Антимонопольная политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.
Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” называет три вида нарушений антимонопольного законодательства: злоупотребления монопольным положением на рынке, антиконкурентные согласованные действия и дискриминацию предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Реферат Антимонопольное законодательство.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Украины

Запорожский Национальный Университет

Крымский  факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему:

«Антимонопольная политика на современном этапе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса

Специальности менеджмент организаций

Казаковой Алие

 

 

 

 

 

Симферополь,2010

Вступление

 

В соответствии со статьей 42 Конституции Украины  не допускаются злоупотребления  монопольным положением на рынке, неправомерное  ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.

Закон Украины  “Об ограничении монополизма  и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской  деятельности” называет три вида нарушений антимонопольного законодательства: злоупотребления монопольным положением на рынке, антиконкурентные согласованные  действия и дискриминацию предпринимателей.

 

Антимонопольное законодательство

 

Закон Украины  “Об ограничении монополизма  и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.

 

Данный  Закон определяет правовые основы ограничения  и предупреждения монополизма, недопущения  недобросовестной конкуренции в  предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Для целей  настоящего Закона употребляются следующие  термины:

- рынок  товара (товарный рынок) — сфера  оборота товара одной потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;

- конкуренция  — состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель;

- монопольное  положение — доминирующее положение  предпринимателя, дающее ему возможность  самостоятельно или вместе с  другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может определиться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара менее 35%.;

- монопольная  цена — цена, устанавливаемая  предпринимателем, который занимает  монопольное положение на рынке  и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;

- монопольная  деятельность — действия (бездеятельность)  предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;

- монопольное  образование — предприятие, объединение  или хозяйственное общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание  таких условий договора, которые  ставят контрагентов в неравное  положение, или дополнительных  условий, не относящихся к предмету  договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;

- ограничение  или приостановление производства, а также изъятие из оборота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- частичный  или полный отказ от реализации  или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- другие  действия в целях создания  препятствий доступа на рынок  (выхода из рынка) других предпринимателей;

- установление  дискриминационных цен (тарифов,  расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей.

Дискриминацией  предпринимателей органами власти и  управления признается:

- запрещение  создания новых предприятий или  других организационных форм  предпринимательства в какой-либо  сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;

- принуждение  предпринимателей к приоритетному  заключению договоров, первоочередной  поставке товаров определенному  кругу потребителей;

- принятие  решений о централизованном распределении  товаров, что приводит к монопольному положению на рынке;

- установление  запрета на реализацию товаров  из одного региона страны в  другой;

- предоставление  отдельным предпринимателям налоговых  и других льгот, ставящих их  в привилегированное положение  по отношению к другим предпринимателям;

- ограничение  прав предпринимателей по приобретению  и реализации товаров;

- установление  запретов или ограничений относительно  отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной  конкуренцией признается:

- неправомерное  использование товарного знака,  фирменного наименования или  маркировки товара, а также копирование  формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;

- умышленное  распространение заведомо ложных  или неточных сведений, которые  могут нанести ущерб деловой  репутации или имущественным  интересам другого предпринимателя;

- получение,  использование, разглашение коммерческой  тайны, а также конфиденциальной  информации в целях нанесения  ущерба деловой репутации или  имуществу другого предпринимателя.

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным  Советом Украины. В свое деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.

Антимонопольный комитет Украины является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины  и своим наименованием. В своей  деятельности Антимонопольный комитет  Украины руководствуется настоящим  Законом, другими законодательными актами Украины, а также положением об Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Советом Украины.

Сведения, полученные Антимонопольным комитетом  Украины и его территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.

В целях  предотвращения монопольного положения  отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.

Предприниматель может приобретать контрольный  пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.

В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется в случаях:

- невозможности  организационного или территориального  отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- наличия  тесной технологической связи  предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Штрафы  на предпринимателей налагаются Антимонопольным  комитетом за:

- уклонение  от выполнения или несвоевременное  выполнение распоряжений Антимонопольного  комитета Украины о прекращении  нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении начального состояния или изменении соглашений, противоречащих настоящему Закону;

- непредставление,  несвоевременное представление  информации монопольному комитету Украины и его территориальны монополия управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской  деятельности в результате нарушения  данного Закона, взыскивается судом  или арбитражным судом в государственной бюджет.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным  положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.  

По утверждению  зарубежных наблюдателей, Антимонопольное  законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты.

В суете  повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.

Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ  Антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на рынке.

Вновь созданной  государственной структуре предстоит  противостоять самому государству  — главному монополисту, поддерживающему  свои министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации. Два года существования Антимонопольного комитета Украины показали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняет программу-минимум — рассматривает конкретные дела, совершенствует законодательную базу, создает региональные организации. Впереди его ждет программа-максимум — устранение монопольных структур и создание благоприятной среды для конкуренции на рынке Украины.

Антимонопольная политика в  условиях рыночной экономики

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются  сразу, и это особенно ощущают  широкие слои населения. Вокруг монополий  формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной  защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли  обществу понять все “плюсы” и  “минусы” монополий, выработать по отношению  к ним определенную политику, которая  получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалось  антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и Законом Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых уже говорилось выше.

Информация о работе Антимонопольная политика на современном этапе