Базовые показатели финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России

Содержание работы

Введение
I. Сущность финансового менеджмента, его функции и принципы
1.1 Финансовый менеджмент как научное направление и практическая сфера деятельности
1.2 Функции и принципы финансового менеджмента
II. Базовые концепции финансового менеджмента
2.1 Концепция временной стоимости денег
2.2 Концепция учета фактора инфляции
2.3 Концепция учета фактора риска
2.4 Концепция идеальных рынков капитала
2.5 Гипотеза эффективности рынка
2.6 Анализ дисконтированного денежного потока
2.7 Соотношение между риском и доходностью
2.8 Теория структуры капитала Модильяни-Миллера
2.9 Теория дивидендов Модильяни-Миллера
2.10 Теория ценообразования опционов
2.11 Теория агентских отношений
2.12 Концепция асимметричной информации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

базовые концепции.docx

— 57.45 Кб (Скачать файл)

Поскольку в экономике  практически не бывает безрисковых ситуаций, всегда существует ненулевая вероятность того, что по каким-либо причинам ожидаемая к получению сумма не будет получена.

Оборачиваемость заключается  в том, что денежные средства должны генерировать доход по ставке, которая  представляется приемлемой владельцу  этих средств. Сумма, имеющаяся в  наличии в данный момент, может быть немедленно пущена в оборот и тем самым принесет дополнительный доход.

Важную роль в анализе  играет концепция альтернативных затрат. Предположим, что кто-то неожиданно выиграл в лотерею 100000 рублей, затем  он оценивает несколько альтернативных вариантов инвестирования этой суммы. Могут ли эти 100000 рублей рассматриваться  как бесплатный капитал? Нет. Инвестируя 100000 рублей в один из проектов, он лишаетесь  возможности вложить во все другие проекты. Таким образом, стоимость  инвестированного капитала принимается  в размере альтернативных затрат. Следовательно, ставка дисконтирования  должна отражать доход, который мог  бы быть получен при инвестировании средств в наилучший из возможных  альтернативных проектов, имеющих одинаковую степень риска. Если текущая стоимость  рассчитывается на основе ставки дисконтирования, равной стоимости капитала фирмы, то можно говорить, что в этом случае применяется концепция альтернативных затрат. Так как вместо инвестирования средств в данный проект фирма могла бы вложить их в ценные бумаги, имеющие ту же степень риска, что и проект, и получить доход, соответствующий цене капитала фирмы. Ставка дисконтирования учитывает 3 фактора: степень риска конкретного денежного потока, т.е. чем выше риск, тем выше ставка; превалирующий уровень доходности (ставка должна отражать среднюю доходность, сложившуюся в экономике); периодичность денежных потоков.

2.7 Соотношение  между риском и доходностью

Концепция компромисса между  риском и доходностью состоит  в том, что получение любого дохода сопряжено с риском, причем связь  прямо пропорциональная: чем выше ожидаемая доходность, тем выше степень  риска, связанная с возможным  неполучением этой доходности. Доходность и риск, как известно, являются взаимосвязанными категориями. Наиболее общими закономерностями, отражающими взаимную связь между  принимаемым риском и ожидаемой  доходностью деятельности инвестора, являются следующие:

 

• более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая  доходность;

 

• при росте дохода уменьшается  вероятность его получения, в  то время как определенный минимально гарантированный доход может  быть получен практически без  риска.

 

Оптимальность соотношения  дохода и риска означает достижение максимума для комбинации "доходность - риск" или минимума для комбинации "риск - доходность". При этом должны одновременно выполняться два условия: 1) ни одно другое соотношение доходности и риска не может обеспечить большей  доходности при данном или меньшем  уровне риска;

 

2) ни одно другое соотношение  доходности и риска не может  обеспечить меньшего риска при  данном или большем уровне  доходности.

 

Однако поскольку на практике «инвестиционная деятельность связана  с множественными рисками и использованием различных ресурсных источников, количество оптимальных соотношений  возрастает»[10]. В связи с этим для достижения равновесия между  риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод решения путем  последовательных приближений. Осуществление  инвестиционной деятельности предполагает не только принятие известного риска, но и обеспечение определенного  дохода. Если предположить, что минимальному риску соответствует минимальный  необходимый доход, то можно выделить несколько секторов, характеризующихся  определенной комбинацией дохода и  риска: А, В, С.

 

Сектор А, вложения в котором не обеспечивают минимального необходимого дохода, может рассматриваться как область недостаточной доходности. Функционирование в секторе С связано с высокими рисками, снижающими возможность получения ожидаемых высоких доходов, поэтому сектор С может быть определен как область повышенного риска. Осуществление вложений в секторе В обеспечивает инвестору достижение дохода при допустимом риске, следовательно, сектор В является областью оптимальных значений соотношения доходности и риска.

 

Категория риска в финансовым менеджменте рассматривается в различных аспектах: при оценке инвестиционных проектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финансовых инструментов, принятии решений по структуре капитала, обосновании дивидендной политики.

 

Теория портфеля. Автором  этой теории является Гарри Марковиц “A Portrfolio Selection”, 1952.

 

Основные выводы теории Марковица:

 

для минимизации риска  инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель;

 

уровень риска по каждому  отдельному виду активов следует  измерять неизолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

 

При этом теория портфеля не конкретизирует взаимосвязь между  риском и доходностью. Данную взаимосвязь  учитывает модель оценки доходности финансовых активов, разработанная  У. Шарпом, Дж. Моссином и Дж. Линтнером. Согласно этой модели требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию 3 переменных: безрисковой доходности, средней доходности на рынке и индекса колеблемости доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем.

 

2.8 Теория структуры капитала  Модильяни-Миллера

 

Ключевой вопрос финансового  менеджера: формирование капитала фирмы. В 1958 году Франко Модильяни и Мертон Миллер опубликовали работу «The Cost of Сapital, Corporation Finance, and the Theory of Investment»[11], ставшую настоящим открытием в теории финансов. Они пришли к выводу, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. При доказательстве теоремы они исходили из наличия идеального рынка капитала. Существо доказательства состоит в следующем: если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счет заемного капитала, то владельцы акций финансово независимой фирмы предпочтут продать свои акции, использовав вырученные средства на покупку акций и облигаций финансово зависимой компании в той же пропорции, что и структура капитала этой фирмы.

 

И наоборот, если финансирование фирмы оказывается более выгодным при использовании собственного капитала, то акционеры финансово  зависимой фирмы продадут свои акции  и купят на вырученные средства акции  финансово независимой фирмы  и, взяв в банке под залог этих акций заем, купят дополнительное количество акций той же фирмы. Доход нового пакета акций инвестора после вычета процентов за кредит окажется выше прежнего дохода. Тогда продажа пакета акций финансово зависимой фирмы приведет к снижению ее стоимости, а больший доход, получаемый акционерами финансово независимой фирмы, приведет к увеличению ее стоимости. Таким образом, арбитражные операции с заменой ценных бумаг более дорогой фирмы ценными бумагами более дешевой принесут дополнительный доход частным инвесторам, что приведет в конечном счете к выравниванию стоимости всех фирм одного класса с одинаковым доходом.

 

В 1963 году Модильяни-Миллер опубликовали вторую работу по структуре  капитала, в которой ввели в  первоначальную модель фактор налогообложения  корпораций. С учетом наличия налогов  было доказано, что цена акций фирмы  непосредственно связана с использованием заемного финансирования: чем выше доля заемного капитала, тем выше цена акций. Такой вывод обусловлен налогообложением доходов корпораций в США. Проценты по кредитам выплачиваются из прибыли  до уплаты налогов, что уменьшает  размер налогооблагаемой базы и величину налогов. Часть налогов перекладывается  с корпорации на ее кредиторов, а  финансово независимой фирме  приходится самой нести все бремя  налогов. Таким образом, при увеличении доли заемного капитала увеличивается  доля чистого дохода фирмы, остающаяся в распоряжении акционеров. Позднее  различные исследователи путем  смягчения первоначальных предпосылок  теории пытались адаптировать ее к  реальным условиям. Таким образом, было установлено, что с определенного  момента (когда достигнута оптимальная  структура капитала) при увеличении доли заемного капитала стоимость фирмы  начинает снижаться, т.к. экономия на налогах  перекрывается ростом затрат вследствие необходимости поддержания более  рисковой структуры источников средств. Модифицированная теория полагает:

 

наличие определенной доли заемного капитала идет на пользу фирме;

 

чрезмерное использование  заемного капитала приносит фирме вред;

 

для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заемного капитала.

 

 

2.9Теория дивидендов Модильяни-Миллера

 

Данная теория доказывает, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фирмы. Также  как и предыдущая она базируется на ряде предпосылок. Суть теории в  том, что каждый доллар, выплаченный  сегодня в виде дивидендов, уменьшает  нераспределенную прибыль, которая  могла бы быть инвестирована в  новые активы, и данное уменьшение должно быть компенсировано за счет эмиссии  акций. Новым акционерам необходимо будет выплачивать дивиденды, и  эти выплаты снижают текущую  стоимость ожидаемых дивидендов для предыдущих акционеров на величину, равную сумме дивидендов, полученных в текущем году. Таким образом, каждый доллар полученных дивидендов, лишает акционеров будущих дивидендов на эквивалентную величину. Поэтому  акционерам будет безразлично: получить дивиденд на сумму 1 доллар сегодня или получить дивиденд в будущем, текущая стоимость которого составляет 1 доллар. Следовательно, политика выплаты дивидендов не влияет на цену акций.

 

2.10 Теория ценообразования  опционов

 

Опцион представляет собой  право купить или продать определенные активы по заранее установленной  цене в течение заданного периода  времени. Формализованная модель ценообразования  опционов появилась в 1973 году, когда  Фишер Блэк и Майрон Скоулз опубликовали работу, в которой излагалась получившая широкую известность модель ценообразования опционов Блэка-Скоулза. До недавнего времени теория ценообразования опционов не считалась важным разделом финансового менеджмента. Однако некоторые решения финансового менеджмента могут быть приняты на основании этой теории. Например, при прекращении арендных соглашений, отказа от реализации проектов.

 

 

2.11 Теория агентских отношений

 

Известно, что целью фирмы  является максимизация богатства ее акционеров, что сводится к максимизации стоимости фирмы. Однако интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут не совпадать. Цели управленческого персонала – максимизация жалованья, приобретение связей, максимизация привилегий. Тот факт, что владельцы фирмы предоставляют менеджерам право принятия решений, создает потенциальный конфликт интересов, который рассматривается в рамках теории агентских отношений. Доверителями являются акционеры, а менеджеры – это их агенты. Основоположниками концепции агентских отношений, сформулированной в рамках финансового менеджмента, являются Майкл Дженсен и Уильям Меклинг.

 

Агентские отношения возникают  в тех случаях, когда собственники нанимают управленческий персонал и  наделяют его полномочиями по принятию решений. Один из таких конфликтов связан с решением: получить сиюминутную  прибыль или инвестировать ее в перспективный проект. В контексте  финансового менеджмента различают  агентские отношения между: акционерами  и менеджерами; кредиторами и  акционерами. Чтобы нивелировать возможные  противоречия между целевыми установками  конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных  действий менеджеров исходя из собственных  интересов, владельцы компании вынуждены  нести агентские издержки.

 

Существуют 3 категории агентских  затрат:

 

1. Расходы на осуществление  контроля за деятельностью менеджеров. Например, затраты на проведение аудиторских проверок.

 

2. Расходы на создание  организационной структуры, ограничивающей  возможность нежелательного поведения  менеджеров. Например, введение в  состав правления внешних инвесторов.

 

3. Альтернативные затраты,  возникающие в тех случаях,  когда условия, установленные  акционерами, ограничивают действия  менеджеров, противоречащих интересам  владельцев. Например, голосование  по определенным вопросам на  общем собрании.

 

Агентские затраты могут  увеличиваться, пока каждый доллар их прироста обеспечивает увеличение богатства  акционеров более, чем на 1 доллар.

 

Механизмы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров:

 

1. Система стимулирования  на основе показателя деятельности  фирмы.

 

2. Непосредственное вмешательство  акционеров.

 

3. Угроза увольнения.

 

4. Угроза скупки контрольного  пакета акций фирмы.

 

 

 

2.12 Концепция асимметричной  информации

 

Теория асимметричности  информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл  ее состоит в том, что отдельные  категории лиц могут владеть  информацией, недоступной другим участникам рынка. В этом случае говорят о  наличии асимметричной информации.

 

Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают  менеджеры и отдельные владельцы  компании. Существуют различные степени  асимметрии. Слабая асимметрия, когда  разница в информированности  руководства фирмы и посторонних  наблюдателей о деятельности компании слишком мала, чтобы дать преимущества менеджерам. Сильная асимметрия имеет  место, когда менеджеры компании обладают конфиденциальной информацией, которая после ее обнародования  значительно изменит котировку  ценных бумаг фирмы. В большинстве  случаев степень асимметрии находится  посередине между двумя этими  крайностями.

Информация о работе Базовые показатели финансового менеджмента