правомерен ли рост объема производства продукции или нет, обеспечен ли он реализацией, требуется ли дальнейшее увеличение объема продаж). В ходе анализа необходимо провести расчет удельного веса каждой статьи дебиторской задолженности в ее итоговой величине (отраженной в балансе), выявить отклонения (рост или снижение удельных весов) на конец года по сравнению с его началом.

Проблема своевременного погашения задолженности оказывает  влияние на текущую платежеспособность организации. Для того чтобы проанализировать причины изменения каждой статьи дебиторской задолженности, необходима подробная информация о ее составе и возрастной структуре. Информацию о состоянии расчетов необходимо систематизировать по каждому контрагенту. Аналитические процедуры следует начинать с оценки возрастного состава задолженности (возраст и качество задолженностей, соблюдение сроков, условий кредитной политики, выполнение планов и бюджетов продаж, анализ тенденций изменения задолженности и пр.), поскольку это влияет на экономические санкции, которые организация может применить по отношению к своим дебиторам или же которые могут быть применены к самой организации различными контрагентами, бюджетными организациями. В первую очередь следует обратить внимание на первичную документацию, условия договоров поставки сырья (материалов) и отгрузки произведенных товаров (продукции, работ, услуг), сверить с условиями, оговоренными ранее при утверждении условий предоставления коммерческого кредита, а также смет и бюджетов продаж. Поскольку это важнейшие финансовые документы, организация ориентируется на их уровень при расчете прогнозных показателей.[19]

Для анализа и оценки состава, сроков образования и погашения  дебиторской задолженности по каждому должнику необходимо составить соответствующие аналитические таблицы. С помощью этой таблицы можно своевременно контролировать сроки погашения обязательств по оплате продукции (работ, услуг) по полученным авансам и каждому контрагенту. Кроме того, имеющиеся сведения позволяют выделить долю просроченной дебиторской задолженности в общей ее сумме.

Рост задолженности ставит вопрос о сроках и источниках ее погашения. Для обобщения сведений по каждому должнику, на наш взгляд, необходимо проводить подробный анализ качества задолженности, за счет каких средств происходит погашение задолженности, в результате которого можно получить ответ на следующие вопросы: какой срок возникшей задолженности, насколько обеспечена задолженность и удовлетворяет ли это условиям кредитной политики.[8]

Ключевое место при  проведении анализа дебиторской  задолженности занимает расчет ее прогнозной величины, поскольку она определяет потребность в текущем финансировании производственного процесса, позволяет рассчитать величину чистого оборотного капитала, величину остатков дебиторской задолженности на конец рассматриваемого периода. В зарубежной практике широко применяется метод расчета процента непогашенных остатков дебиторской задолженности, который основан на использовании информации об объеме реализации за отчетный период и величине неоплаченных счетов. При проведении расчета особое внимание следует уделять соотношению дебиторской задолженности и объема продаж (коэффициент инкассации). Каждый полученный в результате осуществляемых расчетов коэффициент инкассации показывает процент задолженности, которая возникла в соответствующем месяце и осталась непогашенной к его концу. Высокое значение этого показателя указывает на недостаток денежных средств для покрытия обязательств, что может привести к ухудшению финансового состояния, задержке платежей и снижению доверия к контрагентам.[22]

Следующим этапом анализа дебиторской задолженности является исследование условий расчетов за продукцию, что позволяет принять обоснованные решения относительно времени отсрочки платежа, объема и условий кредита, целесообразности предоставления скидок за ускорение расчетов.

В процессе аналитического обоснования базовых положений  политики расчетов с покупателями необходимо учитывать финансовые возможности самой организации, а также финансовое положение дебиторов. Маркетинговый прием увеличения объема продаж за счет предоставления скидок очень распространен в зарубежной практике и имеет свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным следует отнести то, что рост продаж сопровождается увеличением остатков дебиторской задолженности, и соответственно означает дополнительные финансовые издержки. При реализации товаров с условием отсрочки платежа всегда существует риск неполучения долга от дебитора. Уровень этого риска, естественно, неодинаков и зависит от финансового положения каждого конкретного должника, анализ которого проводится расчетной группой хозяйствующего субъекта. Чем больше времени предоставляется покупателям на погашение кредита, тем большие расходы несет сам экономический субъект, привлекая дополнительные средства в оборот, увеличиваются затраты на обеспечение контроля соблюдения условий договоров, при этом необходимо оценивать вероятность возникновения сомнительных долгов. Кроме того, в условиях инфляции отсрочка платежа приводит к обесценению вложенных денежных средств. С другой стороны, плюсами рассматриваемого маркетингового приема являются увеличение продаж, гарантированность сбыта произведенной продукции, возможность досрочной оплаты и, соответственно, сокращения остатков неоплаченной дебиторской задолженности. Использование скидок позволяет получить информацию о финансовом состоянии контрагента, поскольку отказ от выгодной скидки свидетельствует о проблемах, связанных с его платежеспособностью. Другой способ ускорения расчетов - введение штрафных санкций за просрочку платежа, разработка графиков платежей, платежных ведомостей и усиление контроля над состоянием расчетов.[23]

Информация о работе Дебиторская задолженность: понятие и сущность, задачи анализа