Анализ управления дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ 7
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Завод Техноплекс» 18
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 22
2.3 Анализ движения дебиторской задолженности в ООО «Завод Техноплекс» 25
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по финансовому менеджменту.docx

— 79.21 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ                                                          7                   

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

2.1  Организационно - экономическая характеристика ООО «Завод Техноплекс»                                                                                                    18

2.2 Анализ финансового  состояния предприятия                                         22

2.3 Анализ движения дебиторской задолженности в ООО «Завод Техноплекс»                                                                                                    25

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ                                                     29                                                                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                            37

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятия постоянно  возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию  или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в  оплату немедленно, т.е. по сути оно  кредитует своих покупателей. Поэтому  в течение периода от момента  отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия  омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими  факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договорам, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.

Все выше сказанное и предопределяет актуальность темы курсового исследования.

Цель работы – является всесторонний анализ теоретических  вопросов организации управления дебиторской  задолженностью предприятия.

Задачами работы является:

- исследование экономической  сущности и видов дебиторской  задолженности;

- анализа сущности и  задач политики управления дебиторской  задолженностью;

- рассмотрение методики  анализа дебиторской задолженности,  как основы выработки управленческих  решений;

- исследование направлений  повышения ликвидности и рефинансирования  дебиторской задолженности предприятия.

В соответствии с целью  и поставленными задачами курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе рассмотрены  теоретические вопросы организации  управления дебиторской задолженностью предприятия: сущность и виды дебиторской  задолженности; цель и задачи финансовой политики в области управления дебиторской  задолженностью; роль финансового анализа.

Во второй главе исследована  методика анализа дебиторской задолженности  в части: анализа структуры и  динамики дебиторской задолженности, определения ее оптимальной величины и анализа отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей  дебиторской задолженности.

В третьей главе рассмотрены  варианты совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятия. В частности рассмотрены современные  способы рефинансирования дебиторской  задолженности.

Теоретической основой курсового  исследования послужили труды таких  ученых, как: В.В. Ковалева, И.А. Бланка, Д.А. Ендовицкого, О.В. Ефимовой и др.

Объектом исследования является ООО «Завод Техноплекс» г.Учалы, задачами являются: рассмотреть теоретические  основы управления дебиторской задолженностью организации, на основе проведенного анализа совершенствовать дебиторской задолженности.

Предметом является управление дебиторской задолженностью организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

Должник, дебитор – это  одна из сторон гражданско-правового  обязательства имущественной связи  между двумя или более лицами.

 Дебиторская задолженность  – это сумма долга, причитающаяся  предприятию от других юридических  лиц или граждан. 

  В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий – поставщиков с предприятиями – покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она  является  образованием  кредиторской задолженности у покупателя.

  Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Причем, при современной структуре баланса любого предприятия она имеет место, как в первом, так и во втором его разделах. 

 Возникновение дебиторской  задолженности при системе безналичных  расчетов представляет собой  объективный процесс хозяйственной  деятельности предприятия.

 Дебиторская задолженность  - это действительно одна из  самых актуальных тем хозяйствующих  субъектов развивающейся рыночной  экономики.

  Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.

  Однако  в реальной практике возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятия, а иногда приводит к банкротству.

 Являясь частью оборотных  активов , а именно частью фондов  обращения дебиторская задолженность,  а особенно неоправданная, резко  сокращает оборачиваемость оборотных  средств и тем самым уменьшает  доход предприятия. 

  По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К  нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а так же действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений. 

 Дебиторская задолженность  бывает внутренней и внешней.  Она подразделяется на кратко- и долгосрочную. Срок погашения  краткосрочной задолженности после  отчетной даты не превышает  одного года. Задолженность всегда  носит срочный характер (фиксирована  во времени). При этом она может  быть просроченной; наличной, безналичной;  оформленной векселями; сомнительной; безнадежной и не вызывающей  сомнений (устранимой). [3]

 Дебиторская задолженность  может быть представлена следующими  статьями: дебиторская задолженность  по основной деятельности и  дебиторская задолженность по  прочим операциям.

 Дебиторская задолженность  по основной деятельности отражается  в статьях «Счета к получению»  и «Векселя полученные». Счета  к получению возникают тогда,  когда сделка оформляется путем  простой записи стоимости проданных  в кредит товаров и услуг  по так называемому «открытому  счету» без письменного обязательства  уплаты заемщиком. Вексель полученный  – это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.

 К дебиторской задолженности  по прочим операциям относятся  такие  статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как  гарантия долга, дебиторская задолженность  по финансовым операциям (дебиторская  задолженность по дивидендам  и процентам) и др.

 Дебиторская задолженность  является активом предприятия,  который связан с юридическими  правами, включая право на владение. [19]

Актив дебиторской задолженности  имеет три существенных характеристики:

1) он воплощает будущую  выгоду, обеспечивающую способность  прямо или косвенно создавать  прирост денежных средств;

2) активы представляют  собой ресурсы, которыми управляет  хозяйствующий субъект. Причем  права на выгоду или потенциальные  услуги должны быть законны  или иметь юридическое доказательство  возможности их получения;

  3) к активам не относится выгода, которая будет получена в будущем, но в настоящее время не находится под контролем предприятия.

  Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Предприятия заинтересованы продавать свою продукцию покупателям  и заказчикам, способным своевременно оплачивать счета.

К дебиторам относятся  две группы статей раздела 2 актива баланса:

-  дебиторская задолженность,  платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после  отчетной даты (стр. 230);

-  дебиторская задолженность,  платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной  даты (стр. 240).

В каждой из этих групп выделяются виды дебиторов: покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность  дочерних и зависимых обществ, задолженность  участников по взносам в уставной капитал, авансы выданные, прочие дебиторы (задолженность за налоговыми органами, работников по ссудам и займам, подотчетных  лиц, поставщиков по недостачам, обнаруженным при приемке, штрафы, пени, неустойки). [2]

По характеру образования  дебиторская задолженность делится  на нормальную и неоправданную. К  нормальной задолженности предприятия  относится та, которая обусловлена  ходом выполнения производственной программы предприятия, а также  действующими формами расчетов (задолженность  по предъявленным претензиям, задолженность  за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Срок погашения по данной задолженности  либо еще не наступил, либо составляет менее месяца.

Неоправданной дебиторской  задолженностью считается та, которая  возникла в результате нарушения  расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении  учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения  недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность  по недостачам и хищениям и др.).

При этом с точки зрения реальности возможного погашения дебиторской  задолженности ее можно подразделить на реальную, спорную и безнадежную.

Реальная дебиторская  задолженность – это сумма  задолженности по которой есть перспективы  своевременного погашения и завершения расчетов.

Спорная дебиторская задолженность  – это сумма задолженности  по которой предъявлены иски и  претензии и идет разбирательство  в суде или арбитражном суде.

Безнадежная дебиторская  задолженность – это сумма  задолженности, по которой нет перспектив получения средств, и ее предстоит  списать в убыток по истечении  сроков исковой давности.

Основой возникновения дебиторской  задолженности являются расчетные  операции предприятия. В результате расчетных операций предприятие  одновременно выступает финансовым донором и реципиентом; в первом случае оно кредитует одних контрагентов (покупателей своей продукции), во втором – получает средства во временное  пользование от других контрагентов (поставщиков сырья, материалов, услуг). Исходя из здравого смысла понятно, что  получение средств во временное  пользование, особенно если это делается бесплатно, более предпочтительно  по сравнению с отвлечением собственных  средств, т.е. кредиторская задолженность  лучше, чем дебиторская. Тем не менее, избежать появления дебиторской  задолженности по текущим операциям  практически невозможно; для этого  нужно продавать всю свою продукцию  на условиях предоплаты или оплаты за наличный расчет, а это возможно лишь в исключительно редких случаях (например, когда продукция пользуется повышенным спросом); кроме того, и  безмерное наращивание кредиторской задолженности весьма проблематично  ввиду естественных ограничений  на объемы потребляемого сырья, наличия  штрафных санкций за неисполнение обязательств и т.п. Поэтому на любом предприятии  существует определенная система регулирования  отношений с контрагентами по товарным операциям .

С позиции возмещения стоимости  поставленной продукции продажа  может быть выполнена одним из трех методов: а) предоплата, б) оплата за наличный расчет, в) оплата с отсрочкой  платежа, осуществляемая обычно в виде безналичных расчетов, основными  формами которых являются платежное  поручение, аккредитив, расчеты по инкассо  и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа, и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Информация о работе Анализ управления дебиторской задолженностью